Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:35, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика - часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.
Макроэкономика и микроэкономика тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Микроэкономика лежит в основе макроэкономики. Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 143.70 Кб (Скачать файл)

 

 

23 вопрос

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы  с целью регулирования хозяйственной  конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических  задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.

 В зависимости от  состояния хозяйственной конъюнктуры  выделяются два основных типа  денежно-кредитной политики, для  каждого из которых характерен  свой набор инструментов и  определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

 Рестршционная денежно-кредитная политика направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев — на оздоровление платежного баланса. Рестрик-ционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

 Экспансионистская  денежно-кредитная политика характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

 Денежно-кредитная политика  как экспансионистского, так и  рестрикционного типа может иметь либо тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

 К селективной политике  прибегают при слабом развитии  финансовых рынков, когда те не  способны обеспечить достаточно  эффективное перераспределение  денежных средств и инвестиций  в нужных направлениях. С одной  стороны, такая политика способствует  существенному изменению кредитных  потоков в приоритетные сферы  экономики, с другой — препятствует  нормальному функционированию кредитно-финансовой  системы в связи с созданием  льготных условий кредитования  отдельным регионам, отраслям, сферам  деятельности. Устанавливая количественные  ограничения на кредиты, направляемые  в приоритетные отрасли, а также  льготные процентные ставки по  ним, селективная политика вызывает  необходимость субсидировать приоритетные  сферы экономики за счет кредитов  международных кредитно-финансовых  организаций и бюджетных средств,  что неизбежно порождает новые  проблемы в кредитно-финансовой  сфере.

 Выбор типа проводимой  денежно-кредитной политики, а соответственно  и набора инструментов регулирования  деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет  исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном  случае. Разработанные на основе  такого выбора основные направления  денежно-кредитной политики утверждаются  законодательным органом. При  этом необходимо учитывать временной  лаг между проведением того  или иного мероприятия денежно-кредитного  регулирования и проявлением  эффекта от его реализации. Эффективность  применения различных типов денежно-кредитной  политики определяется тем, в  какой мере дестабилизация денежного  оборота вызвана «чисто» денежными,  а не общеэкономическими и  политическими факторами.

 

 

 Основное преимущество  денежно-кредитной политики, проводимой  в условиях плавающего валютного  курса, состоит в том, что  устраняется опасность возникновения  дисбаланса, связанного с несоответствием  валютного курса изменяющимся макроэкономическим условиям, — фактора, оказывающего серьезное негативное воздействие на экономическое развитие. При режиме плавающего валютного курса Центральный банк получает возможность повысить насыщенность экономики деньгами. Рыночное определение валютного курса, на поддержание которого не расходуются валютные резервы Центрального банка, позволяет банку больше внимания уделять проблемам реального сектора экономики. В этих условиях появляются возможности для увеличения положительного сальдо счета текущих операций, улучшения платежного баланса в целом, а также для начала работы по восстановлению золовалютных резервов, что очень важно в послекризисный период. После введения режима плавающего валютного курса существенно увеличились и остатки средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, что способствовало постепенному выходу из кризиса банковских неплатежей. Денежное предложение несколько выросло, а главное, что это не сопровождалось ростом инфляции.

 

 Цели денежно-кредитной  политики на ближайшую перспективу определены исходя из экономической политики, направленной на ограничение спада ВВП, сдерживание инфляции и стабилизацию социально-экономического положения в стране. Разработка целей денежно-кредитной политики опирается на определенные основные макроэкономические индикаторы: динамику реального ВВП, объем промышленной продукции, индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, уровень безработицы и динамику дефицита Федерального бюджета.

 

 Нерешенность проблем  с налоговой дисциплиной и  эффективным налоговым законодательством  ведет к сокращению доходов  бюджета и ограничивает возможности  государства по финансированию  инвестиционных программ. В связи  с предполагаемым переходом на международную методологию учета доходов бюджета и источников финансирования его дефицита предлагается учитывать в составе последних доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также доходы от реализации государственных запасов. Прогнозируется изменить структуру налоговых доходов федерального бюджета в направлении увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности, а также возрастания прямых налогов и снижения доли косвенных, что обусловлено внесенными в налоговое законодательство изменениями. Прогнозируются также изменения в расходах по обслуживанию государственного долга: предполагается, что при увеличении удельного веса суммы расходов Федерального бюджета доля внутреннего долга сократится, а внешнего возрастет.

 Но причиной того, что  российская экономика так и  не вышла на траекторию устойчивого  экономического роста, явился  не дефицит бюджета и не  нехватка его доходов, а кризис  самой банковской системы. Оздоровление  банковской системы — основное  условие проведения эффективной  денежно-кредитной политики. Кризисные  события показали всю сложность  прогнозирования объемов рублевой  денежной массы в условиях  сложившейся экономической неопределенности. Долларизация российской экономики делает особо важным использование в денежно-кредитной политике не только закономерностей изменения динамики рублевых активов экономических агентов, но и движения их валютных счетов. Поэтому, исходя из прогноза платежного баланса, можно предположить, что внешний сектор сыграет важную роль в процессе формирования денежного предложения. В условиях сохранения уровня цен на экспортные товары и осуществления действенных мер валютного регулирования и валютного контроля можно ожидать увеличения положительного сальдо счета по текущим операциям платежного баланса России. Это создаст основу для увеличения валютных резервов Центрального банка и окажет влияние на параметры прироста денежной массы, а также уменьшит потребности правительства в заемных средствах.

 Стратегия денежно-кредитной  политики на ближайшие годы заключается в постепенном выходе на траекторию экономического роста при разумно низкой инфляции. Стимулирующими условиями для реализации этой стратегии являются оздоровление банковской системы, восстановление финансовых рынков, урегулирование проблемы внешней задолженности, создание механизма безусловного исполнения долговых обязательств во всех формах. Конечной целью денежно-кредитной политики будет сдерживание роста инфляции при ограничении спада в экономике. Это означает, что денежно-кредитная политика Банка России будет способствовать поддержанию реальных доходов населения и ограничению роста безработицы. Важно обеспечить положительное сальдо текущего счета платежного баланса, что позволит также наращивать валютные резервы и погашать долги.

 Важным фактором достижения  стратегических целей денежно-кредитной  политики является выход в  перспективе на низкий положительный  уровень реальных процентных  ставок в экономике, что будет  стимулировать спрос на заемные  ресурсы со стороны реального  сектора, а также экономический  рост. Однако в рыночных условиях  Центральный банк не может  напрямую влиять на ставки  по кредитам конечным заемщикам,  это косвенное влияние опосредовано  финансовыми рынками. Достижение  этой цели осложняется дестабилизацией  практически всех финансовых  рынков. Поэтому восстановление  последних и обеспечение их  меньшей зависимости от движения  иностранного капитала позволит  получить большую степень маневренности  в регулировании процентных ставок.

 Новым элементом денежно-кредитной  политики может быть увеличение  в денежном предложении доли  кредитования банками предприятий,  поскольку Центральный банк будет  увеличивать кредиты, предоставляемые  банкам.

 

 

24 вопрос

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в  рамках общества, степени воздействия  его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих  перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономической деятельности, функционирования всей экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.

 

Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже  давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим  ходом развития экономики и общества в целом. По мере развития производственно-хозяйственной  деятельности возникали и обострялись  многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут  быть решены в той степени, которая  устраивала бы все общество. Рыночная экономика переросла свои изначальные  возможности по полному саморегулированию. Да и новые проблемы, возникающие  перед обществом по мере его развития, делают вопрос об участии государства  в управлении рынком практически  решенным. Поэтому споры между  специалистами идут только по поводу степени этого участия.

Изначально государственное  воздействие на экономику в условиях рынка может быть представлено целенаправленной системой мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, реализуемой  соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших  результатов экономического и социального  развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий  деятельности отдельных экономических  субъектов или блоков экономической  системы.

Как следует из характеристики сути государственного вмешательства  в экономику и причин, объясняющих  его необходимость, присутствие  этого вторжения желательно и  даже обязательно для обеспечения  экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы  к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Решение каждой из проблем  развития социально-экономической  системы, перечисленных на первом уровне предлагаемой схемы, невозможно без  участия общегосударственных, региональных, местных органов власти. Следовательно, существует объективная необходимость  в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения, причем эта необходимость возрастает.

Однако по мере экономического и социального развития появляется и объективная возможность осуществления мер государственного регулирования экономики. Делают возможным это регулирование прежде всего все возрастающая концентрация производства и капитала, вертикальная и горизонтальная интеграция в экономике.

Экономические объекты государственного вмешательства, его масштаб и  глубина, формы воздействия на рынок  диктуются степенью общественно-политического  и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые  наблюдаются в данный период времени. Поэтому и степень развитости системы государственного участия  и регулирования рынка различается  в отдельных странах. Традиционно  сильны, например, позиции государства  в экономике некоторых западноевропейских стран (Франции, Испании, Германии, Нидерландов), в Японии; активно усиливается  роль государства в экономическом  росте многих стран Азии и Латинской  Америки. Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем. Принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправности всех форм собственности.

 

 

 

Функции государства  в рыночной экономик

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"