Эволюция развития теории и практики менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории
развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные теории развития науки управления и проследить попытки классификации школ и подходов менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ
управления.
3.Изучить подходы менеджмента.
4.Определить проблемы и перспективы развития менеджмента в России.
5.Рассмотреть науку об общих закономерностях процессов управления- «Кибернетика».

Содержание

Введение
1. Исторические периоды развития теорий и практики управления
2. Развитие основных теорий менеджмента
2.1. Подходы на основе выделения различных школ
2.1.1. Школа научного управления (1885-1920)
2.1.2. Классическая или административная школа в
управлении (1920-1950)
2.1.3. Школа психологии и человеческих отношений
2.1.4. Количественный подход
2.2. Процессный подход
2.3. Системный подход
2.4. Ситуационный подход
3. Современные проблемы и перспективы развития России
4. Кибернетика
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по Менеджменту.docx

— 69.70 Кб (Скачать файл)

       В России при этом существует дефицит на рынке топ-менеджеров, спрос превышает предложение. Это в первую очередь административный директор, директор по информационным системам, по продажам, по развитию бизнеса, главный бухгалтер, региональный менеджер по продажам. Это при том, что топ-менеджеры имеют значительные заработные платы.

       3.6. Перспективы развития менеджмента

       Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные ситуации, управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях.

      Для современного менеджмента, уровень которого неуклонно повышается и в России, характерны: 
• стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом; 
• широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования фирмы или ее подразделений на рынке; 
• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды; 
• ориентация на достижение оптимальными способами запланированного конечного результата деятельности фирмы; 
• формирование и использование широкой информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; 
• изменение функций планирования с предпочтением планирования перспективного; 
• системный подход к улучшению деятельности фирмы; 
• широкое использование новых информационных технологий; 
• вовлечение всех сотрудников в управленческий процесс; 
• проактивный стиль управления на основе предвидения изменений и принятия гибких решений; 
• опора на инновации; 
• глубокий экономический анализ каждого управленческого решения; 
• способность управлять рисками; 
• возрастание роли маркетинга до ключевой.

       Менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на достижение фирмой, работающей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением адекватных принципов, функций и методов экономического механизма.

       Важнейшими функциями менеджмента на перспективу являются маркетинг и инновации.

       Специфические условия хозяйственной деятельности в России ставят перед отечественными менеджерами особые задачи: 
1) обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка; 
2) максимизировать прибыль в конкретных условиях рынка; 
3) осуществить программу развития коллектива фирмы, включая решение его социальных проблем; 
4) совершенствовать работу компании на основе внедрения новых форм ведения бизнеса, применения современных методов управления. Заблаговременно готовить нововведения, улучшать структуру и функции предприятия; 
5) уметь в разумных пределах идти на риск и исключать его воздействие на рыночное положение фирмы.

      Серьезные задачи стоят перед российским бизнесом в части развития его правовой основы. Несогласованность федеральных и местных законов нередко ставит предприятия в сложное положение и даже приводит к банкротству.

      Особая проблема для нашего менеджера — создание новой дисциплины, нового отношения к труду.

       Предлагается семь стратегий организационных преобразований, составляющих суть организационной демократии:

Стратегия 1: сформируйте содержание ценностей, этических вопросов, целостности. 
Стратегия 2: сформируйте живую, эволюционирующую сеть ассоциаций. 
Стратегия 3: сделайте лидерство связующим звеном, обеспечьте его проникновение во все организационные сферы. 
Стратегия 4: сформируйте самоуправляемые команды с инновационным мышлением. 
Стратегия 5: внедрите упрощенные открытые процедуры и процессы, облегчающие совместную деятельность. 
Стратегия 6: создайте комплексную, самокорректирующуюся систему. 
Стратегия 7: осуществите стратегическую интеграцию, трансформирование самого способа изменений.

       Процесс демократизации организаций дает право надеяться, что будет обеспечено более высокое качество условий труда для всех категорий сотрудников, что будет создано более интегрированное, демократичное, равноправное общество, претворены наконец в жизнь те обещания, которые были даны много лет назад.

 

      4.Кибернетика

      Термин «кибернетика» в современном понимании как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году.

       Современная кибернетика началась в 1940-х как междисциплинарная область исследования, объединяющая системы управления, теории электрических цепей, машиностроение, логическое моделирование, эволюционную биологию, неврологию. Эти исследования появились в 1940 году, в основном, в трудах учёных на т. н. конференциях Мэйси (англ.).  Системы электронного управления берут начало с работы инженера Bell Labs Гарольда Блэка в 1927 году по использованию отрицательной обратной связи, для управления усилителями. Идеи также имеют отношения к биологической работе Людвига фон Берталанфи в общей теории систем.

       Другие области исследований, повлиявшие на развитие кибернетики или оказавшиеся под её влиянием, — теория управления, теория игр, теория систем (математический эквивалент кибернетики), психология (особенно нейропсихология, бихевиоризм, познавательная психология) и философия.

       Сфера кибернетики

       Объектом кибернетики являются все управляемые системы. Системы, не поддающиеся управлению, в принципе, не являются объектами изучения кибернетики.

       Кибернетика является междисциплинарной наукой. Она возникла на стыке математики, логики, семиотики, физиологии, биологии, социологии. Ей присущ анализ и выявление общих принципов и подходов в процессе научного познания. Наиболее весомыми теориями, объединяемыми кибернетикой, можно назвать следующие:

  • Теория передачи сигналов
  • Теория управления
  • Теория автоматов
  • Теория принятия решений
  • Синергетика
  • Теория алгоритмов
  • Распознавание образов
  • Теория оптимального управления

         Управление — это перевод управляемой системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия управляющего.           Оптимальное управление — это перевод системы в новое состояние с выполнением некоторого критерия оптимальности, например, минимизации затрат времени, труда, веществ или энергии. Сложная динамическая система — это любой реальный объект, элементы которого изучаются в такой высокой степени взаимосвязи и подвижности, что изменение одного элемента приводит к изменению других.

         Направления

         Кибернетика — более раннее, но всё ещё используемое общее обозначение для многих предметов. Эти предметы также простираются в области многих других наук, но объединены при исследовании управления системами.

         В «Философский словарь» 1954 года издания попала характеристика кибернетики как «реакционной лженауки»,

         В 60-е и 70-е на кибернетику, как на техническую, так и на экономическую, уже стали делать большую ставку.

 

        Упадок и возрождение

         В течение последних 30 лет кибернетика прошла через взлёты и падения, становилась всё более значимой в области изучения искусственного интеллекта и биологических машинных интерфейсов (то есть киборгов), но, лишившись поддержки, потеряла ориентиры дальнейшего развития.

        В 1980-х новая кибернетика, в отличие от её предшественницы, интересуется «взаимодействием автономных политических фигур и подгрупп, а также практического и рефлексивного сознания предметов, создающих и воспроизводящих структуру политического сообщества. Основное мнение — рассмотрение рекурсивности, или самозависимости политических выступлений, как в отношении выражения политического сознания, так и путями, в которых системы создаются на основе самих себя».

         Последние усилия в изучении кибернетики, систем управления и поведения в условиях изменений, а также в таких смежных областях, как теория игр (анализ группового взаимодействия), системы обратной связи в эволюции и исследование метаматериалов (материалов со свойствами атомов, их составляющих, за пределами ньютоновых свойств), привели к возрождению интереса к этой всё более актуальной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение

      В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

      Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Существовали такие школы менеджмента как: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

       В науке современного менеджмента выделяются следующие подхода: 1) процессный подход; 2) системный подход к управлению; 3) ситуационный подход управления; Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ менеджмента - “цели человек-эффективность”. Золотое правило менеджмента: “эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”.

      Менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на достижение фирмой, работающей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением адекватных принципов, функций и методов экономического механизма.

        Управление  предприятием заключается в умении  рационально управлять ресурсами.  Вместе с системой прогнозирования  и планирования и методами  принятия решений в области  менеджмента понимание принципов  и технологий финансового управления  деятельностью предприятия является  необходимым условием развития  бизнеса.

        Изменения в экономике России, связанные с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций новых способов и подходов к технологиям управления. Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий России пока ориентируется на выживание путем продажи ликвидных основных фондов, поиска краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов.

         Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь. Менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.

         Современный менеджмент должен осознать, что его политика не может и дальше строиться на заданных технологиях и формах конечного использования продукции. Фундаментом деятельности менеджмента должны стать воспринимаемая потребителем ценность и решение потребителя относительно распределения его располагаемого дохода. Именно с такого представления и должны начинаться сегодня как политика, так и стратегия менеджмента.

 

Содержание:

 

         Введение

  1. Исторические периоды развития теорий и практики управления
  2. Развитие основных теорий менеджмента
    1. Подходы на основе выделения различных школ
      1. Школа научного управления (1885-1920)
      2. Классическая или административная школа в

     управлении (1920-1950)

      1. Школа психологии и человеческих отношений
      2. Количественный подход
    1. Процессный подход
    2. Системный подход
    3. Ситуационный подход
  1. Современные проблемы и перспективы развития России
  2. Кибернетика

Заключение

Библиографический список

           Глоссарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глоссарий

 

Информация о работе Эволюция развития теории и практики менеджмента