Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:35, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика - часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.
Макроэкономика и микроэкономика тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Микроэкономика лежит в основе макроэкономики. Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 143.70 Кб (Скачать файл)

Обычно выделяют следующие  основные функции государства в  рыночной экономике:

Установление и обеспечение  соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной  собственности.

Поддержание рыночной конкуренции  и защита прав потребителей.

Решение вопросов, связанных  с внешними эффектами: издержками и  выгодами.

Предоставление общественных товаров и услуг

Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

Распределение и перераспределение  национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

Участие в хозяйственной  деятельности.

 

25 вопрос

Свои регулирующие функции  государство выполняет посредством  административных и экономических  методов. Для командной экономики  характерно преобладание административных методов регулирования. Система  государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании  экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания  по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно  устанавливаемые цены на товары и  услуги — типичные методы административного  регулирования в планово!! экономике  — лишают предприятие возможности  альтернативного использования  ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между административными  и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Чтобы проанализировать методы государственного регулирования рыночной экономики, необходимо первоначально  раскрыть экономические функции  государства. Их можно довольно легко  классифицировать, выделив два омновных направления.

Первое – обеспечение  сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы. К  таким условиям относится регулярная демонополизация экономики, её эффективная  антиинфляционная профилактика, поддержание  системы государственных финансов в нужных размерах и бездефицитном  состоянии, гашение спадов производства и некоторые другие.

Второе направление –  решение экологических и социальных проблем, перед лицом которых  рыночный механизм обнаруживает либо свою несостоятельность, либо недостаточную  эффективность. Без государства  никогда нельзя сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантировать осуществление социально-экономических  прав человека, сгладить структурные  и региональные диспропорции и т.д. (1)Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования  едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации , те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся  систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда однако не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, ни и абсолютно необходимо.

Жестокое разграничение  экономических и административных методов несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования несёт в себе, вообще говоря, любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведение участников экономического процесса.

Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят её к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс.

Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

В последние годы, когда  в России ускорился распад тоталитарного  строя, произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не вовсем этот процесс был оправдан. Система создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано. Просматривается по крайней мере шесть областей, где административные приёмы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.

 

Настоятельно необходим  прямой государственный контроль над  монопольными рынками. Монополиста  трудно обуздать с помощью регуляторов  косвенного воздействия и здесь  допустимо даже государственное  регулирование цен.

Вторая область преимущественно  административного регулирования  – побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические  регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие  стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую  безопасность.

Кроме экологических есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением  всеми, кто участвует в функционировании экономической системы образуют еще одну, третью область административного регулирования. Четвертая область – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п. Административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано. Шестая и последняя область – реализация, целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.

Экономическое пространство на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том , что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.

 

 

26 вопрос

Международные экономические  отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения[1]. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики[2].

Формирование международных  экономических отношений зависит  от уровня развития производительных сил. Между первобытными общинами и  племенными союзами существовал  обмен. Постепенно во время формирования национальных государств он преобразовывался в международную торговлю. В дальнейшем появляется мировой рынок, а вместе с ним другие формы международных экономических отношений.

В Древнем Востоке в 4–3 тыс. до н. э. уже существовала международная торговля. Товары перевозили караванами, по морю, речным транспортом. Был распространен обмен товара на товар. Чаще всего товарный состав торговли включал льняные и шерстяные ткани, сырье для них, изделия из металла и керамики, скот, зерно, драгоценные металлы и камни. В Египте и на подвластных ему территориях добывали золото, оно использовалось для оплаты товаров. В VII в. до н. э. началась чеканка монет из драгоценных металлов в странах Малой Азии. Такие международные экономические отношения существовали до завоеваний римлян и Александра Македонского в IV–I вв. до н. э.

Торговля в Древней  Греции велась между городами-государствами. Довольно скоро появляется специализация  городов на производстве отдельных  товаров. Это развивало рост производительности труда и увеличивало возможности  торговли между городами. В Средиземном  и Черном море главную роль в торговле играли греческие купцы. С началом  чеканки монет различными государствами  стало активно развиваться меняльное  дело, из не-3 го формировались первые признаки банковского дела. Во времена  эллинизма греческая культура, в  том числе торгово-финансовая, была широко распространена в Азии и Африке.

В Римскую империю входило  большое количество территорий, поэтому  торговля между ними носила, в сущности, международный характер. К тому же Рим имел торговые отношения с  Северной Европой, Азией и Африкой. В период расцвета количество и наименования производимых товаров сильно расширились. Они транспортировались на огромные расстояния по суше и морю. Развивались  банковское дело и денежное хозяйство. В торговле начали пользоваться простыми и переводными векселями.

Во время феодальной раздробленности  международная торговля в Европе была развита довольно слабо. С появлением централизованных государств (Англия, Испания, Франция, Россия) торговля начинает расти. В XII–XIV вв. появляются капиталистические  отношения, они значительно увеличивают  роль международных экономических  отношений. Торговля в основном велась в бассейнах Средиземного, Балтийского  и Северного морей. Также через  эти районы шла торговля с Восточной  Европой, Ближним Востоком и более  отдаленными территориями. Эта торговля практически не отличалась от античной торговли по путям следования и номенклатуре товаров. Существенную роль играли ярмарки. С целью обеспечения безопасности и монополизации купцы больших  городов образовывали союзы –  гильдии. После открытия Америки  и морского пути в Индию возрастает значение океанской торговли. Европа импортирует кофе, хлопок, сахар, пряности, какао, золото и серебро. Увеличивается  экспорт керамических и металлических  изделий, тканей, животных, оружия. Образуется колониальная система, подвластные  народы подвергаются жестокой эксплуатации, увеличивается работорговля.

Уровень развития внешней  торговли России был ниже западноевропейского. Причины этого: географическая удаленность, отрезанность от морей; социальный фактор – феодально-крепостническая система, низкое развитие капитализма. Но в XVI–XVII вв. Россия экспортировала лес, пушнину, пеньку, деготь, а импортировала  предметы роскоши, изделия из металла. Россия, как и другие государства  в то время, придерживалась политики протекционизма.

В новое время (середина XVII – середина XX вв.) по всему миру распространяется рыночно-капиталистическая экономика, образуется мировой рынок. Социалистическая экономика оказалась нежизнеспособной. До начала XX вв. колониальная система становилась все более крепкой, но позднее распалась почти полностью. Значительное влияние на развитие международных экономических отношений оказывали военно-политические факторы. Экономика мирового капитализма с начала XIX в. развивалась циклически, время от времени происходили экономические и финансовые кризисы. В новое время субъектами международных экономических отношений стали частные акционерные компании, действующие и за пределами собственного государства. В XIX в. появляются международные экономические организации, а в XX в. их роль в межгосударственном экономическом регулировании возрастает. В XVII–XVIII вв. в торговле соперничали ведущие европейские страны (Великобритания и Франция, Испания и Голландия). В конце XIX в. за право называться ведущей промышленной и торговой державой борьбу вели Великобритания и Германия. Одновременно главные роли начинают играть Соединенные Штаты Америки и Япония.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"