Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об историческом развитии теории и практики менеджмента с позиции различных школ. Вопросы, которые я поставила в своей курсовой работе:
Что такое менеджмент?
Исторические этапы развития школ?
Виды и функции школ менеджмента?

Вклад в развитие школы управления исследователя У.Ф. Тейлора?

Содержание

Введение
1. Понятие школ менеджмента
1.1 Историческое развитие школ управления
1.2 Развитие подходов в управлении
2. Характеристика школ менеджмента
2.1 Школа научного направления
2.2 Административная или классическая школа менеджмента
2.3 Школа «человеческих отношений»
2.4 Математическая школа менеджмента
3. Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента
3.1 Возникновение тейлоризма
3.2 Сущность концепции Ф.У. Тейлор
3.3 Принципы концепции Ф.У. Тейлора
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

теория менеджмента.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

13. Инициатива. Инициатива означает  разработку плана и обеспечение  его успешной реализации. Это  придаёт организации сил и энергию.

 

14. Корпоративный дух. Союз –  это сила. А она является результатом  гармонии персонала.

 

 

2.3 Школа «человеческих отношений»

 

 

 Школа «человеческих отношений»  явилась попыткой менеджмента  рассматривать каждую организацию  как «социальную систему». Основоположник этой школы Э. Мейо (1880–1949) считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые влияют на результаты деятельности. По определению одного из основателей школы человеческих отношений Ф. Ротлисбергера, неформальная организация представляет собой действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также сложную сеть социальных связей, типов членства и центров. У. Френч и Ч. Белл, например, сравнивают организацию с айсбергом, в подводной части которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней – формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации.

 

 Достижением Мэйо и его  последователей в анализе неформальной  структуры было доказательство  необходимости расширения границ  организационного анализа за  пределы должностной структуры.

 

 В рамках школы «человеческих  отношений» сформирован целый  ряд теорий. Среди них можно  выделить, прежде всего, «Теорию  Х» и «Теорию У» Д. Макрегора  (1906–1964). Автор этой теории в  книге «Человеческая сторона  предприятия» выдвинул в 1960 г. два следующих положения, характеризирующих представление управляющих об отношении работников к труду. Одна из них – «Теория Х». Средний индивидуум туповат, ленив, стремится при первой возможности избежать труда, поэтому необходимо постоянно понукать, угрожать наказанием, чтобы он работал напряженно для достижения целей фирмы. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно нечестолюбив, и более всего беспокоится о своей собственной безопасности. «Теория У» освещает производственный процесс несколько иначе. Затраты физических и умственных усилий человека в процессе труда столь же естественны, как в играх, на отдыхе. Средний индивидуум при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней.

 

 Особый интерес представляет  теория мотивационной гигиены  Ф. Герцберга, изложенная в  его книге «Труд и сущность  человека» (1960 г.). В ее основе  лежит тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека. Самой популярной теорией является теория иерархии потребностей А. Маслоу, автора книги «Мотивация и личность» (1954). Он предложил классификацию целей индивидуума и ранжирование их по степени важности. Им выделены пять видов потребностей: физиологическая потребность, потребность в безопасности, в принадлежности к социальной группе, в уважении к себе, в самоуважении.

 

 Один из первых представителей  отечественной управленческой науки,  который примыкал к школе человеческих отношений, – Н.А. Витке. Он полагал, что управление состоит в целесообразном сочетании людских воль. Руководитель, по его мнению, прежде всего социальный техник или инженер – в зависимости от его положения в организационной системе – строитель человеческих отношений. Суть управления заключается в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективах, т. наз. «духа улья».

 

 Отличительной чертой школы  «человеческих отношений» является  анализ на уровне малых групп,  а еще чаще на уровне индивидов. Недостатки Мэйо и его последователей, по мнению Л. Урвика, прежде всего, выражаются в том, что мэйонисты обнаружили утрату осознания специфики больших социальных и технологических систем, придерживались предпосылки, будто рабочими можно манипулировать, чтобы вогнать их в существующие промышленные рамки. Они исходили из того, что кооперация и сотрудничество естественны и желанны, обойдя значительно более сложные вопросы социальных конфликтов. Более того, они смешали цели и средства, предположив, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации.

 

 Первым, кто соединил классическое  и бихевиоральное направления  менеджмента в единую науку,  был П. Дракер. Он является родоначальником  широко известной школы рационального менеджмента. Согласно определению Дракера, менеджмент увязывает между собой три элемента: сферу бизнеса, организацию (фирму) и личность менеджера. Этот треугольник признан сторонниками как жесткого администрирования в рамках классического подхода, так и гибкого бихевиорального направления. Вместе с тем каждая из сторон рассматривает треугольник со своих позиций. Заслуга Дракера состоит в том, что он органически объединил эти подходы.

 

 

2.4 Математическая школа менеджмента

 

 

 Математическая школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов менеджмента) сформировалась в начале 40-х гг., прежде всего, в управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем.

 

 Исследование операций в области менеджмента – это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Авторы книги «Основы менеджмента» указывают, что ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными показателями. Формирование и развитие этой школы связано с такими именами как Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники».

 

 Математика, статистика, инженерные  науки и связанные с ними  области знания внесли существенных  вклад в теорию управления. Их  влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.

 

 Исследование операций и  моделей. По своей сути, исследование  операций

– это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества.

 

 После создания модели, переменные  задаются количественными значениями.

Это позволяет объективно сравнить и окисать каждую переменную и  отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных  рассуждений и описательного  анализа моделями, символами и  количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.

 

 Влияние количественного подхода.  Влияние науки управления или  количественного подхода было  значительно меньше, чем влияние  поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число  руководителей ежедневно сталкиваются  с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т. к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.

 

 

3. Тейлор Ф.У., как основатель  современного менеджмента

 

 

3.1 Возникновение тейлоризма

 

 

 Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915) по праву считается основателем современного менеджмента. Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента стал бы Файоль, Эмерсон или кто-нибудь другой, поскольку к моменту возникновения «школы научного менеджмента» идея научной организации труда буквально витала в воздухе. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью кустарных, ремесленнических, «дедовских» методов. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов5.

 

 В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем  или профессором школы бизнеса,  а практиком: сначала рабочим,  затем менеджером, а затем главным инженером в сталелитейной компании.

 

 Широкая известность пришла  к Тейлору в 1912 г. после его  выступления на слушаниях специального  комитета палаты представителей  американского конгресса по изучению  систем цехового менеджмента.

 

 До Тейлора под менеджментом  понимались самые неожиданные  явления, вплоть до технологии  изготовления какого-нибудь конкретного  продукта. Он впервые придал этому  понятию определенность) назвав  его «организацией производства».

 

 Более или менее четкие очертания система Тейлора приобрела в 1903 г. в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название «тейлоризм». На смену расплывчатым и довольно противоречивым принципам управления Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

 

 Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».

 

 

3.2 Сущность концепции Ф.У. Тейлора

 

 

 В основе тейлоризма лежат  4 научных принципа (правила управления):

 

 создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические  методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

 

 отбор рабочих и менеджеров  на основе научных критериев,  их профотбор и профобучение;

 

 сотрудничество администрации  с рабочими в деле практического  внедрения НОТ;

 

 равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между

рабочими и менеджерами.

 

 

 Первой фазой методологии  научного управления является  анализ содержания работы и  определение ее основных операций. Затем на основе полученной  информации рабочие операции  изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения для повышения эффективности работы. Предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял установленные нормы.

 

 Тейлоризм – это классическая  геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня.

 

 Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным  переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

 

 

 

 

3.3 Принципы концепции Ф.У. Тейлора

 

 

 На первый взгляд принципы  Тейлора чрезвычайно просты.

 

 Первый принцип повышения  производительности физического  труда гласит: надо изучить задачу  и проанализировать движения, необходимые  для ее выполнения.

 

 Второй принцип: надо описать  каждое движение и составляющие  его усилия, а также измерить  время, за которое оно производится.

 

 Третий принцип: устранить  все лишние движения; каждый раз,  начиная изучать физический труд, мы обнаруживаем, что большинство освященных временем процедур оказываются пустой тратой времени и мешают повышению производительности труда.

 

 Четвертый принцип: каждое  из оставшихся движений, необходимых  для выполнения поставленной  задачи, снова соединяются вместе  – так, чтобы работник тратил на его выполнение как можно меньше физических и умственных усилий и минимальное количество времени. Потом все движения снова соединяют в единую логическую последовательность. Наконец, последний принцип гласит: необходимо соответствующим образом изменить конструкцию всех инструментов, используемых в данной работе. Принципы Тейлора выглядят очевидными, как и любые эффективные методы. Но чтобы выработать их, Тейлор экспериментировал в течение 20 лет.

Информация о работе Школы менеджмента