Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конфликтологии"
1. Становление конфликтологии 1
2. Значение, предмет и задачи конфликтологии 1
3. Понятие конфликта. Объект и предмет конфликта 1
4. Субъекты социальных конфликтов 1
5. Классификация конфликтов 2
6. Структура конфликта 2
7. Причины возникновения конфликтов 2
8. Функции конфликта 3
9. Динамика конфликта 3
10. Особенности внутриличностного конфликта 3
11. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 3
12. Особенности межличностного конфликта 4
13. Конфликт между личностью и группой и его особенности 4
14. Межгрупповой конфликт 4
15. Межгосударственный конфликт 4
16. Технология предупреждения конфликтов 4
17. Стратегии выхода из конфликта 5
18. Методы психокоррекции конфликтного поведения 5
На уровне больших социальных
групп причины конфликтов отличаются
большей масштабностью и
Как показывает мировая статистика, сегодня в мире конфликты носят в основном межгрупповой характер. Речь идет о тех группах, которые различаются главным образом по этническим, расовым, религиозным или культурным признакам. Чаще всего конфликты происходят тогда, когда этническим группам отказывается в удовлетворении их самых элементарных этических потребностей. При этом одна из наиболее деликатных проблем — проблема национальных меньшинств, затрагивающая вопросы их статуса, культурной самобытности, возможности самовыражения. Следует также сказать, что сами конфликты между группами населения стали более смертоносными, интенсивными и устойчивыми во всем мире» что приводит к все возрастающим жертвам среди гражданского населения.
В чем заключается технология предупреждения конфликтов?
Для предупреждения конфликтов
очень важно знать не только что
необходимо делать, но и как добиться
развития проблемной ситуации в конструктивном
направлении. Предупреждение конфликтов
в узком смысле слова заключается
в работе с конкретными конфликтами.
Это деятельность участников конфликта,
а также третьих лиц по устранению
объективных и субъективных причин
назревающего столкновения, разрешению
противоречия неконфликтными способами.
Технология предупреждения конфликтов
есть совокупность знаний о способах,
средствах, приемах воздействия
на предконфликтную ситуацию, а также
последовательность действий оппонентов
и третьих лиц, в результате которых
разрешается возникшее
Воздействовать на проблемную
ситуацию взаимодействия можно по двум
направлениям: влиять на свое поведение
и воздействовать на психику и
поведение оппонента. Второй способ
более сложен. Как показывает практика,
проще и эффективнее
Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами:
Сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент
Свести проблему к шутке
Перевести разговор на другую тему
Уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации
Сказать, что Вы не успели
всесторонне разобраться в
Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия.
Умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.
Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.
Терпимость к инакомыслию.
Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.
Умение управлять своим
текущим психическим
Умение в общении с окружающими быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.
В ходе общения с партнером желательно, хотя бы изредка, улыбаться.
Не нужно ждать от окружающих слишком многого.
Умение общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.
Умение человека сохранять
конструктивные способы взаимодействия
с окружающими вопреки
Не забывать о чувстве юмора.
Воздействовать на партнера
можно разными способами. При
воздействии мы пытаемся изменить,
подкорректировать отношение
Самый простой способ — не требовать от окружающих невозможного, учитывать, что их способности к различным видам деятельности различны.
Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека. Быстро идут только разрушительные процессы, поэтому не ждите мгновенных результатов и действуйте тактично.
Следите за вербальными знаками. Меняйте свои позы в процессе разговора на более открытые и располагающие. Результатом будет копирование вашей позы и открытость со стороны партнера.
Очень эффективным способом является предоставление своевременной и точной информации о Ваших интересах и решениях. Если кто-то из окружающих наступает Вам на «любимую мозоль», то не исключено, что он делает это не специально. Ведь это не его мозоль, и он просто может о ней не знать. Что касается решений, то чем раньше Вы их предоставите, тем лучше, никто не любит находиться в состоянии неопределенности, да и Вы наверняка тоже.
Одним из важных приемов является умение отделить личность партнера от проблемы. Дать понять партнеру, что он человек и имеет право на слабости. Необходимо следовать принципам этики общения: не перебивать, не критиковать и не быть категоричными.
Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге по работе, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил, знать структуру конструктивной критики, понимать характер критики и придерживаться конкретных целей. К критике нужно относиться осторожно, как к оружию, которым можно ранить партнера. Для сохранения отношений сторон важно то, как партнер воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль.
Необходимо помнить следующее:
Критика в свой адрес — резерв совершенствования
Объективная критика — это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе
Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу
Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков
Не связывать сущность критики с личностью человека, который ее излагает
Не очень важна форма критики, важно ее содержание
Ценная способность — уметь видеть в критике рациональное зерно, даже если оно с первого взгляда не видно
Меня критикуют — значит,
верят в мои способности
Если критика в мой
адрес отсутствует — это
Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками.
Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе.
Выделяют пять основных стратегий:
Соперничество (конкуренция)
Компромисс
Сотрудничество
Избегание
Приспособление
Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др.
Соперничество заключается
в навязывании другой стороне
предпочтительного для себя решения.
Этот стиль наиболее типичен для
поведения в конфликтной
Обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое решение — наилучшее;
Чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять;
Должен принять непопулярное решение и у него достаточно полномочий для этого;
Взаимодействует с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Однако следует учитывать,
что эта стратегия редко
Этот стиль не может быть использован в близких, личных отношениях, поскольку кроме чувства отчуждения он больше ничего вызвать не может. Не следует использовать этот стиль в ситуации, когда участник конфликта не обладает достаточной властью, а его точка зрения расходится с точкой зрения начальника и он не имеет достаточных аргументов, чтобы доказать ее.
Поведение человека, придерживающегося этого стиля, коротко можно описать словами: «Или все по-моему, или совсем ничего». Его тактика: конкурирует, контролирует, хочет перехитрить, завладевает положением, заставляет, борется. Предпочитает, чтобы другие улаживали споры или избегали их. Нетерпелив, когда ведется диалог или собирается информация. Качества как руководителя: властность, боязнь разногласий, сохранение статуса кво, использование своего положения с целью достижения власти, неумение предотвратить кризис.
Суть компромисса заключается
в том, что стороны пытаются урегулировать
разногласия, идя на взаимные уступки.
В этом плане он несколько напоминает
стиль сотрудничества, однако осуществляется
на более поверхностном уровне, так
как стороны в чем-то уступают
друг другу. Эта стратегия наиболее
эффективена, когда обе стороны
желают одного и того же, но знают, что
одновременные желания
Стиль компромисса требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый их участник чего-то добился, помня при этом, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.
Одним из недостатков стиля
является то, что одна сторона может,
например, преувеличить свои требования,
чтобы потом показаться великодушной
или уступить раньше другой. В такой
ситуации, возможно, ни одна сторона
не будет придерживаться решения, которое
не удовлетворяет ее нужд. Следует
также учесть и то, что если компромисс
был достигнут без тщательного
анализа других возможных вариантов
решения, то он может быть далеко не
самым оптимальным исходом
Стратегию компромисса при разрешении конфликтов можно использовать в следующих ситуациях:
Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
Удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение;
Возможно промежуточное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными;
Компромисс позволит хоть что-то получить, что гораздо привлекательнее, чем все потерять.
Позицию человека, придерживающегося этого стиля, коротко можно охарактеризовать словами: «Я уступаю немного, если Вы тоже готовы уступить». Тактика: торгуется, льстит, не подает надежды, действует по принципу «всем всего понемножку». Предпочитает, чтобы другие шли на компромисс или улаживали споры. Терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко. Качества как руководителя: осторожность в сочетании с открытостью, желание убедить людей не выражать свои мнения слишком открыто.
Стратегия приспособления означает,
что стороны действуют