Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ понятия ценностей (ценностных ориентаций) в организации.
Задачи исследования следующие:
1. определить понятие и виды организационных ценностей,
2. дать характеристику механизма управления ценностями в организации,
3. описать процесс формирования организационных ценностей.
Проблема стабилизации изменений и поведения работников, которые вполне могут вернуться к прежней модели поведения - это реальная и очень важная проблема реализации программ ОР во многих компаниях.
Стадия 8. Завершение программы ОР.
Конечной стадией является
корректное завершение программы ОР.
Если организационная система
В России сфера использования ОР неуклонно расширяется, хотя профессия специалиста по организационному развитию еще только складывается как социальный институт. Работают несколько учебных центров и фирм, в которых готовят специалистов по организационному развитию: Школа консультантов по управлению (директор А.И.Пригожин), Консалтинг-Центр "Шаг" (президет Е.Н.Емельянов). В июне 1996 года начала работу инициативная группа Moscow O.D.Network, различными сотрудничества объединяющая более 50 специалистов, в том или ином виде реализующих идеи ОР. Укрепляются профессиональные контакты российских специалистов с зарубежными образовательными учреждениями и консультационными фирмами. На базе Internet и других компьютерных сетей создаются телекоммуникационные ресурсы, которые позволяют оперативно взаимодействовать специалистам России и США.
2. Ценности как предмет организационного развития
Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для индивида, и то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Свои личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей встречаются уникальные, характерные только для данного индивида, и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности - характерны для творческих людей.
Исследователи разделяют личностные ценности на базовые и инструментальные.1 К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе. В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души. К инструментальным ценностям относят то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.
Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкими и несомненными ценностями. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей: степени их ясности для человека и отсутствия противоречий между различными ценностями. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовности идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве. Критериями ясности личностных ценностей являются:
регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо;
ясность смысла жизни;
способность подвергнуть сомнению свои ценности;
открытость сознания для нового опыта;
стремление понять взгляды и позиции других;
открытое выражение своих
последовательность поведения, соответствие слов и дела;
серьезное отношение к вопросам ценностей;
проявление твердости и
ответственность и активность.
Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение, например мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь. Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей. Известный социолог С.С. Фролов2 относит к ним следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность), богатство (обладание различными материальными благами и услугами), мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию).
К группе моральных ценностей
относят доброту, справедливость, добродетель
и другие нравственные качества. Такая
ценность как власть считается одной
из наиболее универсальных и значимых,
поскольку позволяет приобретать любые
другие ценности.
Корпоративные ценности и нормы, с точки
зрения консультантов по управлению и
организационной культуре, могут включать
в себя, например, следующее:
Организационные ценности иногда
называют «корпоративной ДНК», поскольку
ценности определяют отличительные
черты данной компании, ее особый стиль
внутренней жизнедеятельности и
проявляются в узнаваемом
имидже компании. Ценности компании —
это совокупность ценностей, которые декларирует
и культивирует менеджмент, а
также поддерживает большинство персонала.3 Данная совокупность является
результатом спонтанного действия общих
для большинства работников ценностей
и одновременно результатом сознательных
усилий менеджмента (рис. 1).
Таким образом, значение организационных ценностей состоит в том, что они позволяют членам организации ориентироваться в условиях нестабильной окружающей среды и неопределенности, задавая некие ориентиры деятельности. Ценности регулируют поведение сотрудников в тех или иных ключевых ситуациях и приучают новых участников к общепринятым в организации моделям поведения.
3. Формирование организационных ценностей.
Вряд ли возможно привести какой-либо обобщенный перечень корпоративных ценностей, поскольку организационная культура почти всегда является оригинальной смесью ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, присущих только данной организации. Стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. Этот аспект ценностей широко используется в организационной культуре, поскольку позволяет направлять активность людей на достижение поставленных целей.
По мнению С.Ханди,4 в одной организации в процессе ее эволюции можно проследить все типы культур. Так, на стадии зарождения преобладает культура власти, на стадии роста – культура роли, на стадии развития может формироваться культура задачи или культура личности. На стадии распада может быть использован любой из четырех типов культур.
Обычно существующая в
организациях корпоративная культура
- сложный комплекс предположений, бездоказательно
принимаемых всеми членами
Э.Шейн считает, что культуру
нужно изучать на трех уровнях: артефактов,
провозглашаемых ценностей и
базовых представлений. Эти уровни
характеризуют глубину
Артефакты - это видимые организационные структуры и процессы. Артефакты можно увидеть, услышать, пощупать. Как следствие, объекты этого уровня легко можно описать. К артефактам относятся форма одежды, речевые обороты, архитектура и планировка здания, символика, обряды и ритуалы организации. Обычно артефакты возникают не на пустом месте. Они вытекают из более глубоких уровней культуры, являются выражением ценностей, которые установились в организации за время ее становления, были привнесены основателем и последующими руководителями и сотрудниками.
Ценности (или ценностные
ориентации), которых может придерживаться
индивид, являются второй общей категорией,
включаемой авторами в определение
организационной культуры. Ценности
ориентируют индивида в том, какое
поведение следует считать
Под провозглашаемыми ценностями понимаются высказывания и действия членов организации, которые отражают общие ценности и убеждения. Провозглашаемые ценности задаются руководством компании как часть стратегии или по каким-либо другим причинам. Сотрудникам известно об этих ценностях, и они сами делают выбор, принимать эти ценности, сделать вид и адаптироваться к ситуации, или отвергнуть. Если руководство в своем стремлении утвердить определенные ценности достаточно упорно, если появляются артефакты, отражающие значимость 1этих ценностей для организации, тогда ценности проходят проверку. Через определенный промежуток времени становится ясно, к победам или поражениям в бизнесе приводит приверженность к провозглашаемым ценностям.
В первом варианте, если организация
не добьется успеха, в ней сменится
лидер или же прежний лидер
пересмотрит стратегию и
Базовые представления - это основа культуры организации, которую ее члены могут не осознавать и считать непреложной. Именно эта основа определяет поведение людей в организации, принятие тех или иных решений.
Базовые представления имеют
отношение к фундаментальным
аспектам существования, которыми могут
быть: природа времени и
Сотрудники, не следующие базовым представлениям, рано или поздно окажутся «в опале», поскольку между ними и их коллегами возникнет «культурный барьер».
Каждая организация
Формирование ценностей компании происходит спонтанно в процессе развития организации посредством:
постепенной кристаллизации общих ценностей на основе опыта взаимодействия работников;
принятия членами организации ценностей неформальных лидеров и авторитетов;
копирования впечатляющих моделей поведения других людей;
почти незаметного изменения
Формирование ценностей компании происходит осознанно благодаря продуманной политике менеджмента, которая включает:
разработку стратегически
пропаганду этих ценностей с использованием слов и действий, не противоречащих личностным и групповым ценностям;
оказание поддержки носителям ценностей;
стимулирование копирования и тиражирования поведения, соответствующего организационным ценностям.
Ценности компании находят выражение в организационных правилах, нормах и традициях, которые жестко или мягко регламентируют поведение работников:
поведение по выполнению должностных обязанностей и заданий;
поведение по осуществлению делового взаимодействия;
поведение в рамках межличностного общения работников.
Разрабатывая и постоянно совершенствуя правила и нормы, которые способствуют продуктивной работе персонала, менеджмент одновременно культивирует определенные ценности компании. Так, в ряде компаний существуют правила, стимулирующие ценность дисциплины и персональной ответственности (например, правило штрафных санкций за нарушение внутреннего распорядка, которое распространяется на все категории работников без исключения), и нормы, регулирующие конструктивную вербальную коммуникацию работников на основе уважения сотрудников и клиентов (например, использование фразы «Я не точно сказал» вместо «Вы меня не поняли»).6