Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:23, шпаргалка
Менеджмент (М.) – это управление в социально-эк-ких системах (фирмах, предприятиях), это совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности (увеличение прибыли и т.д.).
Менеджмент – это наука, рациональной организации и управления предприятием, нацеленная на предпринимательский успех.Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
1. Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
1. Сущность и понятие менеджмента.
Менеджмент (М.) – это управление в социально-эк-ких системах (фирмах, предприятиях), это совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности (увеличение прибыли и т.д.).
Менеджмент – это наука, рациональной организации и управления предприятием, нацеленная на предпринимательский успех.Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
1. Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
2. Гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без:
Таким образом, менеджмент
и управление в современной управленческой
литературе рассматриваются как
взаимозаменяемые понятия.Выполнение
функций менеджмента (
Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:
1. Роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;
2. Информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
3. Межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как
В зависимости от
позиции менеджера в
Любая организация рассматривается как открытая система, которая состоит из:
1. Внутренней среды организации
2. Внешней среды прямого воздействия
3. Внешней среды косвенного воздействия
Внутренняя среда состоит из 1) средств пр-ва (машины, оборудование), 2) предметов труда (материалы и т.д.); 3) трудовых (человеческих) рес-сов.
Внешняя среда прямого воздействия включает: акционеров (собственный капитал), заёмные, привлечённые средства (финансовые посредники), поставщиков, конкурентов, потребителей, местные органы, правительственные организации.
Внешняя
среда косвенного
воздействия это: политика; право; эк-ка;
технология; социально-культурные, организационно-технические
и географические условия.
2. Научные подходы к изучению организации (системный, процессный, ситуационный).
Подходы к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Менеджменту присущи следующие подходы:
Системный подход
Рассматривает организацию
как открытую систему, состоящую из взаимосвязанных
частей (см. рис.). На входе организация
получает из внешней среды информацию,
капитал, человеческие ресурсы, материалы.
Внутренняя среда, как структура пр-ва
обрабатывает эти входные параметры, преобразует
их в продукцию или в выходные параметры.
Любая организация будет работать эффективно
только тогда, когда результаты больше,
чем затраты. Эффективные выходы – прибыль,
увеличение доли рынка, увеличение V продаж
и т.д.
Огромный вклад
в это научное направление
сделали такие ученые, как Дж.
Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.
Предприятие в рамках
данного подхода
Процессный подход
Деятельность по
выполнению функций является процессом,
требующим определенных затрат ресурсов
и времени. Именно процессный подход
к менеджменту позволил увидеть
взаимосвязь и
Процесс менеджмента
отражает рекомендованную
Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.
В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:
Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.
Ситуационный подход к управлению
Решения принимаются
на основе изучения всей совокупности
ситуационных факторов.
Системный под ход
к управлению не дает ответа на вопрос
о том, почему предприятия со сходным
строением и в одной и той
же внешней среде (например, работающие
в одной отрасли и реализующие
свою продукцию на одних и тех
же рынках), значительно отличаются
в отношении результата функционирования.
Эту проблему пытается
решить ситуационный подход посредством
увязывания различных приемов и
концепций с конкретными
3. Миссия организации
Сформулировать миссию, значит ответить на следующие вопросы:
1. В чём состоит наш бизнес?
2. Кто наши клиенты?
3. Какие потребности
клиентов мы можем
Предназначение
предприятия в условиях
На её формирование
влияют собственники
Во-первых, миссия дает
субъектам внешней среды общее
представление о том, что из себя
представляет организация, к чему она
стремится, какие средства готова использовать
в своей деятельности, какова ее
философия и т.п. Кроме того, она
способствует формированию или закреплению
определенного имиджа организации
в представлении субъектов
Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
В-третьих, миссия создает
возможность для более
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.
Очень важно, чтобы
миссия была сформулирована предельно
ясно, чтобы она была понятна всем
субъектам, взаимодействующим с
организацией, в особенности всем
членам организации. При этом миссия
должна быть сформулирована таким образом,
чтобы она исключала
Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.
Существует широкое и узкое понимание миссии.
В широком понимании
миссия - это философия и
Философия организации
определяет ценности, убеждения и
принципы, в соответствии с которыми
организация намеревается осуществлять
свою деятельность. Предназначение определяет
действия, которые организация
В узком понимании
миссия - это сформулированное утверждение
относительно того, для чего или
по какой причине существует организация,
т.е. миссия понимается как утверждение,
раскрывающее смысл существования
организации, в котором проявляется
отличие данной организации от ей
подобных.
Правильно определенная
миссия хотя и имеет всегда общий
философский смысл, тем не менее
обязательно несет в себе что-то,
что делает ее уникальной в своем
роде, характеризующей именно ту организацию,
в которой она была выработана.