Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:50, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности механизма стимулирования персонала как условия повышения эффективности деятельности организации.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы формирования системы стимулирования трудовой деятельности и организации оплаты труда на предприятии;
- выявить элементы, формирующие денежное вознаграждение работника, и их значение в стимулировании трудовой деятельности
Все стимулы условно можно разделить на: материальные и нематериальные. Соотношение их в различных компаниях значительно отличается [13]. На большинстве фирм Западной Европы постепенно сокращается доля материального вознаграждения и увеличивается доля нематериальных стимулов. Для значительного числа российских предприятий и фирм характерны сокращения в доходах семей доли общественных фондов потребления и увеличение доли в доходах материального вознаграждения.
К материальному вознаграждению относят:
a) заработную плату;
б) участие в распределении прибыли;
в) премии;
г) участие в капитале.
По словам Н. Анищенко, заработная плата – важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Это вершина системы стимулирования персонала предприятия, но при всей значимости заработная плата в большинстве процветающих фирмах не превышает 70% дохода работника, остальные 30% дохода участвуют в распределении прибыли [3].
Участие в распределении прибыли – является сегодня широко распространенной системой вознаграждения. Развитие данной системы началось с попыток совершенствования организацией заработной платы наемных работников с целью усиления ее мотивационного воздействия на результаты труда. Для этого обосновалась возможность выплат из прибыли или дохода предприятия тем работникам, чей вклад в формировании прибыли предприятия был наиболее весом и очевиден. Однако, использование систем участия в прибылях создает у работника заинтересованность в эффективной работе сегодняшнего дня, но не стимулирует учитывать в производственной деятельности долгосрочные перспективы развития организации. Она основывается на показателях общей или балансовой прибыли, которые отражают, прежде всего, результаты коммерческой деятельности организации (размер оборота, состояние рынков сбыта, уровень цен) [3].
Существует ряд ключевых вопросов, от решения которых зависит эффективность реализации программ распределения прибыли:
- кто должен принимать участие в разработке и внедрении плана;
- как распределится степень участия в этих процессах между руководством и рабочим персоналом;
- какого размера подразделение будет охвачено планом;
- какой критерий будет использоваться для оценки трудового вклада.
В. Дмитриев отмечает, что «реальные изменения во взаимоотношениях между руководством организации и сотрудниками могут произойти только после успешного решения всех перечисленных вопросов. Такой подход к распределению прибыли может привести к фундаментальным изменениям в концепции, определяющей право собственности каждого сотрудника организации. В этом моменте и заложено основное стимулирующее начало подобных программ» [12, с. 60].
Участие в прибылях используется предпринимателями как средство, способствующее сохранению социального мира внутри организации, и как фактор повышения заинтересованности в её экономическом успехе. Системы участия в прибылях различаются по показателям, условиям выплат, кругу лиц, получающих эти выплаты. Эти системы имеют свои особенности в разных странах мира, что обусловлено историей развития экономики, менталитетом той или иной страны, традициями или обычаями трудовой жизни. Общим для всех является одно: раздел между организацией и наемными работниками дополнительной прибыли.
Особенность системы участия в прибылях состоит в том, что эффект от её применения сказывается не сразу, а через несколько лет после внедрения. Это можно объяснить психологическим действием привыкания, согласно которому наибольший эффект от принятого или не принятого воздействия достигается с течением времени. В то же время, система участия в прибылях имеет свою специфику применения. Она обеспечивает высокий экономический и социальный эффект в тех случаях, когда работники обладают своевременной и точной информацией о деятельности организации. Система участия в прибылях будет недостаточно эффективной, если она охватывает не весь персонал организации.
Важной проблемой является также распределение прибыли между суммами, направляемыми на обеспечение системы участия в прибылях и на развитие производства. Малые суммы, отчисляемые администрацией на распределение между работниками, могут оказаться недостаточными для того, чтобы они чувствовали себя реально пользующимися прибылью организации. Выплаты же больших сумм сокращают расходы на развитие производства, что подрывает перспективность развития организации и грозит обернуться экономическими трудностями в недалёком будущем. Поэтому очень важно правильно распределять средства между воспроизводством и системами участия в прибылях.
По своей сути, система участия в прибылях является элементом оперативного управления организацией, направленной на обеспечение получения прибыли. Работник разделяет наравне с собственником риск кратковременного снижения дохода, чтобы в будущем достигнуть более высоких результатов и компенсировать потери сегодняшнего дня.
Специфической формой участия в прибылях организации является бонус наличностью или бонус акциями.
Текущие выплаты, будь то наличность или акции, производятся в конце отчетного периода. Корпоративная прибыль и индивидуальная деятельность – наиболее распространённая база для определения бонуса. Выплата бонуса может быть немедленной, отложенной или растянутой на 3-5 летний период.
Отложенными выплатами называется такой тип вознаграждений (в форме наличности или акций), выплата которого отложена до определенного момента в будущем. Системы отложенного вознаграждения в форме акций часто содержат ограничения на их продажу или устанавливают, что та доля в цене акций, которую оплатила работнику организация, в течение определённого срока не может быть инвестирована, что создает «привязку» персонала к данной организации.
Некоторые схемы предусматривают выплаты через 3-5 лет формального приобретения прав на их получение и при условии продолжения работы на фирме данного работника. Такие системы делают слишком дорогостоящим для работника уход из организации [8].
Система участия в капитале базируется на показателях коммерческой и производственной деятельности организации при участии двух составляющих: труда и капитала. Участие в капитале по сравнению с выплатами заработной платы даёт предприятию преимущество: первоначально нет оттока денежных средств.
Экономический стимул к использованию систем участия в капитале заключается в необходимости увязать интересы организации и интересы сотрудников. Работник, получающий только заработную плату, объективно заинтересован в совпадении краткосрочных интересов – своих и организации. До тех пор пока наёмный работник не имеет никакого отношения к собственности организации, нет объективных предпосылок и реальной экономической базы для совпадения долгосрочных интересов работника и организации. Так, если члены трудового коллектива не являются собственниками (совладельцами) организации, а участвуют в прибылях и имеют право голоса при распределении прибыли, то возникает реальная угроза выплаты из прибыли большей доли средств, чем это позволяют перспективы развития производства.
Таким образом, крайне желательно, чтобы каждый работник
реально был заинтересован в реализации
стратегических планов развития предприятия.
Важнейшим видом стимулирования является материальное,
призванным играть ведущую роль в повышении
трудовой активности работников. Этот
вид состоит из материально-денежного и
Вторым немаловажным является духовное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.
3. Организационно-экономическая
характеристика Прохоровского
Прохоровское райпо (полное наименование общества: Прохоровское районное потребительское общество), расположенное по адресу: Белгородская область, п. Прохоровка, ул. Мичурина, д. 38.
Прохоровское районное потребительское общество (далее по тексту – Общество) – юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты. Общество в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 28.04.2000 № 54-ФЗ (далее по тексту – Законом Российской федерации «О потребительской кооперации (потребобществах, их союзах) в Российской Федерации»), другими законами Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской федерации, настоящим Уставом (приложение 1).
Целью Общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Для выполнения указанной цели Общество осуществляет:
- оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков, лавок на дому по заказам, в кредит, круглосуточно;
- производство и реализацию продукции научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров;
- производство продукции сельскохозяйственного назначения на сепараторных пунктах, мельницах, крупорушках, зернодробилках, маслобойнях;
- заготовительную деятельность, в том числе закупку всех видов сельхозпродукции и сырья, а также сбор и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);
- пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом;
- транспортные и транспортно-экспедиционные услуги, в том числе организацию придорожного сервиса;
- привлечение заемных средств;
- строительную деятельность;
- производство отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации и т.д.
Организационная структура предприятия – линейно-функциональная (приложение 2).
В качестве достоинств и недостатков данного типа организационной структуры можно указать следующие.
Достоинства:
Недостатки:
Управление Обществом осуществляют общее собрание Общества, совет Общества и правление Общества. Высшим органом Общества является общее собрание Общества. Исполнительным органом Общества является правление Общества. Контроль за соблюдением устава Общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями осуществляет ревизионная комиссия Общества.
Общее собрание пайщиков формируется и осуществляет деятельность в соответствии со статьями 16, 17, 18 Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
К исключительной компетенции общего собрания пайщиков относятся:
- принятие устава Общества, внесение в него изменений и дополнений;
- определение основных направлений деятельности Общества;
- порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности Общества;
- создание хозяйственных обществ;
- определение размеров вступительного и паевого взносов пайщиков;
- определение размеров и порядка кооперативных выплат;
- решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них и др.
Председатель совета Общества без доверенности действует от его имени, в том числе представляет интересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества. Он может подписывать исковые заявления, доверенности, договоры.
Правление Общества вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации отстранять от должности руководителей созданных обществом организаций, нарушающих права пайщиков, уставы, допускающих злоупотребления и наносящих ущерб организациям потребительской кооперации. Правление Общества несет ответственность за результат организационной, социальной и хозяйственно-финансовой деятельности общества. По поручению совета Общества правление разрабатывает предложения, материалы и готовит документы по всем вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания Общества и совета Общества и вносит (представляет) их совету Общества, проводит аттестацию работников Общества в порядке, определяемом советом Общества, информирует пайщиков о деятельности Общества, в том числе и через средства массовой информации, выполняет другие поручения совета общества.