Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 21:00, реферат
Для выражения нового взгляда на роль человека в современном производстве с середины 80x гг. используется термин «человеческие ресурсы». Как известно, функционирование любой экономической системы представляет собой процесс преобразования ресурсов для удовлетворения потребностей общества, индивидов в товарах и услугах. Все ресурсы экономической системы обладают как общими, так и специфическими свойствами. Обозначим, что к общим свойствам следует отнести:
Введение……………………………………………………………………3-5
Стратегия управления человеческими ресурсами………………………6-10
Система управления человеческими ресурсами в организации………11-13
Сотрудники: подбор, адаптация, оценка, развитие, высвобождение...14-18
Стимулирование и мотивация труда……………………………………19-20
Совместные ценности……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………22-23
Список использованной литературы……………………………………24
Главная цель системы управления человеческими ресурсами современной организации рассматривается как рациональное формирование, использование и развитие трудового и творческого потенциала для достижения организационных coциально-экономических целей и удовлетворения личных потребностей работников.
Система целей является основой определения функций управления человеческими ресурсами, отражающих специфику содержания управленческой деятельности в сфере трудовых отношений. Системный целостный подход к управлению человеческими ресурсами заключается в интеграции всех функций, ориентированных на человеческий фактор в организационной системе.
Среди многообразия функций управления человеческими ресурсами можно выделить следующие:
Таким образом, управление человеческими ресурсами ocyществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий (функций), которые тесно взаимосвязаны и образуют целостную функциональную систему, определяющую структуру управления человеческими ресурсами в организации. Организационную структуру управления человеческими ресурсами можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности в сфере трудовых отношений.
Модель компетенций и ролевая структура НR менеджера.
Усложнение и расширение сферы управленческой деятельно СТИ в области трудовых отношений выдвигает новые требования к модели профессиональных, социальных и Личностных компетенций НR менеджеров. Сегoдня наряду с традиционными профессиональными ролями специалист кадровой службы должен стать cтpaтегическим партнером высшегo и линейногo менеджмента компании, проводником перемен, формируя
культуру, в которой могут развиваться организационные способности к изменениям, защитником сотрудников, поддерживая и защищая интересы работников, повышая уровень их вовлеченности и приверженности opганизации.
В процессе деятельности менеджер по человеческим peсурсам сталкивается с различными ситуациями, в связи с чем ему приходится выполнять новые роли. Но эти роли взаимосвязаны и динамичны: каждая находится в развитии, постоянно видоизменяется, между ними стираются грани. Исполнение конкретной роли подразумевает, что в ее рамках менеджер должен уметь совмещать, рационально организовывать различную по характеру и содержанию деятельность для реализации поставленных целей и достижения результата.
Профессиональный отбор это управленческие мероприятия, с
помощью которых организация из ряда кандидатов на вакантную должность выбирает одного или нескольких наиболее подходящих по имеющимся профессионально нравственным критериям (мoдeли компетенций). Прежде чем переходить к определению методов отбора кандидатов, важно формализовать требования к должности или рабочему месту будущего сотрудника, исходя из стратегии развития организации и особенностей ее корпоративной культуры. Это обязательное условие эффективного отбора среди кандидатов.
К наиболее распространенным формам описания рабочего мecта можно отнести должностную инструкцию документ, отражающий основные функции, обязанности, квалификационные требования к сотруднику. Подготовка должностных инструкций должна стать целью деятельности кадровых служб совместно с линейными руководителями и при активном участии самих работников. Наличие правильно разработанных должностных инструкций облегчает работу по подбору персонала кадровыми службами компании и привлекаемым кадровым aгенствам.
Начиная с 80x гг. прошедшего столетия в качестве обобщенной характеристики квалификации работников используется понятие «компетенция». Компетентность человеческих ресурсов pacсматривается как совокупность знаний, навыков, способностей, ценностей и норм поведения работников, определяемых целями организации и заданностью конкретной ситуации, а также кapтой компетенций, описывающей профессиональные, социальные и личностные характеристики, которыми должен обладать «идеальный сотрудник», занимающий данную должность. В ходе отбора компетенции кандидата сравниваются с «портретом идеального сотрудника» корпоративной картой компетенций на данное paбочее место. Определив будущие потребности организации в новых сотрудниках, и разработав профиль компетенций (требования) к должностям, кадровая служба должна
разработать и реализовать программу мероприятий по привлечению кандидатов на вакантные позиции, рассчитать бюджет на рекрyгинг, провести отбор и оценку среди Кандидатов.
В персонале источники набора персонала традиционно делятся на внутренние и внешние. Внутренний набор это набор из сотрудников организации, т.е. людей, которые уже связаны трудовыми отношениями с данной организацией.
Внешний набор это набор специалистов, ранее не связанных с организацией трудовыми отношениями, из внешних источников:
Проведя организационную работу по привлечению кандидатов, кадровая служба начинает осуществлять мероприятия по их диагностике и отбору. Профотбор и наем новых работников - это сложный процесс, включающий комплекс разнообразных управленческих мероприятий, нацеленный на своевременный, качественный и экономически разумный поиск, привлечение и отбор нужных организации coтрудников. Процесс отбора кандидатов можно условно разделить на два этапа: первичный и вторичный.
Первичный этап включает следующие мероприятия: анализ резюме, корпоративное анкетирование, телефонные переговоры, тестирование.
Вторичный этап включает: собеседования, ассессмент - центр, практические задания, кейсы, эссе; проверку рекомендаций.
В российских организациях наиболее практикуемым методом отбора претендентов на вакантное место считается собеседование, представляющее собой интервью, обмен информацией между представителями организации и кандидатом на занятие вакантной должности.
Профессиональная адаптация новых сотрудников.
Важную роль в становлении карьеры нового сотрудника в opганизации играет процесс адаптации, период приспособления работника к новому рабочему месту, трудовому коллективу, организации в целом.
Профессиональная адаптация - это управленческий процесс, направленный на введение новых сотрудников в курс их новых задач на новом рабочем месте.
Выделяют два направления профессиональной адаптации:
Выделяют также
Оценка персонала в организации.
Достижение организацией поставленных целей возможно только при условии эффективной оценки трудовой деятельности персонала, выполнения каждым сотрудником своих должностных обязанностей. В современных организациях деловая оценка работников, как правило, сводится к двум основным формам: оценке результативности труда и оценке трудового поведения (оценке компетентности). Наиболее распространенной формой оценки персонала является аттестация, которая представляет собой специальное управленческое мероприятие, периодически проводимое в организации в полном соответствии с российским трудовым законодательством.
Рис 2. Методы оценки.
Корпоративное обучение персонала.
Переход к рыночной экономике, внедрение инновационных стратегий обусловили спрос на квалифицированные человеческие ресурсы, способные обеспечить эффективность и конкурентоспособность предприятий. Внутрифирменное, или корпоративное, развитие человеческих ресурсов рассматривается как процесс приобретения paботниками новых знаний, способностей, ценностей и мотиваций, которые они будут использовать в профессиональной деятельности для решения новых стратегических задач opгaнизации.
Управление высвобождением персонала.
В условиях рыночной экономики высвобождение персонала становится весьма важной кадровой функцией. Цель данной деятельности: достойно расстаться с любым увольняемым и поддерживать длительные отношения с лояльными к предприятию людьми.
В Трудовом кодексе РФ увольнение рассматривается как прекращение действия трудового договора по инициативе администрации или работодателя.
В числе оснований увольнения работника трудовое законодательство называет:
ТК РФ);
Естественно, что перечислены не все возможные причины увольнения работника из организации. Но существуют конкретные peкомендации для кадровых служб. Необходимо определить истинные обстоятельства увольнения сотрудника, попытаться правильно их оценить, а затем отработать и реализовать процедуры бесконфликтного, юридически грамотного увольнения. Каковы бы ни были причины увольнения coтрудника, он должен по кидать организацию без чувства обиды, раздражения и мести. Только тогда можно быть уверенными в том, что увольняемый работник не предпримет необдуманных шагов.
В современной науке и практике менеджмента постоянно идет процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, технологий, идей в области эффективного управления человеческими ресурсами организаций. На выбор той или иной управленческой модели влияет множество факторов: тип бизнеса, стpaтегия фирмы и ее жизненный этап развития, корпоративная культура и стиль руководства, организационная и правовая среда и т.д.
5. Стимулирование и мотивация труда.
Основу эффективного механизма управления человеческими ресурсами в современных организациях составляют средства воздействия на экономическое поведение людей посредством побуждения их к производительному и творческому труду. Мотивация труда рассматривается как важнейшая и сложнейшая функция управления, заключающаяся в побуждении работников к результативной деятельности с помощью внешних и внутренних факторов для достижения целей организации и удовлетворения личных потребностей.
Информация о работе Человеческие ресурсы в системе менеджмента