Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:37, курсовая работа
Актуальность проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый – предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ. 5
1.1. Система управления организацией. 5
1.2. Жизненные стадии и циклы организации. 7
2. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 12
2.1. Механизм организационного развития. 12
2.2. Задачи управления современной деловой организацией. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
На стадии стабилизации для организации
очень важно максимально
После выше сказанной стадии стабилизации организация может перейти в следующую стадию под названием кризис, характеризующийся, как правило, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности.
Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в одном случае, если она сможет найти привлекательный, новый для потребителя товар и занять новое место на рынке. Если сделать это удалось, то она уже в превращенном виде может вновь пережить все предыдущие стадии, это формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. Кризисы неизбежны в развитии организации. Основные особенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития позволяет выделить анализ историй успешных компаний.
Стадия формирования – в условиях
рыночных отношений определение
цели через уточнение представлений
о клиенте, его специфических
потребностях и соотнесение с
представлениями о задачах
Стадия закрепления на рынке с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) и услуг и товаров, расширение круга поставщиков и партнеров, потребителей, а также закрепление неповторимого собственного имиджа. А так как со стороны организации экспансия довольно часто сопряжена с достижением поставленной цели, то нужно быть готовым к различным противодействиям со стороны конкурента. Получается, готовность к борьбе является важной особенностью организации на данном этапе.
Стадия стабилизации является, на первый взгляд, той самой заветной мечтой, к которой с самого начала стремится организация. Однако, преследуемая на этой стадии основная цель, – закрепление на достигнутом – потребует от организации не меньших, если не больших усилий, чем цели предыдущих стадий. Все это связано с тем, что проблемы, которые требуются в решении на данной стадии, связанны с самой организацией, т. е. носят преимущественно внутренний характер.
От “аутентичности” зависит успешность организации на данной стадии существующим во внешней среде образцам. Достаточно часто это приводит к отказу от жизни организации, которая была до, что в основном реализуется в форме создания мифа.
Самый трудный этап существования-это стадия кризиса организации, так как это – нахождение альтернатив и поиск путей выхода из критического состояния и сопротивление кризису.
На каждой из стадий организация
реализует специфическую
Но если мы сравним особенности внутрифирменных установок, которые регламентируют управленческую деятельность, то выясним, что не только задачи стадии важны для понимания таких мероприятий, выполняющиеся руководством в конкретный период существования организации. Не менее существенным оказывается и ценностная, целевая и генеральная установка фирмы в определенный период существования.
Таблица 1.
Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии организации и особенностей персонала
Стадия. Цель |
Тип стратегии. Краткое описание |
Краткая характеристика стратегии |
Характеристика особенностей персонала |
Формирование. “Заявка” на рынке товаров/услуг |
Предпринимательская. Привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлекательным для клиента |
Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление ближайших мер |
Работники должны быть новаторами, инициативными,
контактными, с долговременной ориентацией,
готовыми рисковать, не боящимися ответственности.
Малая сменяемость ведущих |
Интенсивный рост. “Размножение систем” |
Динамический рост. Нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа структур |
Степень риска - меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур |
Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала |
Стабилизация. Закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабельности |
Прибыльность. Поддержание системы в равновесии |
В центре внимания - сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правила |
Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска |
Спад. Прекращение нерентабельного, зат-ратного производства Возрождение |
Ликвидация. Ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и психологической |
Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем - сокращение работающих |
Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные |
Предпринима-тельская/ |
Основное - спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу |
Гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда |
Организации также ещё проходит один временной цикл, который более длителен по сравнению со стадийным, в котором выделяются четыре различных типа ценностных установок.
Установка, которая характерна для цикла развития организации “тусовка”, ставит во главу ценности создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям, межличностного общения.
Установка, которая характерна для
цикла развития организации под
названием “механизация”, связана
с внутренней организацией, с определением
деятельности, с пониманием ценности
упорядочивания. Именно на этом цикле
развития организация впервые
Установка, которая проявляется
в период цикла развития “внутреннее
предпринимательство”, говорит о
необходимости максимального
Установка, которая характерна для
этапа “управление качеством”,
связана с всемерной
В наши дни, чтобы выжить, организация должна изменяться. Новые открытия и изобретения быстро вытесняют стандартные способы работы. Организации, тратящие основную часть своего времени и ресурсов на поддержание статуса кво, вряд ли будут процветать в нынешней изменчивой обстановке.
Успешная
организация постоянно
С развитием организации происходит и эволюция перемен. Первопричина перемен – действие сил, внешних по отношению к организации. Сначала они едва заметны и не ощущаются компанией, воспринимаются как внешнее окружение. Постепенно перемены в технологиях, методах и способах работы проникают в организации конкурентов и партнеров. Появляются новые стандарты качества, времени и работы. Не принимая во внимания изменения и откладывая рассмотрение перемен и дальнейшего развития, организация ставит под угрозу эффективность своей работы.
Перемены, которые были не так давно внешними, становятся внутренними. Необходимость перемен становится неизбежной в такой ситуации.
Менеджеры ищут способы поощрить нововведения, которые позволили бы организациям соответствовать изменяющейся внешней среде, развиваться и идти вперед к поставленным целям.
Ключевые элементы организации – не здания и не оборудование. Организации создаются людьми и их взаимоотношениями друг с другом. Организация существует, когда люди взаимодействуют для того, чтобы выполнить некоторые действия, необходимые для того, чтобы достичь цели. Современные тенденции в менеджменте подчеркивают важность человеческих ресурсов, и большинство новых подходов основано на предоставлении работникам более широких возможностей, чтобы побудить их учиться и вкладывать свои силы в общее дело, поскольку все они трудятся вместе для достижения общей цели.
Большинство организаций сегодня стремится к большей горизонтальной координации своих действий, часто используя подход, при котором несколько служащих с профессиональными различными обязанностями работают единой командой над общим проектом. По мере того как организации встречаются с необходимостью быстро реагировать на изменения в окружающей среде, границы между подразделениями, а также и между самими организациями становятся все более гибкими и размытыми. Ни одна современная организация не может существовать без взаимодействия с потребителями, поставщиками, конкурентами и другими элементами внешней среды. Сегодня некоторые компании сотрудничают даже со своими конкурентами, обмениваясь информацией и технологиями, получая от этого взаимную выгоду.
Что происходит с организациями и работниками, когда окружающий мир меняется столь быстрыми темпами? Размышляя о будущем своих организаций в ХХI веке, менеджеры не могут не думать о необходимости изменения подходов к управлению.
Организационное развитие – это мероприятия в области менеджмента, направленные на осуществление крупных изменений в организациях. С точки зрения теории управления организацией понятие организационного развития (ОР) до сих пор является предметом серьезных разногласий. Существующее толкование термина «организационное развитие» подразумевает «определенный комплекс мероприятий в области преобразований, квалификаций, деятельности, методов и приемов, которые используются с целью оказания помощи людям и организациям стать более эффективными»4. Однако, несмотря на сравнительную простоту этого высказывания, не наблюдается всеобщего согласия относительно того, что следует включать в конкретный набор мер и с каких позиций следует оценивать эффективность организаций.
Критики организационного развития отмечают, что в качестве управленческого метода ОР неизбежно основано на управленческих ценностях менеджеров организации, поскольку инициаторами перемен, как правило, выступают менеджеры высшего звена или собственники компаний. При этом сложившееся соотношение власти в организации воспринимается как данное. В результате процесс ОР оказывается неэтичным, так как даже при повышении результативности организации, основное соотношение власти остается неизменным, а сотрудниками манипулируют без их согласия.
Сторонники ОР доказывают, что процесс ОР является не более неэтичным, чем какие-либо другие мероприятия в области менеджмента. Наиболее эффективной защитой от злоупотреблений и манипулирования является деятельность менеджеров, создающих и укрепляющих организационную культуру, которая поддерживает этичное поведение. В этой связи процесс ОР делает акцент и на том, каким образом сотрудники в организациях в большей степени познают себя и других. Упор делается на психологическое состояние сотрудников, развитие навыков общения и взаимодействия друг с другом. Сторонники ОР считают, что эффективность организации можно увеличить, если сотрудники примут участие в честном и открытом обсуждении имеющихся проблем.
Поскольку среди специалистов существуют различные подходы к организационному развитию, мы приведем несколько основных определений ОР. Организационное развитие – это плановый, управляемый и систематический процесс преобразований в области культуры, систем и поведения организации с целью повышения эффективности организации в решении ее проблем и достижении ее целей. В данном случае акцент делается на ОР как на плановый процесс в течение какого-то времени, который должен быть оправдан с точки зрения эффективности организации. Однако это определение все еще остается неполным.