Функционирование организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый – предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ. 5
1.1. Система управления организацией. 5
1.2. Жизненные стадии и циклы организации. 7
2. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 12
2.1. Механизм организационного развития. 12
2.2. Задачи управления современной деловой организацией. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ2.docx

— 68.33 Кб (Скачать файл)

 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ. 5

1.1. Система управления организацией. 5

1.2. Жизненные стадии и циклы организации. 7

2. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 12

2.1. Механизм организационного развития. 12

2.2. Задачи управления современной деловой организацией. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

 

Теория  организации изучает принципы, законы и закономерности, связанные с созданием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией организаций. Организация — это одно из самых древних общественных образовании на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей. Организация – это одно из “краеугольных” понятий менеджмента, определяемая как “систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей”1.  Ключевой характеристикой организации является цель. Центральным в управлении является понятие организации. Организация является причиной, которая обуславливает существование управления. Честер Барнард, классик управления 30-х годов, определяет формальную организацию как – “систему сознательно координируемых действий двух или более человек”2. В современном понимании, организация – это группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Здесь следует отметить, что за рамки данного определения выходят неформальные организации, которые существуют в формальных организациях. Неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными. Один из первых, кто исследовал образование неформальных организаций, был Джордж Хоманс, теоретик в исследовании групп. В настоящем исследовании, используя слово организация, мы будем подразумевать понятие формальная организация. Существенно понимание в современном управлении организации как открытой системы, т.е. системы, элементы которой взаимодействуют не только друг с другом, но и с внешней средой. Внутренняя среда включает цели организации, ресурсы, размер, разделение труда, людей. Эти переменные в различной степени контролируемы. Внешняя среда включает:  Понятие управления организацией далеко не однозначно в науке. В современной теории можно выделить по крайней мере пять подходов к управлению:

1. Подход  с точки зрения науки о поведении,  сосредоточенный прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. В рамках подхода изучаются различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения качества работы и качества трудовой жизни.

2. Подход  с точки зрения количественных  или экономико-математических методов.  Ключевой характеристикой подхода  является замена описательного  анализа моделями, символами и  количественными значениями.

3. Процессный  подход, рассматривающий управление  как непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций. Конкретное  содержание и классификация функций,  различное у разных авторов,  может быть сведено к четырем  категориям функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

4. Системный  подход, рассматривающий организацию  как состоящую из многочисленных  взаимозависимых подсистем открытую  систему, взаимодействующую с  внешней средой.

5. Ситуационный  подход. Центральным моментом ситуационного  подхода является ситуация –  конкретный набор обстоятельств,  которые влияют на организацию  в данное конкретное время.  Ситуационный подход пытается  увязать конкретные приемы и  концепции с определенными конкретными  ситуациями, для того чтобы достичь  целей организации наиболее эффективно.

 

Итак, организация  – пространственно-временная структура  производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов  в самое короткое время и при  минимальных затратах факторов производства.

Актуальность проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый – предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.

С учетом актуальности этой проблемы все вышесказанное  и обусловило выбор темы нашего исследования «Функционирование организации».

Объектом изучения является организация как социальная целостность, которая направлена на реализацию определенных целей и построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой.

Предметом исследования является функционирование организации.

Цель данной работы – проанализировать функционирование организации.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть  особенности организаций и специфику  управления;

2. проанализировать  систему управления организацией;

3. определить  жизненные стадии и циклы организации;

4. выявить  механизм организационного развития;

5. исследовать  и выделить основные задачи  управления современной организацией.

 

 

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ.

1.1. Система управления  организацией.

Система управления (СУ) организацией должна включать в себя совокупность всех подсистем и коммуникаций между  ними, всех служб организации, а также  процессов, которые обеспечивают заданное функционирование. Управление организацией – это непрерывный процесс, который  влияет на производительность группы, работника или организации в  целом, чтобы  достичь наилучших  результатов. “Управлять - значит вести  предприятие к его цели, при  этом извлекать максимальные возможности, которые имеются в его распоряжении ресурсов”, – таким образом охарактеризовал  процесс управления Г. Файоль .

Процесс управления предусматривает  согласованные между собой действия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели, которые стоят перед организацией. Для координации действий существует специальный орган, который реализует функцию управления. Поэтому в любых организациях выделяются управляемые и управляющие части. Схема того как они взаимодействуют между собой показана на рис.1. В управляющую часть входят менеджеры, дирекция  и информационные подразделения, которые обеспечивают работу руководящего звена. Эту часть организации называют административно-управленческим аппаратом. Информация - это входное воздействие и конечный продукт управляющей части. Необходимый элемент любой организации является управляющее звено.

 

 
Рис. 1. Взаимодействие управляющей  и управляемой части деловой  организации.  
А - управляющая информация, Б - информация об исполнении.

Управленческие решения на данном уровне принимаются как результат  экономического обоснования, прогнозирования, оптимизации, анализа и выбора альтернативы из большого количества вариантов достижения поставленной цели. Для преодоления  возникшей проблемы принимается  управленческое решение, представляющее собой не что иное, как реальное противоречие,  которое требует  своего разрешения.

Отметим, что управленческое решение  – это результат творческого  коллективного труда. Оно носит  общий характер. Даже, в том случаи, когда руководитель сам принимает  какое-либо решение, то коллективный интеллект  в разных формах ( явной или неявной ) влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

Управляемая часть – это функциональные и производственные подразделения, которые заняты обеспечением производственного  процесса. От типа организации зависит  то, что поступает на вход управляемой  части, и то, что становится ее выходом. Выход - это информация по управлению денежными средствами и финансовыми  потоками.

Для координации действий управляемой  части, нужно использовать систему  научного управления, которая обоснована Ф. Тейлором в его популярной книге  “Принципы научного управления”. Он выделил одну из управленческих функций, отделив процесс планирования труда  от самого труда. По Тейлору, Основные положения системы научного управления, формулируются таким  образом :

• создание научного фундамента, которые заменяют собой практически сложившиеся, традиционные методы работы;

•           на основе научных критериев производится обучение и отбор сотрудников;

• взаимодействие между исполнителями и администрацией с целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;

• равномерное распределение ответственности и  труда между исполнителями и администрацией.

Позже Г. Эмерсеном было сформулировано 12 принципов производительности труда, которые относятся к звену управления организацией.

Достаточно четко задачи управления организацией было сформулировано Г. Файолем, которые был учеником и последователем Ф. Тейлора и также одним из основателей научной теории управления. Он выделил области деятельности предприятия, которые нуждаются в управлении, их 6 : защитную, техническую, финансовую, бухгалтерскую, коммерческую, административную. Наиболее характерными задачами звена управления, по его мнению,  являются: 

• “организовывание”, т.е.  управление и  распределение использованием человеческих и материальных ресурсов;

• выдача распоряжений, которые поддерживают действия работников в оптимальном режиме,

• координация всевозможных действий для достижения общих целей;

• выработка норм поведения, которыми должен руководствоваться член организации и проведение мероприятий по соблюдению этих норм;

• контроль за поведением членов организации.

Файоль сформулировал характерные признаки процесса управления в начале ХХ века. С тех пор в деятельности организаций произошли изменения. Изменилась технология управления финансами. В последнее время многие преобразования в данной сфере связаны с внедрением электронных заменителей денег и систем расчетов. 

1.2. Жизненные  стадии и циклы организации.

Согласно органическому подходу  к управлению функционирование организации  по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, который  означает как  стадийность развития, так и его процессуальность стадийность.

В основном, специалисты сходятся в том, что  полный жизненный цикл организации  обязательно включает различные  стадии, такие, как стабилизацию и  кризис (спад), формирование организации, ее интенсивный рост. Причем стадия кризиса (спада) не обязательно должна заканчиваться ликвидацией организации  или  “смертью”. Она может заканчиваться  так же и “возрождением” или  “преображением” (рис. 2.) . 

 

 

 

Рис. 2. Жизненные циклы  организации  
1 - формирование организации, 2 - интенсивный рост, 3 - стабилизация, 4 - кризис. 
В соответствии с концепциями стадийности и процессуальности развития организации ни одна фирма не остается слишком долго в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, и зачастую с переживанием противоречий, трудностей. Выделяются несколько уровней рассмотрения таких этапностей. Периоды, которые проживаются фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в определенный период функционирования организации, в первую очередь, специфику управленческих задач, мы будем называть - стадиями; периоды, где организация принципиально изменяет внутренние  ориентации и ценности, – циклами развития.

Первая стадия развития организации  – это ее формирование. На данной стадии для организации очень  важно найти такой товар, который  можно предложить потребителю. Если организации удается “раскрутить” свой товар, то есть найти свое место  на рынке, то повышается вероятность  того, что она может перейти  в следующую стадию, которая называется интенсивный рост.

На второй стадии своего развития организация растет, увеличивается  число персонала, направлений деятельности, количество филиалов, подразделений, увеличивается  объем продаваемого товара. Если организации  удается стабилизировать источники  дохода, закрепиться на рынке уже  в качестве полноправного агента, удержаться на волне, то она уже может  перейти к третьей стадии под  названием  стабилизация.

Информация о работе Функционирование организации