Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью исследования является изучение Японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить особенности японской модели менеджмента сравнить;
- изучить особенности современной российской экономики с учетом Японского опыта менеджмента.
Конечно, совершенно не обязательно, что кандидат на ту или иную должность по истечении испытательного срока будет зачислен в постоянный штат компании, а тот или иной работник будет обязательно назначен на должность руководителя подразделения. Чтобы заслужить повышение по служебной лестнице, японец должен посвящать этому не только рабочее, но и большую часть свободного времени, постоянно демонстрировать высокую лояльность и преданность компании, поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе, т.е. доказать руководству, что именно он и никто другой является лучшим претендентом на ту или иную руководящую должность. Такой порядок не только не ослабляет конкуренцию среди персонала японских компаний, но делает ее более жесткой и бескомпромиссной, хотя и носящей скрытый характер.
При найме на работу большинство японских фирм использует довольно жесткую систему отбора кандидатов в постоянный контингент работников, которая включает:26
- избранные
каналы притока новых
- систему экзаменов и собеседований при приеме не работу
- исследование
семейного положения, оценку
- обязательное
использование испытательного
Важной составляющей японской
системы управления кадрами
является своеобразный механизм
принудительного обновления
производственного персонала и
управляющих среднего уровня,
который на практике действует
весьма эффективно. При этом гарантированная
занятость даже для элитарной
прослойки постоянных
Работники, уволенные на
В Японии считают, что
Япония - маленькая страна. Плотность
населения высока. Ресурсы ограничены.
Природные катаклизмы вызывают
чувство опасности. Поэтому у
японцев острое чувство
Японцы работают группой более
эффективно, чем европейцы, особенно
когда перед ними поставлена
сложная задача. Даже принятие
решений осуществляется в
Можно сказать, что Япония - страна
парадоксов. Здесь отвергают личность
как отдельного индивидуума,
При этом семья для японцев
- форма существования. При
Японец
дисциплинирован, мыслит интересами группы
и способен на экстраординарные усилия
для достижения общего блага. Японцы
- целеустремленные люди. Они хотят
совершенствовать себя до бесконечности.
Они готовы упорно работать ради этой
цели. Это стремление к совершенству
очень помогло японскому
Повиновение
в Японии принимает форму полного
подчинения. Японское общество поделено
на отдельные институты не горизонтально,
а вертикально. Предприятие является
одним из таких институтов. Менеджеры
и работники могут иметь
В японских организациях лидер
занимает самый ответственный
пост. Он сплачивает команду. Он
подавляет внутренние
Авторитет и власть в Японии
зависят от стажа, а не от
заслуг. Следовательно, не всегда
руководитель является
Японский менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности. Учебная программа - это стимулирование сотрудничества в работе. Она мобилизует знания и опыт всей группы. Она еще больше сплачивает ее и развивает дух сотрудничества. Желание избежать работы с оправданием, что "это не моя работа", пропадает, вместо этого возникает готовность нести дополнительную ответственность.
Японская культура отражает
Японская концепция демократии
отличительна. Она не означает
горячие дискуссии между
В Японии существуют различные традиции в компаниях. Одна из них называется “O-seibo”28 – это обычай преподносить подарки боссу компании в течение декабря. Их преподносят для выражения благодарности в ежедневном бизнесе нашему боссу.
Популярные пункты для O-seibo - ветчина, пиво, консервированная пища, кофе, приправы, водоросли, морепродукты, фрукты, и т.п.
Тип и стоимость дара зависит от вашей связи с получателем. Обычно люди дают наиболее дорогие дары их непосредственным боссам. Универсальные магазины представляют много типов комплектов даров O-seibo в течение декабря.
В Японии также как и O-seibo, есть такой же обычай O-tyugen29, только он летом, в июле. Получается, 2 раза в год нужно дарить своим боссам подарки. Но сейчас этот обычай соблюдается только в небольших компаниях, потому что в больших компаниях много людей, соотвественно много боссов и получается много затрат. Так же существует обычай совместного обеда с боссом в конце года - Bonenkai.30 Классическая ловушка для иностранцев в японском офисе: приходишь на работу, а там новый человек. Кто он, что он – непонятно, но ясно, что теперь он здесь работает. Новый работник сидит за столом, передвигается по офису мелкими перебежками, и никто с ним не разговаривает. Проходя в очередной раз мимо него, машинально улыбаешься, говоря «Hello! Nice to meet you» по-английски и кланяясь по-японски. В этот момент из кабинета выбегает начальник и кричит: “Нет! Нет! Не разговаривайте с ним!”31
Дело в том, что загадочная японская традиция не разрешает людям в офисе самим знакомиться друг с другом. Пока не даст отмашку главный босс, все сидят и делают вид, что человека как бы не существует. И только когда руководство примет решение представить сотрудника, все собираются и с удовольствием знакомятся с новичком. Ситуация, взрывающая мозг иностранцу, ведь игнорировать человека неприлично. Но у японцев свое представление о том, что правильно: принимать решения может только босс, остальные этому не обучены.
Так же у японцев существуют
определенные правила
Люди западной культуры обычно
сосредотачивают внимание на
тактике и выговаривании
Бизнес для японца строится
на отношениях доверия,
Первый ритуальный шаг в любом
взаимодействии с деловым
При переговорах с японцами
существует много тонкостей,
Итак, «изюминкой» японского менеджмента по праву считается ориентация на крупные цели, достижение которых требует длительного времени, и построенная на основе такой ориентации система планирования.
Данная работа помогла углубленно изучить менеджмент Японии, одной из самых загадочных и удивительных стран. В работе изучена сущность японского менеджмента, его структура, особенности, плюсы и минусы, сравнение с другими национальными методами управления. Безусловно, Япония является лидером по производству различных вещей хорошего качества. И модель управления играет в этом не последнюю роль. Но эта модель хороша , наверное, только в Японии, т.к. возникла в соответствии с японской культурой, их менталитетом. Ведь как ни пробовали американцы освоить некоторые особенности японского менеджмента, в полной мере им это не удалось. Так же и в России такая модель вряд ли приживется, т.к. совсем иное воспитание и другой народ. Так же будем надеяться, что наше производство и система управления значительно улучшится, а положительный пример японского менеджмента будет стимулировать стремиться к этому.
Японские менеджеры
Японский менеджмент, основанный на
коллективизме, использует все морально
- психологические рычаги воздействия
на личность. Налоговая система Японии
работает на усреднение доходов и
материального состояния
Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятий в основном за счет повышения труда работников.
В Японии предметом особого внимания является увеличение объема продаж. При этом менеджеры заботятся об активизации человеческих ресурсов даже больше, чем о движении денежных средств. Японские компании обращают особое внимание на производственный процесс, и стратегиям, направленным на совершенствование производственных операций, отдают большее предпочтение.
Изучение Японского опыта
По мнению ряда специалистов, российский
менеджмент сочетает в себе черты
японского менеджмента, что отвечает
особенностям российского рынка
и позволяет российскому