Функции менеджмента и пути их эффективного использования в деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире термин «менеджмент» употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. В-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению

Содержание

Введение.
1. Функции менеджмента и их значение в управлении организацией.
1.1. Сущность менеджмента как социально-экономического процесса.
1.2. Единство и взаимосвязь функций менеджмента.
1.3. Классификация и характеристика функций менеджмента.
1.4. Зарубежный опыт реализации функций менеджмента в деятельности организаций.
2. Анализ осуществления функций менеджмента в организации.
2.1. Краткая экономико-организационная характеристика деятельности организации.
2.2. Оценка функций планирования и организации.
2.3. Управление человеческими ресурсами и мотивация труда.
2.4. Оценка функций контроля.
3. Пути повышения эффективности использования функций менеджмента в деятельности организации.
3.1. Оценка эффективности использования функций менеджмента в орга-низации.
3.2. Основные направления совершенствования использования функций менеджмента в деятельности организации.
Заключение.
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 501.78 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский  торгово-экономический университет

Потребительской кооперации»

 

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Менеджмент»

на тему: Функции менеджмента  и пути их эффективного использования  в деятельности организации (на материалах Гомельского районного потребительского  общества)

 

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

    План

Введение.

  1. Функции менеджмента и их значение в управлении организацией.
    1. Сущность менеджмента как социально-экономического процесса.
    2. Единство и взаимосвязь функций менеджмента.
    3. Классификация и характеристика функций менеджмента.
    4. Зарубежный опыт реализации функций менеджмента в деятельности организаций.
  2. Анализ осуществления функций менеджмента в организации.
    1. Краткая экономико-организационная характеристика деятельности организации.
    2. Оценка функций планирования и организации.
    3. Управление человеческими ресурсами и мотивация труда.
    4. Оценка функций контроля.
  3. Пути повышения эффективности использования функций менеджмента в деятельности организации.
    1. Оценка эффективности использования функций менеджмента в организации.
    2. Основные направления совершенствования использования функций менеджмента в деятельности организации.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

1.Функции менеджмента и их значение в управлении организацией

 

1.1.Сущность менеджмента  как социально-экономического процесса

В современном мире термин «менеджмент» употребляется для  определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. В-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Итак, менеджмент можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки менеджмента. Многогранность понятия менеджмент представлена на рисунке 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Их содержательное отличие заключается в том, что само по себе понятие «управление» намного шире, оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в разных её сферах. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control», для государственного управления – термин «government administration». Термин «менеджмент» в свою очередь применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях. В рыночно ориентированных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью.

Сущность менеджмента, как  социально-экономического процесса, составляет управление организацией в условиях рынка, с учетом использования методов, функций и механизмов хозяйствования в рыночной экономике.

 

1.2. Единство и  взаимосвязь функций менеджмента

Когда мы говорим о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеем  в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия.

Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и  т.д.), затем организует ресурсы, которые  потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Т.е. для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и совершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут  осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так  и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная  посредством выполнения функции  контроля, "говорит" менеджерам, как  выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Если менеджер желает обеспечить "безоблачное" будущее своей организации, он постоянно должен осуществлять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большой степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда Как видно, все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Ведь управление - это искусство создавать вещи посредством людей. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Их взаимосвязь показана на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2

 

Каждая из четырех функций  менеджмента является для организации  жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. Реализация функции планирования напрямую влияет на функцию организации и координации, опосредованно - на мотивацию и контроль, причем сам процесс планирования подлежит обязательному контролю. Функцию координации в начале 20 века сформулировал Анри Файоль на ряду с четырьмя другими функциями и находится в прямой связи со всеми остальными функциями, только с ее помощью возможна реализация каждой. В свою очередь процесс координации требует планирования, четкой организации, мотивации персонала и своевременного контроля.

Функция мотивации влияет на коллектив в целом и отдельных сотрудников в частности, в форме общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Контроль реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления нарушений и анализа причин этих нарушений и отклонений.

Современные авторы излагают разные варианты функций. На рисунке 1.3 представлены основные функции на векторе процесса управления в виде четырех пар.


 

 

 

 

 

Рисунок 1.3

 

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Этот цикл управления является универсальным по отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т.п.

Качество выполнения предыдущей функции - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующей функции. В этом и выражается взаимозависимость функций менеджмента.

 

1.3. Классификация  и характеристика функций 

менеджмента

Разделение сложного труда на составные части в  экономической теории было известно давно. Известный английский экономист А.Смит ещё за 130 лет до Ф.Тейлора использовал эту идею. Он рассматривает влияние приема разделения труда на повышение производительности. Смит анализирует, в частности, производство булавок. Последнее по мнению автора, представляет собой не только отдельную профессию, но и распадается на несколько видов работ. Их, в свою очередь, можно назвать особыми специальностями. Смит указывает, что необученный рабочий может сделать за день одну булавку, обученный – несколько. В то же время Смит сообщает, что видел небольшую мастерскую, в которой 10 человек в результате разделения труда способны были за день сделать 48 тысяч булавок.

Впоследствии, в ходе развития теории научного менеджмента, управленческий труд был разбит на ряд функций. За сто лет существования теории менеджмента получили развитие и его функции. Также получила развитие и их классификация, которая делит функции на большое множество видов. В данной курсовой работе приведу классификации функций менеджмента разных авторов.

В.Ф.Володько в своем учебном пособии [2, с.65-66, схема 4.2] предлагает деление функций менеджмента на следующие виды: основные, связующие, специальные и вспомогательные.

Основные функции менеджмента  можно представить в виде четырех  пар: прогнозирование и планирование, организация и координация, стимулирование и мотивация, контроль и контроллинг. Последнюю часто называют еще и интегральной функцией.

Связующих функций менеджмента  две: коммуникации и принятия управленческих решений. Они получили такое название потому, что фактически связывают между собой все основные функции.

Специальных функций менеджмента  может быть много. Наиболее распространенные из них это управление основным или вспомогательным производством, материально-техническим снабжением, маркетингом, сбытом, финансами, недвижимостью, ресурсами и т.д.

Вспомогательной функцией является консалтинг (консультирование). Его можно определить как процесс консультирования руководителя специалистами в ходе выработки  управленческих решений и разработки сложных проектов. В ходе управления руководитель постоянно сталкивается с проблемами, по которым у него недостаточно информации и компетенции. Здесь и необходимы консультанты. Данную классификацию и взаимосвязь функций можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.4.



Рисунок 1.4

А.А.Брасс в своем пособии [3, с.57-60, рис.2.1] указывает, что с точки зрения создания систем менеджмента наиболее целесообразно выделить общие, специальные и конкретные функции (рисунок 1.5).

Рисунок 1.5

 

В данной курсовой работе наиболее полно характеризуется четыре основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что надо делать и что для этого нужно, когда и кто это будет делать, кто будет отвечать за полученный результат. Можно утверждать, что планирование наводит мост между существующим положением дел и тем, которого необходимо достичь. Оно дает возможность реализовать предоставляющиеся возможности и свести к минимуму будущие риски.

Планы зависят от целей  организации и стоящих перед  ней задач. Исходя из этого, елью планирования является обеспечение достижения целей  организации путем:

    • устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;
    • сосредоточения внимания руководителей на главных задачах предприятия;
    • достижения экономического функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;
    • обеспечение условий для организационной, мотивационной и контролирующей деятельности на предприятии.

Существует несколько  видов планов: стратегические, текущие, тактические, оперативные, проекты (показаны на рисунке 1.6).


Рисунок 1.6

 

Стратегический план содержит реализацию общей политики предприятия, генеральное направление деятельности, приоритеты, распределение ресурсов. Обычно он охватывает 5 и более лет. Тактический план отражает развитие предприятия на более короткий срок. Обычно это один год. Оперативный план обычно составляется на один месяц. Проект – это план по реализации единичной деятельности (то, что делается раз и надолго; это может быть строительства магазина, внедрение новой технологии и т.д.).

Информация о работе Функции менеджмента и пути их эффективного использования в деятельности организации