Экономические методы управления предприятием в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:53, реферат

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать организации, применяющие различные методы управления и выявить методы, способные принести наибольшую эффективность организации в условиях рыночной экономики.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Описать методы управления организации, их компоненты и предназначение.
2. Проанализировать организации, использующие различные методы управления.
3. Выявить методы управления, позволяющие наиболее эффективно проектировать и управлять организацией.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методы управления организацией
1.1 Организационно-распорядительные методы …………………..…………..5
1.2 Административно-распорядительные методы ………………………..….10
1.3 Экономические и экономико-математические методы …………...……..11
1.4 Социально-психологические методы ……………………………..………14
Глава 2. Современные тенденции в развитии методов управлениями организациями
2.1 Механистические организации ………………………………..…………..16
2.2 Органические организации ………………………………………..……….18
2.3 Новые типы организаций …………………………………….…………….20
Заключение ……………………………………………………………..……….29
Список использованных источников ………………………………..………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Методы управления предприятием в условиях рыночной экономики.docx

— 61.13 Кб (Скачать файл)

На протяжении длительного  периода в мировой практике существовали и продолжают существовать организации, в основе которых находятся вертикальные традиционные структуры. В отечественной  практике они преобладают до сих  пор. Эти организации называют механистическими. В их основе лежит принцип иерархичности, который обеспечивает: распределение  полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали, что  закрепляется в нормативных документах организации; координацию разных видов  деятельности для достижения определенных целей; эффективный контроль за реализацией целей и задач организации. Механистические организации - это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решении, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Механистические организации характеризует прежде всего следующее:

  • широкое использование правил и процедур;
  • деление задач организации на специализированные работы;
  • выполнение каждой задачи в соответствии с системой абстрактных правил, обеспечивающих однородность и координацию различных задач;
  • каждый элемент или подразделение рассчитано на выполнение работы под руководством одного менеджера, который сохраняет свой авторитет благодаря делегированию задач от верхнего уровня иерархии;
  • высокий уровень централизации власти;
  • негибкие рабочие процессы;
  • глубокое разделение труда и высокий уровень специализации работ;
  • весьма ограниченные возможности сотрудничества;
  • высокий уровень заменяемости, зависимости и покорности сотрудников;
  • множественность иерархических уровней;
  • деятельность в организации основана на квалификации работников, которая является защитой от произвольных увольнений.

Механистические организации  имеют достоинства и недостатки, первые состоят в следующем:

  • четкое распределение и определение обязанностей повышает ответственность работников за порученную работу, позволяет замечать успехи и недоработки каждого;
  • организация способствует высокой дисциплине, точности;
  • наличие устойчивых неизменных обязанностей позволяет работникам интен6сивно набирать опыт, что способствует росту производительности и эффективности труда;
  • данная организация весьма управляема, в ней возможна точная регламентация и стандартизация работ;
  • при подборе работников можно предъявлять к ним конкретные требования, а дальнейшем оценивать их работу.

 

 Вместе с тем имеются  существенные недостатки:

  • чрезмерно жесткий контроль;
  • у работников формируется ощущение «винтиков в машине», беспомощность в нестандартных ситуациях, шаблонное поведение;
  • при жестком распределении обязанностей отдельные вопросы и проблемы могут оказаться ничьими;
  • при четком распределении обязанностей весьма трудно обеспечить эффективную взаимозаменяемость работников, особенно в небольших коллективах;
  • отдельные специалисты могут спекулировать на своей кажущейся и реальной незаменимости.

Механистические организации, как правило эффективны, когда условия задач заранее обозримы (или регулярно повторяются), а организационные проблемы полностью ясны и их решения известны.

2.2. Органические организации

Последние десятилетия характеризуются  существенной информатизацией общества, снятию ряда экономических и политических барьеров, открытостью границ. Это  разрушило замкнутость организаций, которые вынуждены были становиться  открытыми системами. Появились  новые организации, чутко воспринимающие изменения внешней среды, ориентированные  на удовлетворений требований потребителей. Для этого в организациях создается более гибкой структура, направленная на оперативное реагирование вызовов внешней среды. Такие организации получили название «органические», имеющие сетевую структуру управления, вместо специализированных задач - постоянное регулирование и пересмотр задач, вместо иерархического надзора - коммуникационную связь.

Ключевыми элементами органических организаций являются:

  • отказ от иерархических отношений в пользу самоуправляемой координации. Члены организации руководствуются своим мнением при установлении инициативных связей в горизонтальном направлении;
  • отсутствие жестких связей между частями системы, что обеспечивает условия для саморегулируемых процессов, включая адаптацию подсистем друг к другу;
  • образование рабочих групп с участием представителей различных подразделений для решения определенных проблем;
  • создание относительно независимых рабочих групп с широкой свободой действий и автономией при координации и принятии решений. Это позволяет группе самостоятельно решать задачи, входящие в ее компетенцию.

Цель органических организаций  состоит в создании такой организации  труда, которая опирается на самостоятельно действующих членов организации, а  не на спроектированные рациональные структуры. В этих условиях самоуправляемый  персонал делает упор на самоорганизацию, которая занимает место задаваемой сверху организации. Для такой организации  характерно состояние, когда ни одна процедура не превращается в рутину. В этих условиях каждая проблема решается более-менее по-новому. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.

Несмотря на все привлекательные  характеристики органического подхода  построения организации, ему присущи  и недостатки:

  • существует опасность чрезмерного увлечения одной системной функцией (гибкостью) и полного игнорирования других (интеграции, структуризации и других);
  • трудность обеспечения координации в рамках организации;
  • наличие элемента случайности в сфере согласованных действий и координации. Способность персонала к самоорганизации и самокоординации носит слишком общий характер, чтобы признать ее в качестве единственного способа решения координационной проблемы;
  • вероятность того, что связи, устанавливаемые по инициативе сотрудников, могут оказаться недостаточно эффективными или неэффективными;
  • трудность распределения ответственности (по горизонтали) за реализацию принятых коллегиально решений;
  • имеется вероятность того, что в определенных условиях неформальным лидером организационной единицы, состоящей из равных по рангу членов, станет лицо популярное, но недостаточно квалифицированное.

Этот подход демонстрирует  свою эффективность в условиях, когда  используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.

2.3 Новые типы организаций

Наблюдаемые в последние  годы процессы в функционировании и  развитии организаций находят конкретное проявление в формируемых новых  типах организаций, имеющих органическую природу.

В настоящее время в  областях высоких технологий и в  быстро растущих отраслях появились  организации, у которых имеются  признаки организации будущего. В  научной литературе эти организации  получили название эдхократических (от англ., adhocracy) за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии. Эдхократия - это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добирается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и вознаграждения, делится между участниками. Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Так, в такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего. Идея эдхократической среды в организации обычно приписывается американской компьютерной фирме «Хьюлет-Паккард» начавшей проводить ее в жизнь еще в 40-х гг. Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие:

  • работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая творчества, инновационности и эффективной совместной работы (групповая взаимосвязь работ);
  • работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом;
  • структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах;
  • право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху;
  • система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер;
  • отношения по вертикали и горизонтали преимущественно носят неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой организации.

Наиболее пригодным этот дизайн является для организаций  в таких областях, как консультационно-нововведенческая, компьютерно-электронная, медицинская, исследовательская и опытно-конструкторская, производство фильмов и т.п. Структура эдхократической организации обычно ассоциируется со схемой концентрической формы. Это не организация, которая видится с началом в одной точке, двигаясь от которой вверх или вниз, Вы приходите в конечную точку. В эдхократической организации есть точка отсчета, от которой структура как бы расходится кругами по радиальным направлениям. Круг для такой организации является символом того, что все усилия ее работников ведут к одному, к успеху компании. В ней ценности (в первую очередь - качества ее работников) не ранжируются по уровням. Организации могут иметь разную степень эдхократичности. Тем не менее совершенно очевидным является то, что это определяется уровнем технологии, качеством работников и подготовкой руководителей.

Основой многомерной организации  является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:

  • обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами;
  • производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги;
  • обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.

По совокупности выполняемых  задач такие автономные группы получают обычно статус центра прибыли, а в  отдельных случаях могут являться самостоятельными компаниями. Однако в обоих случаях - они тем или  иным образом облагаются корпоративными налогами. В многомерной организации  бюджеты подразделений разрабатываются  самими подразделениями, руководство  организации только инвестирует  в них средства и дает деньги взаймы. В многомерной организации отношения  членов автономной группы с руководством организации и ее другими подразделениями ничем не отличаются от отношений с посторонним клиентом. Примером многомерной организации могут быть упомянутые ранее экспериментальные бригады «тележечной» сборки на заводах компании «Вольво». Эти бригады, состоящие из высококвалифицированных и многопрофильных работников, получают индивидуальный заказ от конкретного лица на сборку автомобиля. Бригада сама определяет, какие ресурсы, откуда и в каком объеме должны быть получены. Далее бригада собирает автомобиль на «тележке» от начала до конца и продает его заказчику. Из полученной суммы бригада рассчитывается с поставщиками, компанией, работниками и производит другие выплаты, а оставшаяся сумма реинвестируется. Бригада является как бы «предприятием в предприятии». Главным преимуществом такого подхода является то, что удается максимально удовлетворить запросы потребителя, сблизив его с производителем. Данный опыт не носит еще массового характера из-за своей сложности и дороговизны. Требуются очень высокое качество работников, адекватная организационная культура, отработанность операций и связей. Кроме того, необходима соответствующая среда: заказчики и поставщики, инфраструктура, общая культура и уровень образования и жизни16. Другая схема структуры многомерной организации приводится в книге Р. Акоффа «Планирование будущего корпорации». В ней проводится идея о том, что каждое подразделение в многомерной организации может быть организовано таким же образом, как и организация в целом. Многомерная структура применима к любому, вплоть до мельчайшего, подразделению организации. Чем меньше подразделение или часть организации, тем меньше его штат и больше разнообразных обязанностей у его руководителя. В организации, хозяйственные единицы которой относительно независимы, отличаются друг от друга и территориально разбросаны, многомерной делается именно определенная хозяйственная единица, а не организация в целом. Этот тип организации дает возможность даже небольшому подразделению быть настолько автономным, насколько вообще это возможно в структуре более крупной организации. Таким образом, многомерная модель создает с максимально возможной степенью приближенности свободный рынок внутри организации, который не исключает возможностей для синергии и экономии на масштабе деятельности. Основными преимуществами многомерных организаций Р. Акофф считает следующие:

Информация о работе Экономические методы управления предприятием в условиях рыночной экономики