Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:50, курсовая работа
В конце 80-х - начале 90-х годов в наш обиход вошло загадочное для большинства словосочетание "паблик релейшнз". А вскоре, службы по связям с общественностью (ПР-подразделения) стали возникать в российских коммерческих компаниях, в качестве самостоятельных ПР-агенств, и, наконец, модное слово ПР зазвучало в стенах государственных организаций.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Глава 1. Пресс-служба в органах власти………………………………...7
3. Глава 2. Функции отдела ПР в органах власти…………………………14
4. Заключение………………………………………………………………..24
5. Приложение……………………………………………………………….26
6. Список использованной литературы……………………………………28
В ряде Положений говорится об учете общественного мнения. Главное, что обращает на себя внимание при анализе Положений о службе, даже в том случае, когда идеологи организации служб по связям с общественностью понимают значение сотрудничества с общественностью в разработке и реализации курса администрации области (края), это то, что понимание не всегда находит отклик на управленческом уровне.
Сравнительно
четкое и одновременное присутствие
в Положениях о службе двух главных
задач – открытости в работе администрации
и нацеленности на сотрудничество с
общественностью в решении
Большинство
положений разработаны
Коротко остановимся на двух оставшихся целевых задачах деятельности ПР-служб: содействие развитию институтов гражданского общества и соблюдение законодательства. Они не являются органичными для служб по связям с общественностью, но в российских условиях, когда еще только формируются структуры гражданского общества, когда принципы правового государства с таким трудом входят в жизнь россиян, содействие со стороны служб этим процессам нельзя не приветствовать. Так, целевая задача содействия формированию структур гражданского общества зафиксирована в Положении о службе по связям с общественностью правительства Москвы. Ее целевое назначение конкретизируется в положениях, где содержится перечень функций, указывающих конкретные направления деятельности, конкретные задачи работы службы. Они таковы: 1) информационное обеспечение; 2) экспертно-аналитическое обеспечение; 3)консультативно-методическое обеспечение; 4)текущая организация, координация деятельности и планирование; 5) контрольная функция; 6) непосредственное участие в разработке программ и решений; 7) участие в создании творческого продукта; 8)идейно-пропагандистская функция.
Если сравнить набор этих функций-задач с перечнем, предлагаемым в литературе принципиальных расхождений не обнаруживается. Исключение составляет лишь последняя функция, которая не является органичной для современного понимания природы и сущности связей с общественностью.
Функции-задачи имеют две важные особенности. Во-первых, они носят одно- или двусторонний характер, «повернуты» только к органам власти, или только к общественности, или к тому и другому одновременно.
Во-вторых,
являясь «руководством к
Ряд функций-задач
достаточно четко представлен, например,
в Положении о комитете по связям
с общественностью при
Планирующая функция – определение основных направлений взаимодействия с общественностью, методов взаимодействия, финансирования.
Координирующая и организаторская функция – «налаживание контактов с департаментами и комитетами Правительства Калужской области и администрации губернатора области, организация взаимодействия с объединениями граждан, лидерами общественного мнения, информирование высшего руководства области и сотрудников».
Положение Костромской области: «Консультирование по поручению начальника информационно-аналитического управления представителей структурных подразделений администрации области по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, религиозными конфессиями в сфере основных направлений деятельности данных структурных подразделений».
Положение, принятое в Курганской области: «Участие в подготовке проектов областных законов, вносимых администрацией области в порядке законодательной инициативы в Курганскую областную Думу, а также проектов постановлений и распоряжений Главы администрации (губернатора) Курганской области, регулирующих деятельность средств массовой информации и обеспечивающих свободу массовой информации в Курганской области, по вопросам деятельности политических партий, иных общественных и религиозных объединений».
Положение, принятое в Ленинградской области: «Разработка и внесение на рассмотрение руководства Ленинградской области планов мероприятий губернатора и членов правительства Ленинградской области, проводимых совместно с политическими партиями, общественными организациями и движениями».
Подведем предварительный итог. Желательно, чтобы служба в той или иной мере выполняла весь комплекс функций, создала «замкнутый цикл» (информирование – принятие решений – контроль выполнения), выдавала «конечный результат», что облегчает управление организацией, ее взаимодействие с другими подразделениями государственной службы и руководством, повышает ее статус и эффективность работы. Желательно, а в некоторых случаях необходимо, чтобы решение задач было «развернуто» как в сторону власти, так и общественности. Но, по-видимому, на местах есть свои проблемы и свое видение задач.
В Положении
о службах всех проанализированных
субъектов Российской Федерации
нашла отражение функция
Во всех проанализированных Положениях наличествуют позиции, связанные с выполнением информационной функции, в ряде случаев расписанной очень обстоятельно (по Ярославской области, например, отмечено 6 позиций). Информирование органа власти обозначено во всех положениях, общественности – в положениях 60% субъектов Федерации. Это больше, чем количество субъектов, в документах которых гласность и открытость определены как основное целевое назначение деятельности служб по связям с общественностью. Это расхождение не должно вызывать удивление. Как уже отмечалось, информировать можно по-разному. Недооценка важности полного и всестороннего информирования граждан и их объединений со стороны органов региональной власти, работников служб по связям с общественностью просматривается и по другим данным. Так, результаты всероссийского массового опроса конца 2003 г., которые, как показывает контрольный опрос 2008 г., мало изменились, свидетельствуют, что только 10–15% населения сравнительно полно информированы о деятельности региональных органов власти.
Обратим
внимание на функции координации
и консультативно-методическую помощь.
Очевидно, что службе по связям с
общественностью многого не добиться,
если к работе по налаживанию диалога
и сотрудничества с гражданами и
их объединениями не будут привлечены
другие подразделения местной
Особого внимания заслуживает функция участия служб в выработке программ деятельности администрации, принятии решений. Именно через реализацию этой функции корректируются решения и программы деятельности администрации, прогнозируется возможная реакция на них общественности.
Как отмечалось
выше, соответствующая целевая
Можно по-разному оценивать эти цифры. С одной стороны, плохо, что такая важная, по существу обязательная для эффективной работы, функция службы отсутствует в 42% положениях. С другой стороны, можно, по-видимому, говорить о накоплении определенного опыта решения этой задачи.
Функции планирования и текущей организации работы присутствуют практически во всех Положениях, что вполне естественно.
Определенный интерес представляет функция участия (или создания) творческого продукта (видеоматериалы, печатная продукция). На Западе для формирования желательного имиджа органа власти, государственного учреждения, службы по связям с общественностью соответствующего учреждения часто сами готовят творческие материалы. Так, Т. Хант и Дж. Грунинг отмечают, что институты государственной службы США предлагают свою информационную продукцию печатным органам, радио и телевидению (как бесплатно, так и на коммерческой основе), рассылают печатную продукцию, готовят телевизионные ролики. Иногда это делают самостоятельно, иногда с привлечением специалистов со стороны.
В почти 50% проанализированных Положений обнаруживаются позиции (одна или несколько), связанные с участием в создании творческого продукта работников службы по связям с общественностью. Наиболее обстоятельно эта позиция отражена в Положении о службе по связям с общественностью Татарстана.
В целом полученные данные свидетельствуют о том, что службы по связям с общественностью региональных органов власти находятся в стадии становления. Они уже вышли из младенческого возраста и могут в ряде случаев вполне профессионально, с учетом мировых тенденций развития, сформулировать цели и задачи своей деятельности, т. е. спроектировать работу организации. Но целиком проблему решить пока не удалось никому. У одних субъектов Федерации хорошо спланировано одно направление работы, у других – другое. Поэтому обмен мнениями, опытом работы чрезвычайно полезен.
Положение о PR-службе является своего рода моделью, определяющей основные параметры ее работы. Но, как известно, любая модель, как бы хороша она ни была, успешно воплощается в жизнь только в том случае, если обеспечивается соответствующими ресурсами (включая кадровые), если реальный статус службы в системе властных отношений достаточно высок.
Заключение.
Без развития полноправных связей с общественностью в России сегодня невозможно представить ни один вид деятельности, а особенно такой "жизненно-важный" для функционирования страны, как государственное управление.
Перечень структур и функций, входящих в систему государственных ПР, достаточно широк, разнообразен и имеет потенциал для дальнейшего развития вширь и вглубь.
Деятельность «паблик рилейшнз»
Службы по связям с общественностью
обогащают средства административного
воздействия «
В органах государственной власти России службы PR приживаются непросто. Слишком велик соблазн опереться на чисто административные средства управления - распоряжения, приказы, указания.
Однако демократические преобразования в обществе, изменение политической системы, реформирование государственной службы ставят органы власти и политические организации перед дилеммой: либо они преобразуются под велением времени, либо отторгаются обществом, отчуждаются от людей и потому оказываются неспособными решать чисто управленческие задачи. Потребность в контакте с гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации столь велика, что службы «паблик рилейшнз» становятся органичным элементом все системы государственного управления, политической структуры общества.
Приложение 1.
Информационная
система «Российские Пресс-
Пресс-служба Президента РФ |
Информация об официальных встречах, визитах Президента, указы, приветствия, новые назначения и перемещения, аккредитация на участие в освещении визитов. |
Пресс-служба Совета Федерации РФ |
Бюллетени, сообщения для печати и к сведению редакций, пресс-релизы, заявления. |
Пресс-служба Государственной Думы РФ |
Отчеты об утренних и дневных пленарных заседаниях, о запросах депутатов правительству, информация о пресс-конференциях. |
Пресс-служба Совета безопасности РФ |
Сообщения о заседаниях межведомственных комиссий, секций Научного Совета СБ, информация о поездках Секретаря СБ, сообщения о пресс-конференциях с участием Секретаря СБ. |
Пресс-служба Министерства обороны РФ |
Пресс-релизы, сообщения о мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах РФ (учения, походы, полеты, стрельбы), об официальных приемах в МО и о рабочих поездках Министра обороны в войска, о чрезвычайных ситуациях в российской армии. |
Пресс-служба Московского военного округа МО РФ |
Сообщения о проводимых в войсках МВО общественных мероприятиях, об обеспечении хода реформирования военной службы в войсках округа, об организации взаимодействия командования округа, командиров частей и соединений с представителями СМИ. |
Пресс-служба Федеральной Пограничной службы РФ |
Заявления, пресс-релизы, информация о пресс-конференциях. |
Пресс-служба Службы внешней разведки РФ |
Сообщения об изданиях по истории разведки, о бюджете разведслужб других стран. |
Пресс-служба Федеральной службы безопасности РФ |
Официальные заявления, сообщения и комментарии Центра общественных связей ФСБ Российской Федерации по вопросам деятельности органов Федеральной Службы Безопасности. |
Пресс-служба Министерства РФ по антимонопольной политике |
Информация о судебных процессах
антимонопольного комитета в Арбитражном
суде против организаций, нарушающих антимонопольное
законодательство РФ, о заседаниях
коллегии, о предстоящих пресс- |
Пресс-служба Генеральной прокуратуры РФ |
Сообщения о заседаниях коллегии, разъяснения и заявления для печати. |
Пресс-служба МЧС РФ |
Справки по обстановке на 7 утра данного дня (за предыдущий день)- сведения по чрезвычайным ситуациям в России и в мире. |
Пресс-служба Министерства финансов РФ |
Сообщения министерства финансов о финансовой политике, о брифингах и пресс-конференциях, пресс-релизы, документы по облигациям государственного сберегательного займа. |
Пресс-служба ЦБ РФ |
Остатки средств кредитных организаций на счетах ЦБ – ежедн., объем депозитной базы – ежедн., объем денежной базы – понед., пятн., ломбардные кредитные аукционы ЦБ РФ – втор., пятн., объем золотовалютных резервов ЦБ РФ – четв., отзывы лицензий, пресс-релизы, и др. |
Пресс-служба Министерства юстиции РФ |
Пресс-релизы, информация о визитах, заседаниях коллегии, о регистрации правовых актов и общественных объединений. |
Пресс-служба МВД РФ |
Сообщения для печати и к сведению редакций, пресс-релизы, заявления. |
Пресс-служба Государственного Таможенного Комитета РФ |
Сообщения для печати и к сведению редакций, пресс-релизы, заявления, информация о визитах, заседаниях коллегии и др. |
Пресс-служба Министерства РФ по налогам и сборам |
Сообщения для печати и к сведению редакций, пресс-релизы, заявления. |