Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:19, курсовая работа
Цель: исследовать роль вокально-хоровых упражнений в формировании вокальных навыков.
Задачи:
- изучить вокальные упражнения для младшего детского хора;
- проанализировать особенности формирования вокальных навыков младших школьников;
- определить принципы подбора вокальных упражнений;
- выявить роль вокальных упражнений в формировании вокальных навыков.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.............6
1.1 Вокально-хоровые упражнения, как средства формирования и развития вокальных навыков………………………………………………………………6
1.2 Особенности использования упражнений, при формировании голосового аппарата ребенка…………………………………………………………………17
1.3 Принципы подбора вокальных упражнений для распевания хора……….23
1.4 Принципы работы над вокальными упражнениями……………………...27
Глава 2. Использование вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании вокальных навыков на уроках музыки………………………………………………………………………...33
2.1 Организация исследования…………………………………………………33
2.2 Анализ результатов педагогического исследования………………………34
Заключение ………………………………………………………………..40
Список использованной литературы ……………………...45
Например, известно, что пение legato считается основой вокального искусства. Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыками пения non legato, то это может привести к образованию тяжелого, массивного звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.
Пятое условие системы вокально-
В процессе выработки у школьников вокально-хоровых навыков весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений, можно разделить на два вида.
1. Специальные упражнения. Система
таких упражнений строиться в
соответствии с уровнем
2. Упражнения на разучиваемом репертуаре, которые помогают преодолеть конкретные трудности в той или иной песне. Упражнения этого вида, в отличие от первого, не могут быть в такой же мере систематизированы. Однако и данный вид упражнений строиться на определенной принципиальной основе. Так, известно, что песенный репертуар подбирается соответственно певческому развитию детей и степени их владения вокально-техническими навыками. Однако, нередко встречаются песни, в которых имеются отдельные трудности, свойственные лишь данной песне и не преодолимые еще в процессе предварительной работы над усвоением навыков.
Система вокальных упражнений в школьном хоре строиться на основе следующих положений вокальной педагогики:
- в процессе упражнений необходимо выработать у учащихся навык бесшумного и глубокого вдоха с расширением при вдохе области пояса, а также навык постепенного экономного выдоха с сохранением вдыхательного положения грудной клетки. Не следует набирать чрезмерно большое количество воздуха. Правильная организация певческого дыхания требует взаимосвязи отдельных частей голосового аппарата. Поэтому не следует увлекаться длительными изолированными дыхательными упражнениями (без пения);
- начинать вокальные упражнения следует с естественно звучащих нот диапазона учащихся, идя постепенно по линии расширения зоны естественного, свободного (примарного) звучания, воспитывать светлое, звонкое звучание в хоре;
- в вокально-хоровых
упражнениях необходимо
Использование гласных и, е и слогов ди, зи, ле помогает выправлять недостатки поющих «затемненным», глухим излишне глубоким звуком, а гласные у, о и слога ду, гу, ку, до-поющих открытым, «белым» звуком. Наиболее благоприятны в дикционном отношении песни с таким текстом, который содержит большое количество гласных и согласных звуков, произносящихся с участием голосовых связок.
Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах:
а) установление в процессе упражнений соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями голосового аппарата, воспитание у детей слухового контроля, оценки качества и правильности выполнения каждого вокально-технического задания в хоре.
б) сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками, то есть осмысление содержания, задач и результатов учебного процесса, понимание правил и способов выполнения упражнения.
в) личный показ и объяснения педагога в процессе упражнений, а также демонстрации фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования, с соответствующими пояснениями.
г) связь вокальных упражнений в хоре с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением всех вокальных упражнений.
д) поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений при помощи разнообразия упражнений и методических приемов.
е) сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения всем хором с опросом учащихся по группам и с индивидуальным опросом отдельных учеников.
ж) пение без сопровождения, способствующее успешному воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты интонации.
Рекомендуется выписывать упражнения на доске в тональности, удобной в вокальном отношении, с наименьшим количеством знаков альтерации, а затем давать его секвентно, вверх по полутонам, в нескольких тональностях.
Система специальных вокальных упражнений предполагает следующий объем и порядок расположения учебных задач: вначале на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в одноголосном пении. Работа эта ведется в единстве с воспитанием навыков ансамбля и строя в унисонном хоре. Далее вокально-хоровые навыки, достигнутые в унисонном пении, закрепляются в пении на два голоса, а в последствии и на три голоса. Система вокально-хоровых упражнений на занятиях школьного хора предполагает следующий объем и порядок учебных задач.
Первая задача- выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания детских голосов, а также отчетливой, ясной артикуляции (диапазон 3-5 звуков). Работа над унисоном.
Вторая задача выработка плавного и отрывистого характера звуковедения. Выработка дикции в упражнениях подвижного темпа.
Третья задача- расширение диапазона (до октавы), выравнивание, округление звучания гласных при пении legato, выработка слитного хорового звучания, работа над унисоном.
Четвертая задача- работа над двухголосным пением (упражнения с самостоятельным голосоведением в хоровых партиях, каноны, начальные упражнения на терцовое двухголосие).
Пятая задача - четкое, легкое исполнение мелких длительностей. Выработка навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте.
Шестая задача- выработка энергичного, но не резкого forte и мягкого, но звучного piano на основе хорошего владения певческим дыханием.
Седьмая задача- интонирование
полутонов и хроматических
Восьмая задача - укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования в звучании юношеских голосов. Выработка навыков трехголосного пения[4].
Все факторы певческого процесса: дыхание, звукообразование, формирование гласных, резонирование и т.д. должны быть реализованы в целом ряде практических навыков пения. Но что такое навык? Это есть умение, доведенное до значительной степени автоматизации путем длительной и регулярной тренировки. Такая тренировка в основе своей должна опираться на сознательное отношение к образованию и укреплению навыка, когда в этом процессе отбрасываются ненужные и лишние движения и отбираются, культивируются только необходимые и целесообразные; продолжительное и систематическое совершенствование приводит навык в его наиболее законченном виде к автоматизации. Достижение такого уровня, пусть даже относительного, очень важно: оно постепенно освобождает певца от скованности и хаотичности, позволяя осуществлять задачи более творческого порядка[12].
Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки. Под термином певческая установка понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов следует:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;
- стоять твердо на
обеих ногах, равномерно
- корпус держать прямо, без напряжения, а плечи слегка оттянуть назад.
- сидеть на краешке стула, без напряжения, также опираясь на ноги.
- при положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание[15].
Правильное положение корпуса важно не только с эстетической точки зрения. Оно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца, связанная с хорошей певческой установкой, способствует лучшей организации звука.
Голову следует держать прямо. Поднятый вверх подбородок вызывает напряжение передней мускулатуры шеи, лишает гортань свободы и может стать причиной зажатого звука. Близко подтянутый к грудной клетке подбородок ограничивает движение челюсти. Нижняя челюсть должна двигаться естественно и свободно. Всякое напряжение жевательных мышц, расположенных впереди ушных раковин, плохо отражается на качестве звука. Артикуляция гласных и согласных не должна влиять на устойчивое положение гортани во время пения. Слова произносятся свободно, но не вяло. Активная пластичная артикуляция - важный элемент вокальной техники. Определяющим фактором здесь является качество звука, фонетическая чистота и отчетливость произношения. Всем певцам хора необходимо пользоваться едиными приемами артикуляции. Индивидуальность обнаруживается в выполнении приемов. Однако значительного различия артикуляционных форм у хоровых певцов не должно быть. Это лишает возможности установить ансамбль. Так, если один певец при произношении гласной «а» широко открывает рот, а другой почти его не открывает, их голоса не сливаются.
Некоторые певцы, взяв гласный звук, в процессе пения изменяют форму артикуляции. Это - существенный недостаток. Артикуляционная форма должна быть стабильной с начала звучания того или другого гласного и ее не следует трансформировать, если это не вызвано определенной художественной задачей.
Для произношения гласных и согласных в пении не требуется утрированной артикуляции. Всякое преувеличение лишь мешает произношению.
Немалую роль играет в пении мимика. Живое выразительное лицо необходимо для эстрадного исполнения. Невыразительные, «мертвые» лица певцов хора производят самое удручающее впечатление на слушателей. Мимика влияет также на характер звука. Многие вокальные педагоги считают, что, например, улыбка помогает формированию более яркого, светлого звука, а мрачное суровое выражение лица - затемненному, сомбрированному звучанию. Не утверждая бесспорности данного суждения, нельзя не согласиться с тем, что мимика способствует выразительности исполнения. Это хорошо знают певцы радио, которые обычно поют перед микрофоном в студии с такой же выразительной мимикой, как в концертном зале[7].
1.2 Особенности использования упражнений, при формировании голосового аппарата ребенка.
За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребенка. Различают четыре основных стадии развития голоса.
У младших школьников (до 10-11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений.
Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «высокое звучание», или «высокое резонирование». Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре; звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину- это закономерно, естественно. Нервно- мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос 7-8 летнего ребенка нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.
При нормальном воспитании голос развивается плавно как у мальчиков, так и у девочек. В их голосовом аппарате нет еще существенной разницы.
По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).