Характеристика основных функций управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы не оставляет сомнений, потому что теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Знание ключевых функций организации в современных концепциях управления – залог эффективного управления организацией. Функция управления занимает важное место среди основных категорий науки управления. Это говорит о том, что разработку структуры, применение методов и средств управления, подбор и расстановку кадров и т. п. следует осуществлять с учетом состава и содержания функций управления и эффективности их реализации, т. е. применение большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы функций управления……………………………………… 5
1.1 Понятие и классификация функций управления организации………………….. 5
1.2 Взаимосвязь функций управления…………………………………………………………….. 8
Глава 2 Характеристика основных функций управления…………………………………. 10
2.1 Планирование как функция управления……………………………………………………. 10
2.2Организация как функция управления………………………………………………………. 16
2.3 Мотивация как функция управления…………………………………………………………. 19
2.4 Контроль как функция управления……………………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая заказ111.docx

— 96.65 Кб (Скачать файл)
  1. Долгосрочное планирование, которое носит описательный характер и определяет общую стратегию предприятия, так как трудно предвидеть все предполагаемые расчеты на такой длительный срок. В рамках долгосрочного планирования разрабатываются новые стратегии «продукт-рынок», которые включают в себя анализ возможностей развития новых производств, создание филиалов и т.д.
  2. Среднесрочное планирование составляется на 2 – 3 года и содержит вполне конкурентные цели и количественные характеристики. На основе изменений номенклатуры и стратегии конкурентной борьбы для каждой группы продукции составляются планы по укрупненной номенклатуре продукции.
  3. Краткосрочное планирование составляется  на год, полгода, месяц, включает планирование прибыли, объем производства и др. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании – производителя и ее партнеров.

По содержанию плановых решений  выделяют:

1) Стратегическое планирование – это видение предприятия в будущее, его место и роли в экономике страны, а также определение основных путей и средств достижения нового состояния предприятия. Оно выражается не в плане с детально разработанным показателями, а в наброске и взгляде в будущее, сделанных на основе прогноза. Период такого рассмотрения составляет 10-15 лет. Стратегическим планированием занимается высшее руководство предприятия. Он определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. В ходе планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность предприятия, создать новые сферы в бизнесе, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, что нужно делать для увеличения рыночного спроса, на каких рынках лучше работать, какую продукцию выгоднее выпускать, или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

Если стратегическое планирование рассматривается как поиск новых возможностей предприятия на рынках, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.

2) Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Что касается объектов и предметов тактического планирования, то они могут быть самыми разнообразными. Итогом тактического планирования является план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Для начала проводится общий анализ деятельности фирмы, в результате которого даётся оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявляются внутрихозяйственные резервы и неиспользованные возможности. Резервы представляют собой возможности лучшего использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия с целью повышения эффективности производства.

3) Оперативно-календарное планирование – это завершающий этап в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Его задача состоит в обобщении показателей тактического плана. Это необходимо для организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. 6

Различают два вида внутризаводского (внутрифирменного) планирования:

  1. Технико-экономическое планирование - делится на перспективное, (долгосрочное) и текущее. Формой текущего планирования является годовой план – модель экономического и социального развития предприятия (или бизнес-план), который отражает все стороны производственно-хозяйственной деятельности коллектива предприятия.
  2. Оперативно-производственное планирование предусматривает разработку на основе экономического и социального плана развития производства оперативных планов и графиков (месячных, декадных, суточных, сменных и часовых) по отдельным цехам, а внутри цехов – по производственным участкам, рабочим местам. 7

В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты  этого процесса.

В частности, планирование можно  классифицировать по следующим критериям:

1) по степени охвата:

- общее планирование - охватывает всю изучаемую проблему;

- частичное планирование - охватывает только определенные области и параметры;

2) по объектам планирования:

- целевое планирование - определяются стратегические и тактические цели;

- планирование средств - определяются средства достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов как оборудование, персонал, финансы, информация);

- программное планирование - разрабатываются и реализуются конкретные программы, например, программа производства и сбыта;

- планирование действий (планирование специальных продаж, наем кадров).

3) по сферам планирования:

- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);

- планирование производства– включает планирование производственной программы, подготовки производства, хода производства;

- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

- планирование инвестиций, финансов и т.д.

4) по глубине планирования:

- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

- детальное планирование - это подробный расчет и описание планируемого процесса или объекта;

5) по координации частных планов во времени:

- последовательное планирование, при котором разработка планов представляет собой согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

6) по учету изменения данных - жесткое планирование, гибкое планирование;

7) по очередности во времени:

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.8

Таким образом, сущность планирования проявляется в том, что:

  1. оно имеет дело с выбором из множества возможных альтернатив развития предприятия;
  2. планирование – это непрерывный процесс принятия решений, в ходе которых устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития предприятия;
  3. исходной предпосылкой планирования должен стать принцип, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельным и обеспечивать денежные поступления и прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация  как функция управления

 

Функция организации –  это заблаговременная подготовка всего  того, что необходимо для выполнения плана.

Целевое назначение организации  как функции (организационная деятельность) состоит:

1) в создании формальной организационной структуры;

2) в правильном подборе кадров;

3) в расстановке работников по рабочим местам, профессии и квалификации;

4) в установлении производственного задания.

Кроме того, необходимо обеспечить наличие инструментов, оборудования, материалов, рабочих помещений и много другого, требуемого для выполнения плана.

Много времени и средств  расходуется непроизводительно  из-за неумения отдельных управляющих  правильно организовывать рабочий  процесс. Чтобы предупредить такие  потери, приступая к реализации плана, нужно предусмотреть следующее:

1) наличие работников необходимой численности, состава и квалификации;

2) каждый работник должен знать свою роль в производственном процессе и взаимосвязь своей работы с задачами других;

3)  каждый работник должен иметь подготовку, позволяющую ему выполнить часть плана, за которую он отвечает;

4) для выполнения плана работникам должно быть предоставлено все необходимое (инструменты, оборудование, материалы, помещение) в требуемое время и в заданном месте.9

        Принципы  организации:

1) Подбор кадров. Хорошая работа организации зависит от правильного подбора кадров. Почти все проблемы бизнеса сводятся к проблеме человека.

2) Обязанности сотрудников. Соглашаясь на предложенные условия найма, сотрудник тем самым обязуется выполнять установленным образом свои служебные обязанности под руководством непосредственного начальника.

3) Полномочия управляющего. Управляющие имеют право выполнять возложенные на них обязанности и отдавать приказания своим подчиненным. Полномочия и обязанности передаются от начальника к подчиненному, образуя отношения подчиненности.

4) Делегирование полномочий – означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Принципы делегирования  полномочий. Известны пять принципов, повышающих эффективность делегирования полномочий:

1) Принцип диапазона контроля. Существует оптимальное число работников, которые непосредственно подчиняются одному управляющему, т. е норма управляемости или подчинения. Один руководитель может эффективно руководить своими подчиненными в определенных пределах работ и числа подчиненных. Этот предел и называется диапазоном контроля. Его определяют такие факторы как способности начальника, способности подчиненных работников, тип работы, территориальное размещение работников, мотивация работников, важность работы.

2) Принцип фиксированной ответственности. Делегирование ответственности подчиненному не снимает эту ответственность с лица, ее передавшего. Делегирование – это процесс разделения ответственности с подчиненными. Ответственность остается фиксированной (или закрепленной) за теми управляющими, которые ею располагали вначале.

3) Принцип соответствия прав и обязанностей. Объем делегированных прав должен соответствовать объему делегированных обязанностей. При делегировании полномочий частой ошибкой является то, что подчиненному не предоставляют прав, необходимых для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.

4) Принцип передачи ответственности за работу на низший уровень управления. Любое задание следует передавать только тому, кто сможет его успешно выполнить.

5) Принцип отчетности по отклонениям. Обо всех фактических или ожидаемых отклонениях от плана следует докладывать немедленно. В обычных условиях нет необходимости докладывать, что все идет по плану.10

Итак, функция организации  состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий его функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных предприятием целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Мотивация как функция  управления

 

Мотивация – побуждение к эффективной деятельности людей, работающих в организации, ради достижения поставленных целей.

Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они  это или нет. В древние времена  для этого служили хлыст и  угрозы, для избранных – награды.

До XX в. Руководители считали, что люди будут работать лучше, если им предоставить возможность зарабатывать больше. Рабочих мотивировали в основном денежными вознаграждениями. Но в результате оказалось, что мотивация представляет собой совокупность потребностей. Для того чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить их потребности, которые удовлетворяются через хорошую работу.

Различные теории мотивации психологического и организационно-экономического направления  можно разделить на две группы:

1) содержательные теории мотивации, в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы (А. Маслоу, Ф. Герцберг и др.);

2) процессуальные теории мотивации  – более современные, базируются  в первую очередь на том,  как ведут себя люди с учетом  воспитания и познания (теория  ожидания, теория справедливости  и модель мотивации Портера-Лоулера).

К содержательным теориям мотивации  относится иерархия потребностей по А. Маслоу. А. Маслоу выделяет пять потребностей:

1) физиологические потребности  ( потребности в еде, воде, одежде, жилье, воспроизведение рода);

2) потребности в безопасности (защита  от преступников и внешних  врагов, защита от нищеты и  помощь при болезнях);

3) социальные потребности (потребность  в дружбе, общении с людьми, принадлежность  к коллективу);

4) потребности в уважении и самоуважении;

5) потребности самовыражения.

Информация о работе Характеристика основных функций управления