Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 06:13, курсовая работа
Школа человеческих отношений - это научное направление в теории управления возникло после того как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности.
Введение.
Глава 1 Школы «Человеческих отношений» и психологии 3
1.Предпосылки формирования «Школы человеческих отношений» 4
Глава 2.Этапы и школы в истории менеджмента 4
2.1.Характеристика «Школы человеческих отношений»; основные представители 6
2.2.Содержание и значение Хоторнского эксперимента 6
2.2.1.Влияние Хоторнского эксперимента на процесс управления. 10
Глава 3 Взгляд на школу человеческих отношений в наши дни 15
3.1 Нововведения школы человеческих отношений 15
3.1.1. Основные выводы Маслоу 17
3.1.2.Общие принципы 18
3.1.3. Анализ реализации идей «Школы человеческих отношений» на примере ОАО РОСНО 19
Заключение 29
Список использованной литературы 30
- Добровольное страхование от несчастных случаев и болезней – выплаты по этому виду страхования определяются следующим образом: телесные повреждения, исключительно и непосредственно вызванные происшествием вследствие воздействия внешних факторов и четко определенных причин, которые, непосредственно и независимо от любых иных причин, привели к смерти или нетрудоспособности (инвалидности).
- Обязательное страхование от несчастных случаев и болезней.
- Добровольное медицинское страхование – т.е. страхование медицинских расходов. Обеспечивает покрытие медицинских расходов страхователя. Работодатели получают пользу от существования такого страхования, и многие готовы частично или полностью оплачивать взносы.
2. По
имущественному страхованию:
- Добровольное страхование средств наземного
транспорта – выплаты по этому виду страхования
осуществляются при повреждении, частичном
или полном разрушении или краже транспортного
средства, после оценки страхового события
экспертами.
- Добровольное страхование средств воздушного транспорта.
- Добровольное страхование средств водного транспорта.
- Добровольное страхование грузов - покрытие включает потерю или повреждение товаров в результате кражи, несчастного случая, пожара, произошедших в то время, когда товары загружались, перевозились или выгружались из оборудованных двигателем транспортных средств, а также во время краткосрочного отстоя в гараже в процессе транзита.
- Добровольное страхование других видов имущества.
- Добровольное страхование финансовых рисков.
3. По
страхованию ответственности:
- Добровольное страхование гражданской
ответственности владельцев автотранспортных
средств – страховое покрытие распространяется
на ответственность страхователя в случае
смерти или увечья, причиненного третьим
лицам, и повреждения их собственности.
- Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика.
- Добровольное страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности.
- Добровольное страхование профессиональной ответственности.
- Добровольное страхование иных видов ответственности.
4. Страхование
ответственности:
В любой момент причиной
несчастного случая или материального
ущерба может оказаться наша небрежность.
Не углубляясь в тонкости закона, можно
сказать, что "небрежность" означает
недостаток внимания при выполнении какой-либо
работы или пренебрежение какими-то своими
функциональными обязанностями. Если
мы проявили небрежность (и суд признал
это), то мы обязаны возместить ущерб. И
даже если мы сумеем доказать свою невиновность,
потребуется какая-то сумма денег для
консультации юриста или ведения процесса
защиты. Обо всем этом можно позаботиться
заранее, заключив договор страхования
ответственности. Небрежность является
наиболее распространенной формой нарушения
норм гражданского права и может быть
поводом для иска о возмещении убытка.
Существует также "злоупотребление"
и "проступок", но они гораздо реже
являются причиной страхового случая
даже при страховании ответственности.
Страховое покрытие полиса не учитывает
их. [5]
Работодатель может
нести ответственность за увечье своего
работника и должен застраховаться от
уплаты компенсации в случае проигрыша
дела в суде. На практике многие претензии
удовлетворяются и без обращения в суд.
Страхование ответственности, возможно,
является видом страхования, при котором
легче всего установить меру возмещения.
Она определяется решением суда, включает
"внесудебные" платежи, судебные
издержки, а также расходы, оговоренные
в договоре страхования.
Рассмотрим подробнее
страхование ответственности за причинение
вреда при эксплуатации опасных производственных
объектов в ОАО РОСНО.
Технологический процесс
состоит из двух этапов:
1. Заключение договора:
- Предприятие, имеющее опасные производственные
объекты, подает заявление в отдел страхования
технических рисков ОАО РОСНО.
- ОАО РОСНО организует экспертную оценку Предприятия и находящихся в эксплуатации опасных производственных объектов. Результаты экспертизы в письменном виде предоставляются в отдел страхования технических рисков ОАО РОСНО.
- Собранная информация анализируется и разрабатывается индивидуальная программа страхования данного Предприятия. Страховой агент заключает договор с Предприятием, который вступает в силу после визирования директором филиала.
- Договор отправляется в экономический отдел для фиксирования его в базе данных.
- Договор передается в Бухгалтерию, где происходит начисление заработной платы Страховому агенту.
- Бухгалтерия производит выплату зарплаты агенту.
2. Выплата по
договору:
- При наступлении страхового события
Предприятие-клиент направляет претензию
в суд и в отдел выплат филиала ОАО РОСНО.
- Суд принимает решение и направляет его в отдел выплат ОАО РОСНО.
- Отдел выплат передает решение о выплате в Бухгалтерию, и информацию о наступлении страхового события в экономический отдел.
- Бухгалтерия направляет информацию о выплате в экономический отдел.
- Экономический отдел собирает информацию, и она фиксируется в базе данных.
- Бухгалтерия производит выплату Предприятию.
Организационная структура
управления ОАО РОСНО
1.Организационная структура управления
ОАО РОСНО
2.Организационная структура управления филиала ОАО РОСНО
Структура страховой
компании
В условиях рыночной
экономики страховые организации любых
форм собственности определяют самостоятельно
свою организационную структуру, порядок
оплаты и стимулирования труда работников.
Тем не менее, в страховой
деятельности используют две категории
работников:
- квалифицированных
штатных специалистов, осуществляющих
управленческую, экономическую, консультационно-методическую
и другую деятельность;
- нештатных работников,
выполняющих аквизиционные (приобретение)
и инкассаторские функции (сбор и выплата
денег).
К штатным работникам
относятся: президент страховой компании,
вице - президент (экономист), генеральный
директор, исполнительный директор (менеджер)
главный бухгалтер, референты, эксперты,
заведующие отделами по направлениям
(видам страхования), инспектора, работники
вычислительного центра, сотрудники отделов,
обслуживающий персонал.
Главной функциональной
обязанностью штатных работников является обеспечение
устойчивого функционирования страховой
компании, высокой рентабельности, платежеспособности,
конкурентоспособности.
К нештатным работникам
относятся: страховые агенты, брокеры
(маклеры), представители ( посредники
) страховой компании, медицинские эксперты
и т.д. Основными функциональными
обязанностями являются: проведение агитационной,
пропагандистской работы среди организаций,
фирм, АО и населения по вовлечению их
в страхование, оформление вновь заключенных
и возобновленных договоров, а также обеспечение
контроля по своевременной уплате страховых
взносов 9 платежей, премий) со стороны
страхователей и производство страховых
выплат со стороны страхователей и производство
со стороны -
страховщиков при наступлении
страховых случаев, т.е. главной задачей
нештатных работников является продвижение
страховых услуг от страховщика к страхователю. [5]
Организационные структуры
по управлению
Страховые компании
делятся на организационные структуры
по управлению (менеджменту) и по сферам
деятельности.
Наиболее широкое распространение
в мире получила организационная структура
по менеджменту « Руководство в соответствии
с сотрудничеством », опирающаяся на такие
принципы как:
1. Решения в страховой
компании не принимаются односторонне,
то есть сверху, одним лишь руководством;
2. Сотрудники страховой
компании не только руководствуются распоряжениями
начальства, но и имеют свои сферы деятельности
в соответствии со своими полномочиями
и компетенциями;
3. Ответственность
не концентрируется на верхнем уровне
управления организацией, она является
частью компетенции других сотрудников
по сферам деятельности.
4. Вышестоящая инстанция
в организационной структуре страховой
компании имеет право принимать те решения,
которые нижестоящие инстанции не вправе
принимать;
5. Ведущим принципом
структуры менеджмента является делегирование
полномочий и ответственности сверху
до низу. Это означает, что каждому сотруднику
предоставляется определенная сфера деятельности,
в рамках которой он обязан действовать
и принимать решения самостоятельно, а
так же нести ответственность за принятые
решения. Руководитель структурного подразделения
не имеет права вмешиваться в сферу деятельности
своих подчиненных, если не возникли серьезные
проблемы, он должен главным образом осуществлять
контроль за работой своих подчиненных [2].
При такой организационной
структуре управления каждый сотрудник,
независимо от того, на каком уроне он
работает, отвечает только за то, что он
сделал или не сделал в рамках своих полномочий.
За ошибки сотрудника начальник отвечает
лишь в тех случаях, когда он не выполнил
свои обязанности руководителя, то есть
если не достаточно тщательно подобрал
сотрудников, не провел с сотрудниками
соответствующего инструктажа, не проконтролировал
действия своих сотрудников. Четкое разделение
ответственности - за руководство и за
действия - является важным фактором при
определении, кто отвечает за ошибки. Анализ
деятельности сотрудников на всех уровнях
представляет собой учет интеллектуального
потенциала страховой компании.
Функциями, которые
должно выполнять высшее руководство
страховой компании являются:
- определение общей цели страховой компании
на данном этапе;
- разработка соответствующей стратегии и планирование работы страховой компании;
- разработка структуры менеджмента;
- разработка концепции маркетинга;
- определение финансовой политики, формирование сфер деятельности (личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности и т.д.);
- координация между собой сфер деятельности; решение кадровой и социальной политики.
Анализ реализации идей школы «человеческих отношений», принципы совершенствования процесса управления
Деятельность страховой
компании всецело зависит от людей, которые
работают в ней, т.к. самое важное – это
поиск клиентов. Не каждый человек может
работать страховым агентом, потому что
это чрезвычайно сложный в психологическом,
да и в физическом плане труд. В НФ ОАО
РОСНО работают люди, прошедшие все стадии
формирования деловых качеств, необходимых
страховщикам; к примеру, директор НФ начинала
простым страховым агентом. В целом атмосфера
в деловом коллективе НФ ОАО РОСНО дружелюбная,
что, конечно же сказывается на результатах
деятельности фирмы. По словам сотрудников
НФ: "Главное – это кадры" можно понять,
что основная ставка в процветании компании
делается на профессионализм сотрудников.
Для решения задач,
стоящих перед ОАО РОСНО, необходимо проводить
большую работу по формированию коллектива
единомышленников, находящихся в зоне
собственного развития, работающих в атмосфере
единых ценностных отношений к личности.
Каждый руководитель не раз задумывался
об эффективности управления коллективом,
применяя те или иные теории менеджмента
на собственной практике.
Известно много научных
теорий управления. Наука об управлении
зародилась и стала стремительно развиваться
в начале двадцатого века. На основе изучения
и анализа опыта трудовой и производственной
деятельности предприятия Фредерик У.
Тейлор предложил позиции, которые теперь
для нас являются очевидными: дифференциация
функций управления; планирование; рационализация
труда; исследование трудовых процессов
путем их разложения на составляющие элементы;
дифференцированная оплата труда; организация
отбора, обучения и переподготовки кадров
и др. Из классической теории управления
Тейлора в современную практику функционирования
ОАО РОСНО перешло деление целого управляемого
объекта на части для осуществления контроля
над ними, разработка структуры управляемой
организации и определение структуры
сотрудничества управляющего и управляемого,
зародились подходы к пошаговому построению
организационного процесса управления.
Французский инженер
и исследователь Анри Файоль внес большой
вклад в "классическую теорию управления".
Он одним из первых сформулировал четырнадцать
принципов администрирования (разделение
труда, власть и авторитет, дисциплина,
единоначалие, подчинение индивидуальных
интересов общему, вознаграждение, централизация,
порядок, равенство, устойчивость должностей
личного состава, инициатива, корпоративный
дух, ступенчатость власти в иерархии
управления).
В 30-е годы ХХ века возникает
одна из основных школ в теории управления
- "школа человеческих отношений".
Один из ее основателей, Э. Мэйо, пришел
к выводу, что решающее влияние на рост
производительности труда рабочего оказывают
не материальные, а главным образом психологические
и социальные факторы. Проблемы любого
производства должны рассматриваться
с позиций человеческих отношений.
В начале 50-х годов
Дуглас Мак-Грегор сформулировал свои
идеи об управлении, утверждая, что существует
два вида менеджмента персонала, первый
из которых основывается на "теории X"
("средний человек не любит трудиться
и по возможности избегает работы"),
а второй - на "теории Y" ("для человека
расходовать моральные и физические силы
на работу так же естественно, как отдыхать
или играть").
Все теории менеджмента,
так или иначе, находят свое отражение
в практике управления организацией ОАО
РОСНО. Это бесспорно и доказано длительным
опытом. Но в любом коллективе, с точки
зрения его управления, ставится акцент
на определенный подход. Одной из особенностей
ОАО РОСНО, является большой коллектив,
позволяющий специалисту занимать различные
-
управленческие позиции
– агента, менеджера, администратора.
В данном случае управления таким коллективом
большее отражение находит "Школа человеческих
отношений" Элтона Мэйо. Для управления
организацией вообще (в особенности для
российского управленческого менталитета)
сочетание формальных и неформальных
связей играет очень большую роль.
"Школа человеческих
отношений" - это гуманистическое, сильно
психологизированное, антропоцентрическое
направление в общей теории организации,
социологии организаций и управленческой
практике. Оно сформировалось в полемике
с постулатами классической школы. В рамках
школы человеческих отношений первостепенными
являются принципы всемерного развития
и всестороннего использования организацией
способностей работников, удовлетворения
их разносторонних потребностей, использования
механизмов самоорганизации и внутреннего
(группового и личностного) контроля за
их поведением и деятельностью, стимулирования
процессов групповой динамики, демократизации
управления, гуманизации труда. В результате
реализации этих принципов в группе формируется
феномен коллективизма.
В соответствии с моделью
"Школы человеческих отношений" руководители
ОАО РОСНО могут эффективно воздействовать
на мотивацию персонала, признавая их
социальные потребности и давая им возможность
чувствовать себя полезными и нужными
для организации. Использование этой модели
в практике управления персоналом ОАО
РОСНО ведет к предоставлению подчиненным
большей свободы в принятии решений относительно
их труда, но при сохранении сознательной
дисциплины в коллективе, а также к большей
информированности персонала о намерениях
руководства, о положении дел, о достигнутых
успехах и перспективах развития организации.
Понятно, что стиль руководства по принципам
"школы человеческих отношений" может
быть только демократическим.
Таким образом, в управлении
коллективом ОАО РОСНО, ставятся акценты
на стимулирование мотивации и заинтересованности
каждого работника в содержании своей
деятельности, важность личностного развития
работника, улучшение качества организационных
и управленческих решений, развитие сотрудничества
среди работников, максимально возможное
использование богатого человеческого
потенциала, самоорганизацию каждого
специалиста. Идеальный коллектив, когда
каждый его член занимается самовоспитанием,
и когда каждый сумеет предъявить требования
к себе так, как если бы это было требованием
всего коллектива. Возможно, таких коллективов
пока нет, но стремиться к идеалу всегда
нужно.
Заключение
У классического научного менеджмента были такие недостатки, как непризнание различия между индивидами, неучет возрастающих потребностей рабочих, игнорирование предложений рабочих. Это приводило к усилению конфликтов, способствовало более интенсивной эксплуатации рабочих. [2]
Эксперименты показали, что можно влиять на отношение людей к труду посредством создания неформальных групп. Искусство общения с людьми должно было стать, главным критерием отбора администраторов, начиная с мастера.
В данной работе представлена, детально проанализирована и описана школа человеческих отношений, а также предпосылки для ее появления, биографии и основные взгляды наиболее известных представителей данной школы. В рамках развития управления как науки, а также менеджмента и психологии, школа человеческих отношений играет огромную роль, следовательно, основные принципы и концепции данной школы должны быть известны и понятны каждому. Изучая данную школу, необходимо также знать и основных ее представителей, их биографию и основные взгляды. Кроме того, анализируя данные относительно школы человеческих отношений, не следует забывать о предпосылках ее появления и о состоянии управленческой науки тех времен.
Данная курсовая работа необходима при изучении курса организационного поведения, так как школа человеческих отношений описывает такие важные факторы, как поведение человека в группе, изучает влияние неформальных групп на поведение человека и на производительность труда.
Впоследствии написания или изучения данной работы, можно сделать вывод, что школа человеческих отношений являлась наиболее значимой из всех научных направлений в управлении. Данная школа являлась наиболее важным, ценным и прогрессивным учением в управленческой науке тех времен. Именно благодаря тому, что школа человеческих отношений рассматривает человека как основной фактор производства, современное общество сделало огромный скачок вперед в области управления, что, в свою очередь, способствует развитию науки, техники, увеличению производства. Школа человеческих отношений заложила основу для появления более поздних и более совершенных школ. Несомненно, школа человеческих отношений внесла огромный вклад в развитие управленческих наук. Данная школа впервые использовала многие психологические методы и приемы в управлении. Благодаря школе человеческих отношений, при приеме человека на работу и при управлении им, стало анализироваться психическое и психологическое здоровье данного человека, его поведение в группе. Итак, школа человеческих отношений являлась наиболее прогрессивной и важной школой своего времени. Благодаря данной школе, общество сделало огромный скачек вперед.
Список использованной литературы
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики им. А.С: Грибоедова, 2009. - 480 с.
2.Гольдштейн Я. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.
3. Дафт Р.Л. Менеджмент. С-П издательство «Питер». 2010. -382 с.
Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2010. - 352 с.
4. Ланкина В.Е. МАРКЕТИНГ: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Под общей ред. Таганрог: ТРТУ, 2011.
5. Хорев А.И., Воронин В.П., Овчинникова Т.И. Эффективность управления персоналом в современных условиях. – Воронеж, ВГУ, 2011.-215с.
Информация о работе Школы «Человеческих отношений» и психологии