Характеристика основных функций управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы не оставляет сомнений, потому что теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Знание ключевых функций организации в современных концепциях управления – залог эффективного управления организацией. Функция управления занимает важное место среди основных категорий науки управления. Это говорит о том, что разработку структуры, применение методов и средств управления, подбор и расстановку кадров и т. п. следует осуществлять с учетом состава и содержания функций управления и эффективности их реализации, т. е. применение большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы функций управления……………………………………… 5
1.1 Понятие и классификация функций управления организации………………….. 5
1.2 Взаимосвязь функций управления…………………………………………………………….. 8
Глава 2 Характеристика основных функций управления…………………………………. 10
2.1 Планирование как функция управления……………………………………………………. 10
2.2Организация как функция управления………………………………………………………. 16
2.3 Мотивация как функция управления…………………………………………………………. 19
2.4 Контроль как функция управления……………………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая заказ111.docx

— 96.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………………………………………....    2

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..    3

Глава 1 Теоретические  основы функций управления………………………………………    5

    1. Понятие и классификация функций управления организации…………………..   5
    2. Взаимосвязь функций управления……………………………………………………………..    8

Глава 2 Характеристика основных функций управления………………………………….  10

2.1 Планирование как функция управления…………………………………………………….   10

2.2Организация как функция управления……………………………………………………….  16

2.3 Мотивация как функция управления………………………………………………………….   19

2.4 Контроль как функция управления…………………………………………………………….    24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..   28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..    31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управления фирмой имеет важное значение для правильной работы организации и функционирования предприятия. Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления находится в постоянном развитии. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются, улучшаются в связи с  изменениями, которые происходят на рынке.

Управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, который состоит из определенных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функция управления – это  конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также  соответствующая организации работы.

Актуальность темы данной курсовой работы не оставляет сомнений, потому что теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Знание ключевых функций организации в современных концепциях управления – залог эффективного управления организацией. Функция управления занимает важное место среди основных категорий науки управления. Это говорит о том, что разработку структуры, применение методов и средств управления, подбор и расстановку кадров и т. п. следует осуществлять с учетом состава и содержания функций управления и эффективности их реализации, т. е. применение большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления.

В данной курсовой работе были изучены следующие функции управления: планирование, организация, мотивация и  контроль. 

Планирование является важнейшей  функцией управления, которая, так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики. Чтобы  планы были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Именно поэтому, организация – одна из основных функций в управлении. Контроль тесно связан с функцией планирования и осуществляется на стадии планирования. Без него невозможно эффективное управление организацией. Мотивация- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В связи с этим, мотивация так же важна в организации в современных концепциях управления.

Целью курсовой работы является рассмотрение ключевых функций управления.

Для реализации указанной  цели выделены следующие основные задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть понятие и содержание основных функций управления;
  2. Рассмотреть взаимосвязь функций управления;
  3. Провести анализ основных функций управления: планирования,

организации, мотивации,  и контроля.

Предметом курсовой являются функции управления.

При изучение функций управления достаточно широко использовались труды отечественных авторов, СМИ и сеть Интернет.

Структура работы соответствует  поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе раскрыто понятие функций управления, классификация, и их взаимосвязь. Во второй главе дана подробная характеристика основных функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

 

 

Глава 1 Теоретические  основы функций управления

1.1 Понятие и классификация функций управления организации

 

Функция управления – особый, характерный, качественно однородный вид управленческой деятельности, выделившийся в результате разделения управленческого труда, с помощью которого субъект управления воздействует на управляемый объект. Функция управления отвечает на вопрос, кто что делает или должен делать в системе управления производством.

Функции производства – это деятельность производственного персонала по производству продукции и услуг.

В теории управления производством  вопрос о функциях управления является одним из центральных. Он раскрывает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Возникновение функций управления – результат дифференциации целенаправленных воздействий, разделения и специализации труда в сфере управления. Содержание управления связано с содержанием производства, определяется им и вытекает из него.

Функция управления производством  как категория науки управления является одной из форм реализации отношений управления.

Функция управления занимает ключевое место среди основных категорий  науки управления. Это говорит  о том, что разработку структуры, применение методов и средств  управления, подбор и расстановку  кадров и т. п. следует осуществлять с учетом состава и содержания функций управления и эффективности их реализации, т. е. применение большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления.

В литературе по вопросам управления нет единой классификации функций управления. Состав функций видоизменялся, но основная идея оставалась прежней. Различные авторы по-разному называют эти функции и насчитывают их от четырех до восьми.

Итак, рассмотрим наиболее распространенную классификацию функций:

  1. Общие функции управления;
  2. Конкретные (специфические) функции управления.

Общие функции управления – это обязательные функции, которые необходимы для хорошей работы любой организации. К ним относят функции планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г. Последовательность выполнения данных функций обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием). Отдельные авторы дополнительно выделяют как самостоятельные универсальные функции управления координацию и регулирование. Функция координации фактически осуществляется в процессе реализации функций планирования и организации, а функция регулирования дублируется функциями контроля и планирования. 1

Функция планирования включает в себя определение целей управляемого объекта и дальнейшую разработку программы его действий в виде прогнозирования, составления перспективных, текущих и оперативных планов, где определяются пути и средства для достижения поставленных целей.

Функция организации обеспечивает реализацию намеченной в плане цели, путем формирования управляющей и управляемой подсистем, а так же налаживание связей и отношений между ними. Организация включает в себя многие виды управленческих работ, например, образование производственных подразделений, обеспечение взаимодействий внутри них и между ними, разработка и утверждение различного рода нормативных документов и должностных инструкций, схем и структур управления.

Функция мотивации заключается в побуждении людей к повышению эффективности их деятельности.

Функция контроля представляет собой непрерывное наблюдение, анализ и оценку хода производственного процесса, для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований. При обнаружении недостатков, планируются мероприятия по их устранению, т.е. начинается следующий цикл управления.

Таким образом, общие функции  в единстве обеспечивают целостность  процесса управления.

Поскольку управление подчиняется  законам разделения труда, неизбежно  возникает специализация при  выполнении функций.

Конкретные функции (специфические) определяются объектом управления.

 Перечень функций управления  обусловлен кругом решаемых проблем.  К их числу можно отнести:

- разработка целей организации (конкретный набор, система приоритетов, последовательность достижения задач и т.д.);

- определение задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, а также обоснование методов и способов решения задач;

- определение потребности  в ресурсах и сроков решения  задач;

- обоснование структуры  организации, видов деятельности  и обязанностей отдельных работников и подразделений;

- мотивация групп и  конкретных работников выполнить  порученные работы в запланированные сроки;

- осуществление регулирования  и контроля за решением поставленных  задач. 2

В данной курсовой работе мы более подробно рассмотрим общие  функции управления.

 

    1.  Взаимосвязь функций управления

 

Все функции управления как и подобает любой системе:

- имеют не случайный, а закономерный, т.е. предопределенный состав;

- все функции в отдельности  и их группы связаны друг  с другом;

- функции управления зависимы  друг от друга и не взаимозаменяемы;

- это системное множество является  динамичным явлением, т.к. с изменением внешней среды в нем происходят соответствующие эволюционные преобразования.

Взаимосвязь функций управления представлена на рис.1 .

 

 

Рис. 1 Взаимосвязь функций управления.

 

На рисунке 1 мы видим, что функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации. 3

Приведенную взаимосвязь функций  управления принято называть внешней. Вместе с тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех этих функций являются составной частью каждой из них. Действительно: функция планирования содержит элементы функций организации, контроля и мотивации; функция организации — элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контроля — элементы функций планирования, организаций и мотивации; функция мотивации — элементы функций планирования, организации и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Теоретические основы функций управления

2.1 Планирование как функция управления

 

Планирование – это процесс  подготовки на перспективу решений  о том, что, кем, как, когда должно быть сделано.

А. Файоль так определяет планирование: «План действий – это одновременно и предвидимый результат и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы которые следует применить. Это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем можно располагать в течение определенного периода времени». 4

Задачи планирования должны обеспечивать:

  1. комплексное решение социальных и экономических проблем;

2)  ускорение реализации научно-технических новшеств;

3)  рациональное использование производственных фондов, материальных трудовых и финансовых ресурсов, усиление режима экономии и устранение потерь во всех звеньях производства;

4) образование материальных и финансовых ресурсов, необходимых для пропорционального и сбалансированного развития производства. 5

Основными принципами планирования в  условиях рынка являются:

  1. Принцип непрерывности заключается в том, что планирование на предприятии должно осуществляться постоянно и планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Необходимость соблюдения данного принципа связана с неопределенностью и мобильностью внешней среды и необходимостью учета этих характеристик внешнего окружения.
  2. Принцип гибкости взаимосвязан с первым принципом, его суть состоит в том, что процесс планирования в любой момент в зависимости от возникшей ситуации можно будет изменить. Поэтому и планы должны составляться так, чтобы их было можно изменить и должны иметь резервы («надбавки безопасности», «подушки»). Реализация этого принципа требует дополнительных затрат. Уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском.
  3. Принцип точности означает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Рассмотрим некоторые  виды планирования.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать:

Информация о работе Характеристика основных функций управления