Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конфликтологии"
1. Становление конфликтологии 1
2. Значение, предмет и задачи конфликтологии 1
3. Понятие конфликта. Объект и предмет конфликта 1
4. Субъекты социальных конфликтов 1
5. Классификация конфликтов 2
6. Структура конфликта 2
7. Причины возникновения конфликтов 2
8. Функции конфликта 3
9. Динамика конфликта 3
10. Особенности внутриличностного конфликта 3
11. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 3
12. Особенности межличностного конфликта 4
13. Конфликт между личностью и группой и его особенности 4
14. Межгрупповой конфликт 4
15. Межгосударственный конфликт 4
16. Технология предупреждения конфликтов 4
17. Стратегии выхода из конфликта 5
18. Методы психокоррекции конфликтного поведения 5
Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом,
конечная причина всякого социального конфликта — это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.
Любой конфликт есть
форма выражения этого
Существо конфликта можно
определить как отсутствие согласия
между двумя и более сторонами
(конкретные лица или группы). Каждая
из участвующих в конфликте сторон
делает все, чтобы была принята ее
точка зрения или цель, и мешает
другой стороне делать то же самое,
поэтому конфликт ассоциируется
с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью,
напряжением и другими
Однако многие специалисты
по менеджменту считают, что с
точки зрения эффективного управления
организациями некоторые
"Каковы позитивные функции конфликтов?
К позитивным функциям конфликтов относятся:
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
Получение новой информации об оппоненте;
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом;
Источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию;
Снятие «синдрома покорности» у подчиненных;
Создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;
Нормотворчество, появление новых правил, форм поведения;
Создание новых информационных институтов;
Диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;
Выявление управленческих проблем в организации (подразделении).
Каковы негативные функции конфликтов?
К негативным функциям конфликтов относятся:
Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;
Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом: при частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
Увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение социально-
Представление о побежденных группах как о врагах;
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
После завершения конфликта
— деструкция системы межличностных
отношений, которые сложились прежде,
проявляющаяся неприязнь к
Сложное восстановление деловых отношений;
Закрепление в социальном
опыте личности и группы насильственного
способа решения проблем: победив
однажды с помощью насилия, человек
воспроизводит данный опыт в других
аналогичных ситуациях
Какие еще функции есть у конфликтов?
Будучи конкретным выражением каких-то противоречий, конфликты выполняют те или иные функции в жизни общества, групп, отдельных личностей. Те функции, о которых говорилось выше, реализуются сами собой независимо от воли и желания участников конфликта. Но есть и другие функции, которые реализуются лишь при определенных условиях, в том числе при наличии желания и умения воспользоваться открывающимися возможностями.
К числу таких дополнительных
функций относится, например, информационная
функция, имеющая две стороны: сигнализирующую
и коммуникативную. Сигнализирующая
сторона заключается, например, в
том, что администрация начинает
обращать внимание на неудовлетворительные
условия труда и другие проблемы.
Стремясь не допустить эскалации
конфликта, администрация принимает
меры для смягчения создавшейся
ситуации. Коммуникативная сторона
проявляется таким образом: для
обеих конфликтующих сторон необходимо
располагать информацией, позволяющей
сделать выводы о стратегии и
тактике своего противника, ресурсах,
которыми он располагает. Усиливая коммуникативный
обмен друг с другом, стороны получают
гораздо больший объем
Суть диагностической
функции состоит в том, что
в конфликтных обстоятельствах
значительно ярче, нагляднее и
достовернее проявляются
Интегративная функция проявляется в тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Этот эффект может действовать в самых разных ситуациях социального взаимодействия, как бы устанавливая «границу» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои» или «чужие».
Инновационная функция конфликта
помогает преодолеть препятствия на
пути экономического, социального и
духовного развития коллектива. Правильно
урегулированный конфликт улучшает
психологическое состояние
Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:
1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),
2) стадию открытого конфликта,
3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
1 На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.
На этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.
2 Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:
• расширение числа участников;
• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
• смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
• возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.
Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.
Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.
В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.
Носитель внутриличностного конфликта — отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).
Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.
В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. Например, самооценка студента вуза такова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.
По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например:
• противоречие потребностей;
• противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой;
• противоречие между различными ролями индивида;
• трудность выбора между различными вариантами поведения.
Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Они связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы. Отдельная личность в известной степени, конечно, может влиять на создание такого рода благоприятных макроусловий, но если иметь в виду “рядовую” личность, то ее влияние при этом все-таки не может быть значительным. Такие условия изменяются посредством действий больших социальных групп, классов, социальных общностей, объединений и движений.
Поэтому при дальнейшем рассмотрении
внутриличностного конфликта
Познай самого себя
Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе “Познай самого себя” (“Nosce te ipsum”). Это изречение было высечено на колонне при входе в храм Апполона в древнегреческом городе Дельфы в качестве призыва к каждому входящему. И не случайно в философии Сократа этот принцип занимает ведущее место.
Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать “Кто Я?”, “Зачем пришел в этот мир?”, “В чем смысл моей жизни?” и т.п. То есть необходимо прежде всего создать правильный “Я-образ”, ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие — второстепенными; за какие следует пойти на костер, а мимо каких — пройти не заметив.
Адекватно оценивайте себя
Это условие предупреждения
внутриличностного конфликта
Но самое главное состоит в том, что неадекватная самооценка, неправильный образ своего “Я” препятствуют реализации и самоактуализации личности. Человек, который неправильно оценивает себя, будет постоянно “натыкаться” на непонимание со стороны других. Ему будет казаться, что его не понимают, тогда как в действительности он не понимает сам себя. Поэтому тот, кто лучше знает себя, скорее найдет и свое место в жизни.
От самооценки зависят и отношение личности к своим успехам и недостаткам, ее самокритичность. Поэтому она прямо влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Можно представить человека, полагающего, что он обладает большими способностями по математике, но занявшего одно из последних мест на олимпиаде по этому предмету. В этой ситуации, во-первых, не избежать внутриличностного конфликта, стресса, а, во-вторых, это может породить полное разочарование в своих способностях и навсегда отбить охоту заниматься этим видом деятельности.
Сформулнруите смыслообразующие жизненные ценности
После того как вы “покопались в себе” и адекватно оценили себя, попытайтесь сформулировать и взять на вооружение основополагающие жизненные ценности. Это те ценности, ради которых стоит жить (а может, даже и умереть), ценности, утверждению которых человек посвящает свою жизнь и которые он рассматривает как призвание. А. Маслоу назвал их “бытийными ценностями”, или предельными ценностями, выше которых у человека уже нет ничего. Другими словами, речь идет не о ценностях — средствах, а о ценностях — целях, образующих высший смысл жизни человека.