Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 17:40, курсовая работа
В современном мире термин «менеджмент» употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. В-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению
Введение.
1. Функции менеджмента и их значение в управлении организацией.
1.1. Сущность менеджмента как социально-экономического процесса.
1.2. Единство и взаимосвязь функций менеджмента.
1.3. Классификация и характеристика функций менеджмента.
1.4. Зарубежный опыт реализации функций менеджмента в деятельности организаций.
2. Анализ осуществления функций менеджмента в организации.
2.1. Краткая экономико-организационная характеристика деятельности организации.
2.2. Оценка функций планирования и организации.
2.3. Управление человеческими ресурсами и мотивация труда.
2.4. Оценка функций контроля.
3. Пути повышения эффективности использования функций менеджмента в деятельности организации.
3.1. Оценка эффективности использования функций менеджмента в орга-низации.
3.2. Основные направления совершенствования использования функций менеджмента в деятельности организации.
Заключение.
Список используемой литературы
Современная теория менеджмента имеет два абсолютно разных значения понятия «организация». Первое тождественно понятием «предприятие», «компания», «фирма». Второе понятие – это одна из функций менеджмента. Таким образом, организация (как функция менеджмента) – это процесс расстановки во времени и пространстве ресурсов, а также определение способов их взаимодействия.
В понятии «организация» теория управления выделяет три элемента: норма управляемости, формализация управления и структура управления.
Норма управляемости –
это определение числа
Формализация управления – это установление взаимоотношения полномочий и ответственности между сотрудниками в письменной форме ( в инструкциях, приказах, нормативов). Линейная подотчетность работников и менеджеров называется «командной цепочкой». Линия властных полномочий от вышестоящего начальника к нижестоящему определяется как «скалярная цепь».
Структура управления – это схема управленческой иерархии предприятия. Структуры управления делятся на высокие и плоские. Высокие структуры имеют более трех ступеней управленческой иерархии. Их еще называют пирамидальными (рисунок 1.7).
1-й уровень – президент фирмы
2-й уровень – вице-президенты
3-й уровень – руководители департаментов
4-й уровень – руководители групп
Рисунок 1.7
Плоские структуры управления имеют лишь две-три ступени управленческой иерархии (рисунок 1.8).
1-й уровень – директор
2-й уровень – менеджеры
Рисунок 1.8
По утверждению современных теоретиков, число уровней иерархии должно быть минимальным. Иными словами, плоские структуры управления значительно эффективнее высоких.
На заре создания теории научного менеджмента Тейлор и его единомышленники понимали высокую роль работника в любом деле. Однако, эффективная реализация этой роли складывалась не только из квалификации работника, но и из его желания хорошо работать. Поэтому на протяжении стольких лет в теории управления выделилась такая функция, как мотивация – процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения личных целей и целей организации.
Целями функции мотивации являются определение возможностей и мотивов (целевых установок) стремления сотрудников к интенсивному труду и создание условий для их реализации при выполнении необходимой (конкретной) работы для достижения желаемого результата деятельности предприятия.
Сущность мотивации
Мотивация представляет процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий, изображенных на рисунке 1.9.
Рисунок 1.9
На первой стадии работник ощущает, что ему чего-то не хватает. На второй – ищет пути устранения потребности (например, подавить, удовлетворить или не замечать). На третьей работник определяет, что он должен сделать, чтобы получить то, что необходимо для устранения потребности. На четвертой – затрачивает усилия для получения чего-то, что необходимо для устранения потребности. На пятой работник получает то, что он может использовать для устранения потребности. На шестой – устраняется потребность (полностью или частично). Таким образом в структуру мотива входят:
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существуют различные теории мотивации, пытающиеся объяснить этот процесс. Их обычно делят на две большие группы. Первая группа теорий называется теориями содержания мотивации (или содержательными теориями мотивации). Эти теории анализируют потребности и их влияние на мотивацию человека. Вторая группа теорий называется теориями процесса мотивации (или процессуальными теориями мотивации). Эти теории изучают механизм удовлетворения потребностей и поведения людей с учетом восприятия ими ситуации.
В современном менеджменте грамотно разработанная система мотивации обеспечивает работнику:
Контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания предприятия на выбранном пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов его деятельности с установленными планами и принятия необходимых корректирующих действий.
Более простой формулировкой служит следующая: контроль – это проверка выполнения поставленных задач.
В процессе управления контроль завершает весь процесс, начатый выработкой и постановкой цели, дает начало новым управленческим действиям. Эффективный контроль предполагает постоянное взаимодействие со всеми другими функциями управления.
Контроль имеет двоякое значение. С одной стороны, он нацелен на своевременное выявление всех факторов, препятствующих достижению целей организации, с другой – на оценку добросовестности исполнителей. Необходимость проведения контроля:
Существуют разнообразные виды контроля. Можно выделить внутренний и внешний контроль, по времени осуществления и назначению выделяют предварительный, текущий и заключительный.
Объектами учета и контроля являются:
Разработка планов, нормативов и стандартов
Процесс контроля можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.10.
Получение фактических показателей деятельности
Совершение действий по выполнению планов
Сопоставление фактических показателей деятельности с нормативами и стандартами
Разработка планов, корректирующих действий
Определение отклонений
Анализ причин отклонений и оценка эффективности деятельности
Рисунок 1.10
Контроль оказывает влияние на поведение людей в организации. Его главная цель состоит в том, чтобы не допустить ошибок, недобросовестного отношения к работе, обмана и т.п.
1.4. Зарубежный
опыт реализации функций
В менеджменте существует такое понятие как «модель менеджмента», ко-
торое представляет собой совокупность определенных приемов, методов и стилей управления организацией. Моделей существует достаточно много, истоки их разнообразия лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.
В данной работе рассмотрены наиболее «продвинутые» модели менеджмента: американская, японская и европейская. В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.
В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:
В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:
В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде:
Если сопоставить
представленные модели менеджмента, то обращают
на себя внимание следующие особенности. В американской
модели менеджмента большое внимание уделяется
коммуникационным процессам, координации
и прогнозированию как планированию в
организации. В японской модели
менеджмента основа эффективности
Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.