Cтратегии развития предприятия на основании анализа влияния факторов внутренней и внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является обоснование выбора стратегии развития предприятия на основании анализа влияния факторов внутренней и внешней среды, уточнения миссии, разработка способов достижения стратегических целей предприятия.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучение динамики финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и обоснования их влияния на условия его функционирования;
оценка результатов реализации антикризисной стратегии развития предприятия;
выявление внешних и внутренних факторов успеха хозяйственной деятельности предприятия;
обоснование специфики стратегического управления хозяйственной деятельностью предприятия;
обоснование выбора стратегии развития предприятия, способствующей повышению устойчивости его функционирования;
разработка прогноза развития и стратегического плана предприятия в рамках реализации выбранной стратегии.
Задачи:
- изучить наступательные стратегии
- рассмотреть оборонительные стратегии
- обозначить основные отличия оборонительных и наступательных стратегий
- на примере конкретного предприятия рассмотреть использование наступательных стратегий в процессе увеличения доли рынка.

Содержание

Введение
1. Наступательные и оборонительные стратегии
1.1. Современные конкурентные стратегии
1.2. Оборонительная стратегии
1.3. Наступательные стратегии
2. Стратегический анализ деятельности ООО «Меланж»
2.1. Описание ООО «Меланж»
2.2. Организационная структура ООО «Меланж»»
2.3. Экспресс - диагностика хозяйственной деятельности
2.4. Анализ окружения ООО «Меланж»»
2.4.1. Анализ внешней среды предприятия
2.4.2. Анализ внутренней среды
2.4.3. SWOT – анализ
2.5. Оценка действующей стратегии ООО «Меланж»»
2.6. Выбор стратегии ООО «Меланж»»
2.6.1. Оценка стратегических зон хозяйствования
2.6.2. Прогнозирование развития фирмы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая стратегический.doc

— 651.50 Кб (Скачать файл)

 

Коэффициент автономии растет с 0,67 до 0,7. Он соответствует норме.  При  этом значение конкурента значительно ниже. Доля собственных средств в активах увеличивается – это является положительным моментом.

Коэффициент чувствительности незначительно  вырос до 0,36. т.е. увеличивается величина заемных средств по сравнению  с собственными.

Коэффициент маневренности снижается к концу 2011г. т.е. доля собственных средств снижается в оборотных (мобильных) средствах. Но при этом значения конкурента выше, что говорит в его пользу.

Коэффициент соотношения мобильных  и иммобилизованных средств незначительно снизился, что отрицательно для организации. Т.е.  доля мобильных средств снижается. При этом значения показателя нестабильны на протяжении трех лет. Показатели конкурента значительно лучше, что опять говорит в пользу конкурента.

Коэффициент кредиторской задолженности  снижается до 0,6. Это говорит о том, что снижается доля кредиторской задолженности по сравнению со всей задолженностью организации. Это неудивительно, т.к. к концу 2011 г. резко выросли обязательства предприятия.

Коэффициент автономии формирования запасов нестабилен: в 2009 г. 0,93, в 2011 г. – 1,18. Значение у конкурента выше. 

 Таким образом, видно, что  финансовое состояние конкурента  незначительно лучше, чем у предприятия. Это происходит из-за значительного роста задолженности организации: кредиторской задолженности, долгосрочных обязательств, снижения величины оборотных средств.

Наиболее важные с точки зрения оценки и анализа финансового  состояния предприятия и принятия управленческих решений на перспективный период показатели можно представить с помощью пятимерной графической интерпретации результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (рисунок 6).

 

 

Рисунок 6. Пятимерная параметрическая  интерпретация стратегической устойчивости за 2009-2011гг.

Условные обозначения:                         Норматив                                            2009г.               2010г.                  2011г. 

По интерпретации видно, предприятие  находится в идеальной зоне хозяйствования. Однако ее деятельность нестабильна. На протяжении трех лет наблюдаются высокие показатели рентабельности активов. При этом происходит снижение этого показателя. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами соответствует норме, но снижается к 2011 г. Значение коэффициента чувствительности нестабильно и не соответствует норме на протяжении периода. Оборачиваемость оборотных активов на протяжении трех лет растет и достаточно резко. Его значение больше нормативного. Коэффициент текущей ликвидности выше норматива и имеет динамику роста. Это говорит об улучшении платежеспособности предприятия.

Таким образом, видно, что финансовое положение предприятия достаточно. Значения многих показателей выше нормативных, хотя некоторые имеют динамику снижения. Но в то же время у предприятия есть возможность укрепить и даже увеличить свою финансовую устойчивость

Несостоятельность – это признанная арбитражным судом или объявленная  должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей. Рассмотрим некоторые методики в таблице 6.

Таблица 6

Оценка вероятности  наступления несостоятельности (банкротства)

Наименование

показателя

Годы

2009

2010

2011

1. Коэффициент восстановления платежеспособности

Индикатор: >1

1,026

1,505

1,405

КВ>1, => у предприятия есть  возможность восстановить платежеспособность в ближайший год

2. Показатели У. Бивера

2.1. Коэффициент Бивера

Индикаторы:

группа 1 – благополучные  предприятия; >0,4 – 0,45

группа 2 – за 5 лет  до банкротства; 0,4 – 0,17

группа 3 – за год до банкротства; 0,16 – 0,15

1,94

1,42

1,33

Группа 1, предприятие  благополучное 

2.2. Коэффициент текущей  ликвидности

Индикаторы:

группа 1 – благополучные предприятия; <=3,2

группа 2 – за 5 лет  до банкротства; <=2

группа 3 – за год до банкротства; <=1

1,7

2,37

2,75

Группа 1, благополучное  предприятие

2.3. Экономическая рентабельность

Индикаторы:

группа 1 – благополучные  предприятия; 6-8%

группа 2 – за 5 лет  до банкротства; 4%

группа 3 – за год до банкротства; -22%

23,19

20,5

18,57

Группа 1, благополучное  предприятие

2.4. Финансовый леверидж

Индикаторы:

группа 1 – благополучные  предприятия; <=37%

группа 2 – за 5 лет до банкротства; <=50%

группа 3 – за год до банкротства; <=80%

22,58

33,03

32,84

Группа 1, благополучное  предприятие 

2.5. Коэффициент покрытия  активов собственными оборотными средствами

Индикаторы:

группа 1 – благополучные предприятия; 0,4

группа 2 – за 5 лет  до банкротства; 0,3

группа 3 – за год до банкротства; 0,06

0,201

0,14

0,12

Группа 2, за 5 лет до банкротства 


 

АМ – амортизация;


ЗК – заемный капитал

КО – краткосрочные обязательства

Предприятие по большинству полученных результатов относится к благополучным. Поэтому структура баланса предприятия может быть признана удовлетворительной, а сама организация  - платежеспособной.

В американской практике используется двухфакторная модель. Для нее выбирают два ключевых показателя, от которых зависит вероятность банкротства предприятия. Эта модель получена на основании обработки данных о предприятиях-банкротах.

где - удельный вес заемных средств в активах предприятия; - коэффициенты.

, , .

В результате, по формуле  получаем:

 

2009

2010

2011

Z

-2,69

-3,29

-3,36

Z<0

Z<0

Z<0


По расчетам видно, что Z<0, следовательно, вероятность банкротства общества по двухфакторной модели невелика.

Для подтверждения выводов, полученных по двухфакторной модели, и для  проведения комплексной оценки  финансового положения предприятия применим пятифакторную модель. Она представляет собой линейную функцию, коэффициенты которой рассчитаны по данным статистической отчетности предприятий-банкротов США.

текущие активы = оборотные активы;

текущие обязательств = краткосрочные  обязательства;

Z счет Альтмана

2009

2010

2011

7,27

8,49

9,56


 

По данным исследования предприятия  по пятифакторной модели можно сделать  вывод о том, что вероятность  банкротства возможна, но при определенных условиях, т.к. Z> 2,71. С каждым годом значение параметра увеличивается, что положительно для предприятия.

Двухфакторная модель и Z-счет Альтмана показали похожие оценки: в первом случае вероятность банкротства предприятия невелика, в другом – вероятность банкротства возможна, но при определенных условиях.

Применение зарубежных моделей к финансовому анализу отечественных предприятий требует осторожности, т.к. они не учитывают специфику бизнеса и экономическую ситуацию в стране. В связи с чем возникает необходимость в разработке и применении отечественных моделей прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей и макроэкономической ситуации. Существуют мнения, согласно которым в условиях переходной экономики использовать модель Альтмана нецелесообразно. В целом предприятие способно решить проблемы несостоятельности за счет собственных средств.

2.4. Анализ окружения ООО «Меланж»»

2.4.1. Анализ внешней  среды предприятия

Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих – макроокружения (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения (среда прямого воздействия). Цель данного анализа – выявление, на что может рассчитывать предприятие ,если оно успешно поведет работу, какие осложнения могут его ожидать, если оно не сумеет вовремя отвратить возможные негативные события.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества и т.п. Анализ представлен в таблице 7.

 

Таблица 7

Анализ макроокружения предприятия

 

Группа факторов

Фактор

Проявление

Ответная реакция организации

Политические факторы

Низкая заинтересованность государства

Отсутствие льгот, строгое  законодательство

Приспособление к  новым условиям

Экономические

Уменьшение численности  населения   РТ

Негативное влияние  на спрос и кадровую составляющую

Попытка снижения себестоимости, поиск покупателей за пределами республики.

Велик удельный вес  убыточных организаций

Усиление процесса неплатежей между предприятиями

Способствовать деловому сотрудничеству с покупателями

 Миграционная убыль населения

Уменьшение числа  квалифицированных кадров

Больше усилий тратится на поиск и прием специалистов

Изменение приоритетов  и предпочтений покупателей

Большое внимание уделяется  качеству услуг

Поиск финансовых источников с целью внедрения зарубежной технологии производства

Технологические

Высокие темпы роста  НТП

Появление современного оборудования и технологий

Необходимо искать финансовые возможности для приобретения необходимого оборудования и технологий, исключающих загрязнение


В отличие от макроокружения, непосредственное окружение поддается существенному влиянию со стороны организации. Она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.

В таблицах представлена характеристика каждой составляющей непосредственного окружения предприятия.

Таблица 8

Основные покупатели предприятия 

 

Наименование

покупателя

Географическое местоположение

Сфера деятельности

Частота сделок,

раз/мес.

Чувствительность к  цене

Уровень информированности о производителе

Степень привязанности к продукту

ООО «Бахэтле»

г.Казань

продажа

4

Оплата в рассрочку

Высокая

Постоянный клиент

ЗПТС

г.Зеленодольск

продажа

3

Своевременная оплата

Высокая

Постоянный клиент

ЗАО «Казаньоггсинтез»

г.Казань

продажа

4

Оплата в рассрочку, дебиторская  задолженность

Высокая

Постоянный клиент


 

Таблица 9

Конкуренты продукции предприятия

Наименование

конкурента

Цена за 1 тыс. товара  (швейная продукция), руб.

Основные цели

Вероятные шаги по изменению  существующего положения на рынке

Конкурентная

стратегия

ООО «Фея»

19500

Увеличение доли рынка

Увеличение объемов продаж и  производства 

Низкая цена и качество

ИП Фатхуллин.

22400

Привлечение новых клиентов

Уменьшение цены путем  снижения себестоимости

Низкая цена и качество


Большинство цен на продукцию у  конкурентов относительно ниже цен  предприятия. Поэтому ему следует особое внимание обратить на ценовую политику, продумать пути снижения себестоимости без потери качества оказываемых услуг.

Для оценки того, насколько вероятно проявление  ключевых факторов внешней среды, составим матрицу угроз и матрицу возможностей для анализируемого предприятия.

 

Таблица 10

Матрица возможностей предприятия

 

 

Сильное влияние возможностей на предприятие

Умеренное влияние возможностей на предприятие

Малое влияние возможностей на предприятие

Высокая вероятность реализации возможностей

Увеличение доли на рынке

Увеличение ассортимента товара

Наличие квалифицированных специалистов

Средняя  вероятность реализации возможностей

Увеличение спроса на продукцию

Лояльность

поставщиков

Ослабление экономической нестабильности

Низкая вероятность реализации возможностей

Привлечение новых, крупных  клиентов

Внедрение новых технологий

-

Информация о работе Cтратегии развития предприятия на основании анализа влияния факторов внутренней и внешней среды