Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 20:47, реферат
Управление персоналом — это комплексная прикладная наука об организационно-экономических, административно-управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации.
Объекты науки – личности и общности, а именно: формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация в целом.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ………………………………………………….
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА...
ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Институт транспортной техники и систем управления
Кафедра «Менеджмент»
Реферат
по дисциплине
«Введение в профессиональную деятельность бакалавра»
На тему: Характеристика этапов развития и становления науки управления персоналом.
Выполнил: Студент
группы ТУП -114
Марочкин М.О.
Проверил: Старший преп.
Клочкова Т.И.
Москва – 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………… ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ…………………………………………………. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА... ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
В РОССИИ. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
2 3 5 11911 11
|
ВВЕДЕНИЕ.
Управление персоналом — это комплексная
прикладная наука об организационно-экономических,
административно-
Объекты науки – личности и общности,
а именно: формальные и неформальные группы,
профессионально-
Развитие и становление этой науки произошло очень быстро, всего в несколько этапов, но, тем не менее, очень интересно. Специалисту в этой области (а именно – кадровому менеджеру, который должен следить за эффективностью работы сотрудников и всячески поддерживать их психологическими, экономическими и правовыми методами) необходимо знать об Управление персоналом все, поэтому мое изучение этого вопроса и написание этого реферата – актуально для меня.
В ходе данного реферата мы ознакомимся с основными этапами развития Управления персоналом, охарактеризуем их, а так же ознакомимся с основными концепциями управления персоналом.
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.
Управление, как особый вид деятельности, появляется еще с зарождения человеческой организации. В первобытную эпоху в родовой общине сложилась простейшая кооперация (совместная, коллективная работа) как исторически первая форма общественного труда. Благодаря ей, а также постоянному совершенствованию рабочих орудий, приобретению людьми трудовых умений и навыков происходило хотя и медленное, но неуклонное повышение производительности труда.
Именно тогда происходит первейшее разделение труда: по полу и возрасту; кто-то занимается собирательством, кто-то земледелием или охотой. Но всему приходит конец и на смену родовой общине приходит рабство – форма эксплуатации и принудительного труда, когда человеческая жизнь ценится не больше, а иногда и меньше жизни животного.
Как не прискорбно, но именно в первых рабовладельческих государствах зарождаются первейшие аспекты управления персоналом. Ведь Геродот писал о ста тысячах рабочих, которые были собраны для строительства пирамиды Хеопса (2575-2465 гг. до н.э.) и расположенных рядом с ней сооружений. Очевидно, что реализация подобного проекта требовала решения проблем занятости, распределения работ, рабочего времени, довольствия и оплаты труда, санкций, то есть тех вопросов в сфере управления персоналом, которые актуальны и по сей день.
Первые большие шаги в сторону развития управленческой практики были сделаны в Вавилоне, особенно когда был написан Кодекс Хаммурапи, в котором 4 тысячи лет назад были юридически оформлены многие вопросы оплаты труда, в том числе минимальной заработной платы, контроля и ответственности. Еще позже на производстве Междуречья стала применяться прогрессивная оплата труда. Таким образом, мы можем назвать Вавилон – первопроходцами в сфере демократического управления персоналом, где каждый работник получает заработную плату за свой труд.
Позже, в Европе господствует феодальный способ производства. Феодал имел право распоряжаться средствами производства (прежде всего землей) и трудом самостоятельно работающих производителей, которые находились либо в поземельной, либо в личной зависимости от феодалов. Имело место быть – принуждение к труду, насилие над ремесленниками, вымогательство и сословное неравенство. Но тем не менее, эпоха феодалов – послужила фундаментом для будущего развития рынка ремесленников в Эпоху Ренессанса.
На востоке великие философы также не оставляли вопрос о правильном развитии науки управления, развиваются идеи взаимодействия и жизни в обществе, концепции управления людьми (Китай - Конфуций, Шан Ян, Хань-Фэй-цзы).
В Новое время подтверждается следующая закономерность: капитализм – хозяйственный уклад, общественный строй держится на взаимодействии частной собственности и наемной рабочей силы. Собственник средств производства находит на рынке наемную рабочую силу, который продает свои способности к труду. Без капитала нет наемного труда, без наемного труда нет капитала. Все просто.
Теперь труд – сознательная, целенаправленная, созидательная деятельность, приложение человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, как на проявление человеческой личности. А предпринимательство не считается степенью превосходства над простыми рабочими (ранее ремесленниками), теперь представляет разновидность трудовой деятельности, ведь по своей социальной сущности оно находится в неразрывной связи с трудом.
Аристотель, Платон, Шан Ян, Августин, Н. Макьявелли, Ф. Бэкон представляли в своих трудах отдельные положения науки об управлении людьми, в разных эпохах взгляды на это довольно сильно различались.
Управление персоналом считается наукой около века.
В 1895 г. американский инженер Генри Таун на конференции Американской ассоциации инженеров поставил вопрос о необходимости создания концепции, теории управления людьми.
Высокие темпы социальных перемен привели к эпохальным изменениям в технологиях бизнеса. В след за развитием промышленности, автоматизацией производства, развитием информационных технологий приоритетный направлением роста стало управления персоналом. Теперь фактор успеха – долгая жизнь предприятия, которая возможна только правильной деятельности сотрудников.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Исследователи выделяют 4 этапа в развитии управления персоналом в этом веке.
Годы |
Концепции управления персоналом; школы менеджмента; модели работника |
Признаки управления персоналом |
Типичный стиль руководства |
Характер организации работ |
Функции служб управления персоналом |
1880 1920 |
Использование трудовых ресурсов в рамках экономического подхода. Научное управление, административная школа. Экономический человек. |
Отсутствие
прав наемных работников. |
Авторитарный, ориентированный на цели |
Децентрализация |
Найм, увольнение, учет, техника безопасности, расчет и выдача заработной платы |
1920 1950 |
Управление персоналом в рамках органического подхода. Человеческих отношений. Психологический человек. |
Делай
работника довольным и он будет производить. |
Формальное и неформальное лидерство. Ориентация на человека. |
Децентрализация |
То же + социально-психологическая помощь, разрешение конфликтов, медицинская помощь, повышение квалификации |
1950 1970 |
Управление человеческими ресурсами. Органический подход. Профессиональный человек. |
Делай
знания производительными. |
Кооперация, гибкая работа в группах, притупление иерархической структуры |
Усиление децентрализации |
То же + развитие персонала, переподготовка, ротация, обогащение работ. Оценка персонала. |
1970 1990 |
Управление человеком. Гуманистический подход. Профессиональный, социальный человек. |
Ключевой
ресурс. |
То же |
Усиление децентрализации |
Взаимодействие охватывает все сферы и стадии воспроизводства персонала |
На первом этапе классики управления Фредерик Тейлор и Анри Файоль в своих работах акцентируют внимание на организации людей, учете, справедливом вознаграждении труда и дисциплине.
В то же время в 1915 г. появляется первый учебный курс по подготовке менеджеров по персоналу (школа Тиск Дортмундского колледжа).
К 1919 г. - 12 американских колледжей вводят курсы по кадровому менеджменту.
Развиваются подразделения НИОКР (научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы) - в 1913 г. в 50 корпорациях США.
В период 1930-1960х гг. активизируется профсоюзное движение, возникшее в Англии в середине XIX в.
В США - на рубеже веков (в 1945 г. численность членов профсоюзов в США превысила треть занятых); создаются государственные социальные программы (в США - Акт о социальном страховании 1935 г., Акт Уолш-Хили 1936 г. для работающих по государственным контрактам, Акт справедливости трудовых стандартов 1938 г.); растет влияние концепции “человеческих отношений”, оперирующей такими понятиями, как “мотивы”, “коммуникация”, “участие”. На этом этапе государство отчасти ограничивает давление собственника на рабочую систему.
С 1946 г. растет интерес к Японии в связи с подъемом японской промышленности.
В 1950-60-е гг. быстрыми темпами развиваются новые отрасли, определяющие научно-технический прогресс: электротехническая, радиотехническая, химическая, аэрокосмическая, атомная. Трудовые ресурсы, реагируя на изменения, обретают новые качества: все больше появлялось грамотных работников с иным отношением к участию в труде, к условиям и организации трудового процесса.
Усиливаются и бюрократические тенденции, поэтому в 1970-е гг. большинстве развитых стран мира отмечено заметное падение удовлетворенности трудом, высокая текучесть кадров, абсентеизм.
В 1972 г. текучесть на заводах корпорации “Форд” составляла 27%, абсентеизм на предприятиях шведского концерна “Вольво” в 1971-1973 гг. - 30%.
Так же можно выделить семь наиболее значительных этапов в развитии науки о персонале.
1. Начало ХХ века. Школа НОТ -
Тейлоризм: Труд – индивидуальная
деятельность человека, которая
представляет собой
2. 20-е годы. Школа администрирования:
Сформулированы 14 принципов управления
персоналом, ориентированных на
построение формальных
3. 30-40 годы. Школа человеческих отношений:
Организация – социальная
4. 50-60 годы. "Количественная школа":
Организация – сложная система.
Применение положений теории
кибернетики к управлению
5.70-е годы. Школа ситуационного
подхода: Организация – открытая
система. Формы управления персоналом
во многом зависят от внешней
и внутренней среды
6. 80-е годы. Школа организационной
культуры: Методы управления персоналом
определяются организационной
7. 90-е годы. Школа человеческих
ресурсов: Люди – один из ключевых
ресурсов экономики. Денежные инвестиции
в работу с персоналом
ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ.
20—30-е годы. Управления (отделы) кадров
в нашей стране стали
Структура управлений кадров в 30-е годы включала следующие подразделения (секции): планирования кадров; городского рынка труда; сезонного рынка труда; подготовки рабочей силы; профотбора, профконсультации и проверки квалификации. При управлениях кадров образуются советы по рынку труда, которые рассматривают и утверждают оперативные планы снабжения предприятий рабочей силой и планы ее подготовки распределения специалистов между предприятиями, организованного привлечения рабочей силы из деревни и др. Снова вводится порядок обязательного найма рабочих и служащих через управления кадров при органах труда, за исключением некоторых категорий (работники аппарата управления, работники, обслуживающие денежные и товарные ценности, работники, приглашаемые на работу в порядке перевода, и некоторые другие).
Информация о работе Характеристика этапов развития и становления науки управления персоналом