Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование выбора стратегии развития предприятия на основании анализа влияния факторов внутренней и внешней среды, уточнения миссии, разработка способов достижения стратегических целей предприятия.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучение динамики финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и обоснования их влияния на условия его функционирования;
оценка результатов реализации антикризисной стратегии развития предприятия;
выявление внешних и внутренних факторов успеха хозяйственной деятельности предприятия;
обоснование специфики стратегического управления хозяйственной деятельностью предприятия;
обоснование выбора стратегии развития предприятия, способствующей повышению устойчивости его функционирования;
разработка прогноза развития и стратегического плана предприятия в рамках реализации выбранной стратегии.
Задачи:
- изучить наступательные стратегии
- рассмотреть оборонительные стратегии
- обозначить основные отличия оборонительных и наступательных стратегий
- на примере конкретного предприятия рассмотреть использование наступательных стратегий в процессе увеличения доли рынка.
Введение
1. Наступательные и оборонительные стратегии
1.1. Современные конкурентные стратегии
1.2. Оборонительная стратегии
1.3. Наступательные стратегии
2. Стратегический анализ деятельности ООО «Меланж»
2.1. Описание ООО «Меланж»
2.2. Организационная структура ООО «Меланж»»
2.3. Экспресс - диагностика хозяйственной деятельности
2.4. Анализ окружения ООО «Меланж»»
2.4.1. Анализ внешней среды предприятия
2.4.2. Анализ внутренней среды
2.4.3. SWOT – анализ
2.5. Оценка действующей стратегии ООО «Меланж»»
2.6. Выбор стратегии ООО «Меланж»»
2.6.1. Оценка стратегических зон хозяйствования
2.6.2. Прогнозирование развития фирмы
Условные обозначения:
на наиболее важное для анализа поле матрицы
Таблица 11
Матрица угроз для предприятия
Влияние угроз на предприятие | ||||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | |
Высокая вероятность реализации угроз |
Отказ банков в выдаче кредитов |
Общее насыщение рынка |
Рост безработицы |
Повышение уровня требований у потребителей к качеству |
Средняя вероятность реализации угроз |
Обращение клиентов к конкурентам, чьи цены ниже |
Отсутствие платежеспособного спроса |
Высокий уровень инфляции |
Снижение квалифицированных специалистов в республике |
Низкая вероятность реализации угроз |
Низкий уровень НТП |
Агрессивная политика конкурентов |
Рост цен на необходимые ресурсы |
Проведение реформ |
Условные обозначения:
наиболее важное для анализа поле матрицы
Анализ сильных и слабых сторон выполним в таблице 12.
Таблица 12
Сильные и слабые стороны предприятия
Бизнес-функция |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Производственная структура |
1. Эффективная система контроля качества продукции. 2. Внедрение НТП |
1. Неполная загрузка производственных мощностей, несоответствие состояния научно-техническому прогрессу |
2. Характеристика продукции и услуг |
Наличие преимуществ по качеству |
Относительно высокая цена на продукцию по сравнению с основным конкурентом. |
3. Производственная и материально-техническая база |
1. Низкая изношенность оборудования. 2. Наличие перспективных разработок в области производства |
Нет возможности приобрести новую технику по причине ее дороговизны и отсутствия денежных средств. |
4. Кадры
|
1. Высокая квалификация персонала. 2. Снижение коэффициента текучести кадров |
Неэффективная система оплаты труда |
5. Система управления организацией |
Четкое разделение функций м/у отделами |
Консервативная система управления, характеризующаяся применением старых, традиционных методов управления |
6. Эффективность деятельности организации |
Наблюдается рост доли на рынке |
Недостаток финансовых ресурсов на реализацию планов предприятия. |
Представим исходную информацию для SWOT-анализа предприятия в таблице 13.
Таблица 13
Исходная информация для SWOT-анализа среды предприятия
Возможности |
Сильные стороны |
Увеличение спроса |
Эффективная система контроля качества |
Расширение ассортимента |
Наличие преимуществ по качеству |
Возможность внедрения новых товаров |
Снижение текучести кадров |
Привлечение молодых высококвалифицированны |
Рост постоянных заказчиков |
Увеличение доли рынка в РМЭ |
Четкое разделение функций между отделами |
Применение дешевого сырья |
Сплоченность коллектива |
Высокая квалификация персонала | |
Низкая изношенность оборудования | |
Угрозы |
Слабые стороны |
Предпочтение клиентов обращаться к конкурентам |
Консервативная система |
Отсутствие платежеспособного спроса |
Неполная загрузка производственных мощностей |
Рост цен на используемые ресурсы |
Неэффективная система оплаты труда |
Рост инфляции |
Высокая цена по сравнению с конкурентами |
Рост безработицы |
Недостаток финансовых ресурсов |
Отказ банков в выдаче кредитов в случае срочной чрезвычайной необходимости |
Низкий уровень обеспеченности техникой, оборудованием |
Общее насыщение рынка |
Проблемы со сбытом |
Для установления связей
между сильными и слабыми сторонами
предприятия, а также угрозами и
возможностями составим матрицу SWOT-анализа.
Изменения внешней среды
Характеристики внутренней среды |
Возможности: увеличение спроса; возможность
привлечения молодых высококвал |
Угрозы: рост инфляции, предпочтение потребителей обращаться к конкурентам; ужесточение конкуренции; отсутствие платежеспособного спроса, отказ банков в выдаче кредитов, общее насыщение рынка |
Сильные стороны: наличие небольшого числа постоянных заказчиков; четкое разделение функций между отделами, снижение текучести кадров, рост доли на рынке, эффективная система контроля качества |
Поле СИВ
|
Поле СИУ
|
Слабые стороны: высокая цена по сравнению с конкурентами; низкая обеспеченность техникой, проблемы со сбытом, отсутствие маркетинговых исследований и рекламы, недостаток финансовых ресурсов, неэффективная система оплаты труда |
Поле СЛВ 1. улучшение качественного состава персонала, 2. направить прибыль,
созданную увеличивающимся |
Поле СЛУ 1. временное снижение
цен на продукцию для |
Таблица 14. SWOT – анализ среды предприятия
Миссия: оказание услуг, удовлетворяющей потребностям потребителей по техническим характеристикам, надежности, безопасности, экономичности, экологии, удовлетворение потребителей в качественных товарах. Цель предприятия – обеспечить потребителей надежными и долговечными товарами по разумной цене. Определим стратегические и тактические цели предприятия, осуществив которые предприятие может добиться желаемого результата.
Рисунок 5. Структура целей предприятия.
Главным критерием оценки действующей ранее стратегии является результат ее действий, её эффективность, свидетельствующая о достижении поставленных целей. Поэтому задачей исследования и оценки существующей стратегии является измерение степени соответствия фактической структурой показателей развития предприятия нормативной для формулирования выводов о возможности использования этой стратегии для достижения конечных результатов. Рассмотрим технико-экономические показатели деятельности предприятия.
Таблица 13
Технико-экономические показатели предприятия за 2008-2010гг.
Годы |
В |
ЗП |
СС |
МЗ |
П |
2009 |
42597 |
11693 |
22928 |
8713 |
8065 |
2010 |
59126 |
27238 |
52380 |
20376 |
6661 |
2011 |
71250 |
32436 |
61200 |
24419 |
7583 |
Определим стадию жизненного цикла предприятия на основе динамики прибыли за анализируемый период (рис.7):
Рисунок 7. Динамика балансовой прибыли предприятия за 2008-2011гг.
Значение прибыли за рассматриваемый период значительно колеблется. При этом прослеживается динамика роста показателя прибыли.
Определим темпы изменения технико-
Таблица 14
Темпы изменения технико-
Годы |
Темпы изменения показателей, % | ||||
В |
ЗП |
СС |
МЗ |
П | |
2010 |
138,80 |
232,93 |
228,45 |
233,87 |
82,59 |
2011 |
120,51 |
119,09 |
116,84 |
119,84 |
113,84 |
Определим фактические динамические ряды для каждого года анализируемого периода и рассчитаем коэффициент Спирмэна. Результаты расчета представим в таблице 15.
Таблица 15
Фактические динамические ряды предприятия
Годы |
ранги |
К Спирмэна | ||||
В |
ЗП |
СС |
МЗ |
П | ||
2010 |
4 |
2 |
3 |
1 |
5 |
0,9 |
2011 |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
0,3 |
Рисунок 8. Динамика коэффициента Спирмэна предприятия.
По графику видно, что значение коэффициента Спирмэна за анализируемый период резко снижается. Снижение происходит от 0,9 до 0,3. Это свидетельствует о снижении результативности управленческой деятельности.
Для формирования продуктовой стратегии предприятия проведем портфельный анализ, рассмотрев основные продукты предприятия. Объем реализации продукции за последние 3 года и доля рынка предприятия и сильнейших конкурентов по каждому виду продукции представим в таблице 16.
Таблица 16
Характеристика портфеля предложений предприятия
Виды продукции |
Объем реализации, тыс.руб. |
Доля рынка в отчетном (2011г.), % | |||
2009 |
2010 |
2011 |
Предприятие |
ООО «Графика» | |
1. торгово-закупочные операции |
23428 |
34293 |
42679 |
25 |
27 |
2. производство и реализация швейной продукции |
19169 |
26607 |
34200 |
17 |
18 |
Итого |
42597 |
60900 |
76879 |
Таблица 17
Исходные данные для построения матрицы БКГ
№ продуктов
показатель |
1 |
2 |
1. ТРР |
42679/34293=1,24 |
34200/26607=1,29 |
2. ОДР |
25/27=0,93 |
17/18=0,94 |
3. Доля продукции в общем объеме реализации предприятия в отчетном году, % |
55,51% |
44,49% |
Рисунок 7. Матрица БКГ для портфеля предложений
Портфель предложений
Представим в табличной форме
один из возможных вариантов
Таблица 18
Вариант продуктовой стратегии предприятия
Сегмент матрицы БКГ |
№ продуктов |
Стратегия |
«звезда» |
№ 1, №2 |
Перемещение в «Дойную корову» Наращивание объемов производства |
«знак вопроса» |
- |
- |
«дойная корова» |
- |
- |
«собака на сене» |
- |
- |
Проведем сравнение вариантов прогноза развития предприятия, полученных при вышеприведенных расчетов в форме следующей таблицы.
В таблице 19 представим целевые показатели деятельности организации.
Таблица 19
Целевые показатели деятельности предприятия
Показатель |
Формула |
Значения по годам | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
1) ВР, тыс. руб. |
- |
42597 |
60900 |
76879 |
2) КО, % |
Новая продукция/общий объем продукции |
11 |
13 |
15 |
3) КК, % |
11 |
12 |
14 | |
4) КТ, тыс. руб./чел. |
Общий объем реализации/ |
1374,10 |
1903,12 |
2077,80 |
5) КС, руб. |
Итого по элементам затрат/натуральный объем выпуска |
91 |
92 |
90 |
Необходимо разработать прогноз вариантов изменения целевых показателей предприятия за три года с использованием двух подходов:
Таблица 20 Выбор варианта прогноза развития предприятия | ||||
Показатель |
Вариант прогноза |
Значения по годам | ||
2012 |
2013 |
2014 | ||
1) ВР, тыс. руб. |
1 подход |
103280,9 |
138750,2 |
186400,6 |
2 подход |
94406,9 |
111547,8 |
128688,7 | |
Рекомендуемый |
94406,9 |
111547,8 |
128688,7 | |
2) КО, % |
1 |
17,5 |
20,5 |
23,9 |
<span
class="dash041e_0431_044b_ |