Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель семестровой работы заключается в изучении основных аспектов управления производительностью труда в российских корпорациях.
Задачи семестровой работы. Обозначить особенности управления персонала в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА», проанализировать работу кадровой службы и взаимодействие между её отделами.
Объект исследования данной темы является управление производительностью современной корпорации.
Предмет исследования управление персоналом в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА».
Методы исследования. В данной работе использованы такие методы как нормативный и позитивный анализ, абстрагирование, принцип агрегирования.
Введение 4
1 Теоретические аспекты управления производительностью труда 6
1. 1 Основные понятия производительности труда 6
1. 2 Основные показатели и методы расчета производительности труда 10
1. 3 Трудовые ресурсы предприятия. Состав и структура кадров 16
2. Характерные особенности управления персоналом в корпорациях 26
2.1 Особенности организации управления персонала в российских корпорациях 26
2. 2. Характеристика корпорации ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 33
2. 3 Особенности организации кадровой службы в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 38
2. 4 Основные показатели кадровой деятельности ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 39
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Рисунок 1 – Включение кадровой службы в управление корпорацией
Крупные российские корпорации чаще всего имеют сложные структуры, по которым нельзя однозначно определить вид организационной структуры, но чаще всего встречается дивизиональная структура управления.
Дивизиональные структуры – структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Различают продуктовую и региональную дивизионную структуру. Среди корпорации встречается и та и другая форма дивизионной структуры, но чаще всего смешанная дивизионная структура управления.
Наиболее существенные преимущества дивизионной структуры:
– использование дивизиональных структур позволяет компании уделять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, адаптироваться к изменяющимся условиям;
– этот вид структуры управления ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании (производство конкретных видов продукции, удовлетворение потребностей определенного потребителя, насыщение товарами конкретного регионального рынка);
– уменьшение сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена;
– отделение оперативного управления от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;
– перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, децентрализацию принятия оперативных управленческих решений, такая структура помогает приблизить руководство к проблемам рынка;
– улучшение коммуникаций;
– развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений (дивизионов).
Существенными недостатками дивизионной структуры:
– дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т. е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, группы;
– противопоставление целей отделений общим целям развития компании, несовпадение интересов «верхов» и «низов» в многоуровневой иерархии;
– возможность возникновения конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;
– невысокая координация деятельности отделений (дивизионов), штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены;
– неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением;
– увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала;
– затруднение осуществления контроля сверху донизу;
– многоуровневая иерархия и в рамках самих отделений (дивизионов), действие в них всех недостатков линейно-функциональных структур;
– возможное ограничение профессионального развития специалистов подразделений, поскольку их коллективы не столь велики, как в случае применения линейно-функциональных структур на уровне компаний.
Что касается мирового опыта, впервые дивизиональные структуры управления появились в конце 20-х годов на предприятиях «Дженерал Моторс», а наибольшее распространение они получили в 60-70-е годы нашего столетия. По некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к дивизиональным к середине 80-х годов в США перешли 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших – 95%. В Японии такой вид структуры применяют 45% всех компаний. Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности.
Помимо дивизионной структуры управления встречаются корпорации с линейно-функциональной структурой.
Рисунок 2 – Организационная структура ОАО «Связьинвест»
Данную структуру обычно имеют небольшие компании или компании, производящие один продукт.
ОАО «Связьинвест» является государственной компанией и была образована для обеспечения притока иностранных и отечественных инвестиций в телекоммуникационную отрасль, компания не занимается каким-либо производством.
Линейно-функциональная
структура подразумевает
Кадровая служба корпорации включает в себя несколько отделов. На основе проведенного исследования, было выявлено, что деление на отделы в большинстве корпораций происходит в соответствии с функциональным подходом.
Рисунок 3 – Функциональная организация кадровой службы.
Функциональный подход к организации кадровой службы используется в ОАО Пивоваренная компания «БАЛТИКА», ОАО «РусГидро», ОАО «Балтийский банк», ОАО «Кировский завод» и многие другие отечественные корпорации. Необходимо отметить, что если численность сотрудников корпорации превышает десятки тысяч человек и функциональные подразделения кадровой службы не справляются с объемом работы, в таком случае данные подразделения делят на более мелкие.
В литературе упоминается еще процессная и объектная организация кадровой службы в корпорации.
Рисунок 4 – Процессная организация кадровой службы.
Процессная организация кадровой службы предполагает разделение на отдельные процессы управления: планирование персонала, привлечение персонала, расстановка кадров, контроль персонала. Сложность может возникнуть в распределении кадровых задач в рамках управления персоналом.
Рисунок 5 – Объектная организация кадровой службы
По такому принципу построена кадровая служба ОАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат», она включает в себя два отдела: рабочих кадров и руководящих кадров.
Объектно-ориентированная организация кадровой службы предполагает разделение кадровой службы по категориям работников: кадровый отдел специалистов, управленцев, рабочих и т.д.
Также можно организовать кадровую службу в соответствии с профессиональной деятельностью работника: отдел технических работников, коммерческих работников, научных работников, управленцев.
Такая структура больше ориентирована на конкретного человека, специалиста, но вместе с тем она требует высокого уровня подготовки менеджеров по персоналу, например, для работы с управляющими.
Говоря о способах организации кадровых служб, хотела бы отметить, что на сегодняшний день многие компании прибегают к кадровому аутсорсингу, для того чтобы передать некоторые кадровые функции сторонней организации.
Кадровый аутсорсинг включает в себя следующие задачи
– подбор персонала,
– оценка персонала,
– развитие персонала,
– кадровое администрирование,
– аудит кадровой документации.
2. 2. Характеристика корпорации
ОАО «Пивоваренная компания «
Пивоваренная компания «Балтика» была основана в Санкт-Петербурге в 1990 году. Современное оборудование и применение передовых технологий сделали возможным выпуск продукции высочайшего качества, благодаря чему «Балтика» с 1996 года – №1 на российском рынке пива.
На протяжении всей своей
истории «Балтика» динамично
развивалась – приобретала
С 2008 года компания является значительной частью Carlsberg Group, и ее региона Восточная Европа, к которому также относятся Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Украина и Узбекистан.
На протяжении всего времени компания уделяет особое внимание вопросам качества: на заводах «Балтики» установлено современное оборудование, внедрены передовые системы менеджмента качества, для производства продукции используется только лучшее сырье.
На сегодняшний день «Балтика»
В 2008 году Компания приобрела пивоваренный завод в Азербайджане. Совокупная производственная мощность заводов «Балтики» составляет 52 миллиона дал пива в месяц. Для обеспечения потребностей в солоде «Балтика» построила две собственные солодовни в Туле и Ярославле, а также развивает агропроект.
Инновационность – один из основополагающих принципов развития компании «Балтика». Это относится как к развитию портфеля брендов – внедрение принципиально новых для рынка России продуктов и видов упаковки, так и к применяемым производственным технологиям, логистике, продажам.
Широкий портфель брендов
компании позволяет удовлетворить
самый взыскательный вкус. Помимо
ключевого бренда «Балтика», в портфеле
Компании более 30 марок пива, таких
как «Арсенальное», «Невское»,
«Балтика» обладает широкой дистрибуционной сетью, продукцию компании можно приобрести в 98% торговых точек России и более чем в 75 государствах за рубежом, в том числе в странах Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-тихоокеанского региона. Доля продукции «Балтики» составляет около 70% всего российского экспорта пива.
«Балтика» является одним из крупнейших налогоплательщиков, формирующих значительную часть налоговых поступлений в городах, где находятся штаб-квартира и филиалы компании. В 2011 году совокупные налоговые отчисления компании в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды составили 51,2 млрд рублей. «Балтика» активно участвует в общественно-значимых событиях и социальных проектах национального и регионального масштаба. Компания традиционно оказывает благотворительную помощь учреждениям здравоохранения, образования и социальной защиты, поддерживает проекты массового и профессионального спорта. Инвестиции в социальную сферу и неденежные пожертвования компании в 2011 году составили около 103 млн. рублей.
«Балтика» развивает программы по повышению культуры продажи и потребления пива. Пиво – это напиток для взрослых людей, несущих ответственность перед обществом. Ограничение доступа несовершеннолетних к пиву – один из принципов, который Компания соблюдает и активно продвигает, организуя «Пивные дозоры» – акции, объединяющие людей, которые не могут остаться равнодушными к нарушению закона о запрете продажи пива несовершеннолетним.
Заводы:
Штаб-квартира, ЗАВОД «Балтика – Санкт-Петербург»
ЗАВОД «Балтика – Баку»
ЗАВОД «Балтика – Вена»
Филиал «Балтика – Воронеж»
Филиал «Балтика – Новосибирск»
Филиал «Балтика – Пикра»
Филиал «Балтика – Ростов»
Филиал «Балтика – Самара»
Филиал «Балтика – Тула»
Филиал «Балтика – Хабаровск»
Филиал «Балтика – Челябинск»
Филиал «Балтика – Ярославль»
Пивоваренный завод «Балтика» построен по проекту, разработанному институтом «Гипропищепром-2», как один из пивных заводов Ленинградского производственного объединения пивоваренной и безалкогольной промышленности «Ленпиво». Строительство нового завода началось в 1978 году. Государственное предприятие «Пивоваренный завод Балтика» было учреждено в 1990 году после завершения строительства. Первая партия пива была отпущена в торговую сеть в ноябре 1990 года, тогда было произведено всего 27 тыс. литров пива «Жигулевское», «Рижское», «Адмиралтейское» и «Праздничное».
Информация о работе Характерные особенности управления персоналом в корпорациях