Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:50, курсовая работа
Предметом исследования является экскурсионная деятельность.
Задачи дипломного проекта:
- создать условия для изучения истории родного города Уфа.
- разработать экскурсионный маршрут «История в лицах» по г.Уфа.
И в заключение подготовки экскурсии составляется методическая разработка, т.е. документ, который определяет, как лучше организовать и провести экскурсию, как лучше осуществить показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка служит подсказкой для экскурсовода.
Оформление методической разработки происходит следующим образом:
на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения;
на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.
Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.
После того как все вышеизложенные действия проделаны, экскурсия должна пройти утверждение руководителем группы которая занималась разработкой экскурсии. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники.
Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д.
Утверждается экскурсия при положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, также учитывается расчет стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списки экскурсоводов, допущенных к ее проведению.
До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического
отдела.
Подготовка новой
1) список литературы по теме;
2) карточки объектов включенных в маршрут;
3) контрольный текст экскурсии;
4) индивидуальные тексты экскурсоводов;
5) схема маршрута;
6) «Портфель экскурсовода»;
7) методическая разработка на тему;
8) материалы экскурсии;
9) список экскурсоводов, которые проводят экскурсии по теме.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ В Г.УФА
3.1 Экскурсия по г.Уфа «История в лицах»
Перед созданием новой экскурсии, мы провели маркетинговое исследование в виде опроса. Мы опросили учащихся 9 – 11 классов, опрос имел название «Знаменитые люди Республики Башкортостан». Учащиеся должны были назвать знаменитых людей Башкортостана которых они знают. Итак, лидирующее место занимает Салават Юлаев, а дальше Земфира, Шевчук, Хромченко, Нуриев, Мустай Карим, Аксаков, Исмагилов. После опроса делаем вывод, что молодое поколение практически ничего не знает о великих людях нашего родного города.
Начиная разработку новой экскурсии нужно создать так называемую «творческую группу», в которой каждый член занимается своим делом. Для того чтобы следить и контролировать процесс создания экскурсии назначается руководитель группы, в задачи которого входит контроль и проверка всего процесса и самой экскурсии.
Выбираем цель нашей экскурсии. В данном случае это расширение кругозора как у взрослых так и у детей, эстетическое воспитание, получение знаний в сфере культуры, а также прививание хорошего вкуса, расширение знаний о городе Уфа.
Тему нашей экскурсии мы называем «История в лицах», это и будет являться стержнем для дальнейшей разработки всей обзорной экскурсии. Далее очень тщательно отбираем всевозможную литературу, это могут быть книги, энциклопедии, журнальные и газетные статьи, литературу которая должна помочь максимально раскрыть тему. Итак приступим к отбору литературы. Первое с чего нужно начать это составление списка:
Перечень литературы:
1. Алексеев С. В. Зримая истина. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003
2. Дурылин С. Н. Нестеров-портретист, М. — Л., 1949;
3. Ионина Н. А. Сто великих картин. М.: Вече, 2000
4. Манин В. Пейзаж. М.: Белый город, 2000
5. Манин В. С. Шедевры русской живописи. М.: Белый город, 2000
6. Михайлов А. М. В. Нестеров. Жизнь и творчество, [М.], 1958;
7. Нестеров. Серия «Мастера живописи». М.: Белый город, 2000
8. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века. М.: Искусство, 1991
9. Справочная книга г. Уфы, 1911 год
10. Никонова И. И. М. В. Нестеров, 2 изд., М., 1984
11. Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973
12. Mесягутов Ш., Загир Исмагилов, Уфа, 1967.
13. www.ru.wikipedia.org
Данный перечень размножаем в нескольких экземплярах для дальнейшего удобства к подготовке проведения экскурсии.
Из литературы отбираем всё самое необходимое. И приступаем к отбору объектов.
1. Дом где жил Михаил Васильевич Нестеров. Почти полвека на гостинице «Агидель» висела табличка, говорящая о том, что на этом месте стоял дом, в котором в 1862 году родился великий русский художник Михаил Васильевич Нестеров.
Если мы обратимся к Справочной книге г. Уфы, например, за 1911 год, то обнаружим, что М.В. Нестеров является владельцем участка (обратите внимание – не дома, а именно участка) под № 14, то есть соседней со зданием Дворянского собрания. Вплоть до осени 1914 года М.В. Нестеров владел двумя домами, соединёнными красивыми каменными воротами, по красной линии улицы Центральной (с 1937 г. ул. Ленина). К тому времени родители его уже умерли, в 1913 году скончалась и сестра – Александра Васильевна. Последний раз художник приезжал в родной город в сентябре 1914 года, как он сам писал – «кончать с домом». Усадьбу приобрело Уфимское губернское земство. Снимок, сделанный А. Зирахом во время первомайской демонстрации 1917 года даёт представление о внешнем виде строений усадьбы Нестеровых и соседних.
В годы революции бывший дом Нестерова занимала библиотека, в годы НЭПа – пивная. И всё же уже в середине 1920-х было признано, что усадьба Нестерова имеет «государственное и историческое значение», что, впрочем, не помешало через 30 лет её уничтожить.
В описи недвижимого имущества отца художника В.И. Нестерова, сделанной в 1897 году, содержится достаточно подробное описание интересующей нас усадьбы: «Деревянный дом с антресолями [антресоли – встроенный в высокое помещение дополнительный полуэтаж], каменные службы, каменный флигель, крытые железом, баня и сад». Первое, что следует из этого описания – родной дом великого уфимца был, несмотря на то, что мы вроде бы видим на фотографии Зираха, деревянным. Но таковым являлся левый от ворот дом. В этом могли убедиться очевидцы его сноса, видно это и на фотографии того периода. Именно в этом доме и родился 19 (31) мая 1862 года Михаил Васильевич Нестеров [24].
Вопреки устоявшемуся сегодня мнению, в прежней Уфе хорошим считался не каменный, а деревянный дом. И вовсе не потому, что, как писали некоторые исследователи, такое жильё обходилось дешевле. Гораздо важнее, что деревянный дом был теплее и уютнее. А для красоты и большей сохранности такие дома обкладывали «кирпичными пеналами», штукатурили, украшали лепниной. Признаком богатства же была железная крыша. В подобных домах жили многие состоятельные уфимцы. Для справки сообщу, что кирпичные здания в Уфе строились уже в XVI веке.
В 1872-1874 гг. будущий художник учился в уфимской гимназии. Учился плохо, и потому родители отвезли его в Москву, чтобы приучить к самостоятельности. Так что с 12 лет и до самой смерти в ноябре 1942 года Нестеров жил в Москве. Тем не менее, в родной город приезжал по несколько раз в год.
Здесь же можно представить и мастерскую. «Мастерская у меня очень удобная, в три окна, и больших. Словом, в подобной мастерской я работаю впервые», – писал Нестеров. Работал художник во флигеле родительского дома. В Уфимском художественном музее имени Нестерова хранится документальное подтверждение этого факта. На небольшом холсте с названием «В Уфе» изображён вид с крыльца флигеля (или, возможно, из его дворового окна) на Торговые ряды и строящуюся Александровскую часовню. Хорошо видна деревянная арка между домами, позже заменённая каменной, остатки снега в скрытых от солнца местах. Историк П.В. Егоров отмечает, что часовня на картине скорее всего подготовлена к оштукатуриванию, а это было не раньше 1889 г. По воспоминаниям Михаила Васильевича, а также по его письмам из Уфы можно утверждать, что картина выполнена в конце марта – начале апреля 1889 года.
По снимкам можно с большой точностью установить место, где стояли дома усадьбы. И, может быть, есть смысл воссоздать фасады родного дома и мастерской великого нашего земляка?
2. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова – один из старейших музеев России, а также уникальный социальный и культурологический объект, синтезирующий в себе разнообразные виды деятельности. Такие как формирование музейных коллекций, их хранение и реставрация, научные публикации, экскурсии, лекции, конференции, экспозиции и выставки, участие в крупнейших выставочных проектах в России и за рубежом. Основан, Постановлением Уфимского Губернского ревкома 5 ноября (23 октября по с.с.) 1919 года. Открыт 5 января 1920 года как Уфимский художественный Пролетарский музей им. Октябрьской революции. С 1929 – Башкирский государственный художественный музей, в 1954 году присвоено имя М.В. Нестерова. Расположен в бывшем особняке купца - лесопромышленника М.А. Лаптева (1845–1919), построенном в 1913 году по проекту А.А. Щербачёва (1858–1912) в стиле «модерн». Вместе с территорией бывшего сада представляет собой образец русской усадьбы начала ХХ в.
На сегодняшний день научные сотрудники музея – участники международных, всероссийских, региональных, республиканских научно-практических конференций, проводимых в разные годы в различных городах России. А также авторы многочисленных каталогов, альбомов-каталогов, научных и просветительских статей.
Основание музея и начало его собрания связаны с именем выдающего художника, Михаила Васильевича Нестерова. Особую ценность нестеровского дара составили 30 работ самого дарителя (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В настоящее время музей им. М.В. Нестерова насчитывает 109 экспонатов. В основном это творчество М.В. Нестерова с 1878–1919 годы.
Уникальна и коллекция живописи Д. Д. Бурлюка: портреты, пейзажи, натюрморты, кубофутуристические композиции, всего 37 произведений искусства созданные в период 191-1918 годов. Основными источниками поступления его произведений в музей стали Уфимская художественная студия. По количественному составу и качественному уровню это самая крупная в России музейная коллекция произведений «отца российского футуризма».
В формировании музейного собрания очень велика роль М.В. Нестерова: благодаря его стараниям в 1929 году ГРМ передал БГХМ ряд выдающихся произведений, в том числе «Ночь в Венеции» И.К.Айвазовского, «Всадник-башкир» А.О. Орловского, «После ливня» И.П. Стефановского, а также работы А.А. Харламова, Н.К. Рериха. Коллекция русского искусства ХVIII – начало ХХ в. состоит из ряда коллекций, каждая из которых имеет как самостоятельную ценность, так и является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого хронологического периода. Так, коллекция русской живописи ХVIII в. представлена парадным портретом, в основном неизвестных художников круга Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и И.-Б. Лампи, коллекция русского искусства первой пол. – сер. ХIХ в. – пейзажами П.В. Басина, С.Ф. Щедрина, Л.Ф. Лагорио, П.П. Джогина, И.К. Айвазовского, портретами О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, рисунками К.П. Брюллова, акварелями А.О. Орловского, произведениями скульптуры и фарфора. В основе коллекции русского искусствамногие произведения искусства. В коллекции западноевропейского искусства ХV–ХIХ вв. – живопись Ф. Ваувермана, Дж.-П. Паннини, Д. Каналетто, Н. Пуссена, Ф. Жерара, Ж. Верне, Н. Ланкре, Л. Бакхейзена, А. Сторка, А. Бегейна, и др., собрание гравюры ХV–ХIХ вв., представляющее известные школы гравюры в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, произведения скульптуры ХVIII–ХIХ вв. датских, итальянских и французских художников и фарфор (саксонский, севрский, мейсенский, веджвудский).
На блог Президента Республики Башкортостан от 27.12.2010 г., поступило следующее сообщение, в котором поднят вопрос по благоустройства памятных мест в городе Уфа, Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостаню. На данное сообщение поступил ответ который сообщает, что в городе установлено 121 памятное место, из них 50 памятников и 71 мемориальная доска, посвященные победе в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., жертвам политических репрессий, выдающимся деятелям культуры и др. отраслей. Помимо вышеперечисленных на территории города установлены малые архитектурные формы в виде скульптур. На протяжении последних пяти лет в городе по линии Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан установлены 14 мемориальных досок с барельефами и 5 памятников (певцу Ф.И. Шаляпину, композитору З.Г. Исмагилову, просветлителю М. Акмулле, генералам Т.Т. Кусимову и М.М. Шаймуратову). Выполняя указы (постановления распоряжения) Президента Республики Башкортостан, в 2012-2013 годах планируются установить 7 памятников - ученому и общественному деятелю Валиди Тогану, писателю Зайнаб Биишевой, артисту Мубарякову А.К., художнику Лутфуллину А.Ф., поэту Мустаю Кариму, воинам Отечественной войны 1812 года, скульптуру «Городовой» [41].