Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:19, курсовая работа
Цель: исследовать роль вокально-хоровых упражнений в формировании вокальных навыков.
Задачи:
- изучить вокальные упражнения для младшего детского хора;
- проанализировать особенности формирования вокальных навыков младших школьников;
- определить принципы подбора вокальных упражнений;
- выявить роль вокальных упражнений в формировании вокальных навыков.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.............6
1.1 Вокально-хоровые упражнения, как средства формирования и развития вокальных навыков………………………………………………………………6
1.2 Особенности использования упражнений, при формировании голосового аппарата ребенка…………………………………………………………………17
1.3 Принципы подбора вокальных упражнений для распевания хора……….23
1.4 Принципы работы над вокальными упражнениями……………………...27
Глава 2. Использование вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании вокальных навыков на уроках музыки………………………………………………………………………...33
2.1 Организация исследования…………………………………………………33
2.2 Анализ результатов педагогического исследования………………………34
Заключение ………………………………………………………………..40
Список использованной литературы ……………………...45
В начале урока возможно лёгкое головокружение. Не пугайтесь, оно пройдёт к концу урока. Если головокружение сильное, то сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы, после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10).
2-е упражнение «Погончики»
Исходное положение: встаньте прямо. Кисти рук сжаты в кулачки и прижаты к поясу. В момент вдоха резкотолкаем кулачками к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены.
Выше пояса кисти рук не поднимать, сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений.
3-е упражнение «Насос»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом во второй половине поклона.
Вдох должен кончится одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните, накачивать шину нужно в темпоритме строевого шага.
Делать подряд 16 вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов.
4-е упражнение «Кошечка»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола).
Делайте лёгкую, танцующую присядь и одновременно с присядью – повороты туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем, такая же присядь с поворотом влево, и, тоже короткий, резкий вдох. Вправо-влево, вдох-выдох. Выдохи уходят между вдохами сами.
Колени слегка гнутся и выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых, повтор.
5-е упражнение «Обними себя»
Исходное положение: руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу – всё равно, руки местами не менять), широко в стороны не разводить и не напрягать.
6-е упражнение «Большой маятник»
(«насос» + «обними меня»)
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд – руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице, наклон назад – руки обнимают плечи). Вдох.
Кланяйтесь вперёд-назад, вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами.
7-е упражнение «Повороты головы»
(вправо-влево)
Исходное положение: основная стойка.
Чуть-чуть покачивайте головой, как будто говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха.
8-е упражнение «Маятник головой»
(вниз-вверх)
Исходное положение: основная стойка, опустите голову вниз – вдох, поднять голову вверх – выдох. Выдох должен уходить после каждого вдоха.
9-е упражнение «Перекаты»
Исходное положение: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус тоже, стойка на одной ноге. правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий, танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с приседом – вдох (после приседа левая нога мгновенно выпрямляется). Затем присядем на правую ногу – вдох. Исходное положение: правая нога впереди.
10-е упражнение «Шаги»
а) «передний шаг» (рок-н-ролл).
Исходное положение: основная стойка. Поднимаем левую ногу, согнув в колене, вверх до уровня живота (от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза.
б) «задний шаг».
Исходное положение: основная стойка. Отводим левую ногу, согнутую в колене назад, как бы хлопая себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем – и шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32 вдоха-движения.
с) Снова «передний шаг».
Приложение 3
Методика распевания В.В. Емельянова
Упражнения для разогрева
«Едем в зоопарк»
Упражнение 1.
- Сегодня мы с вами поедем в зоопарк. Поедем на машине. Но дорога в зоопарк заросла травой. Траву необходимо скосить.
«Косим траву» со звуком «шить», который произносится на активном выдохе. Рукой имитируем движение косаря (4-8 раз).
Данное упражнение нацелено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы).
Упражнение 2.
- Теперь дорога расчищена, надо завести нашу машину.
Губы должны быть влажными. На долгом выдохе имитируем работу двигателя машины. Соревнуемся, у кого больше «бензина» в машине, т.е. дольше может работать двигатель.
Упражнение тренирует способность экономно расходовать дыхание.
«Имитация звука «Р» вибрацией губ. Обратите внимание на то, чтобы имитировалась комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих «ТПР». Можно предложить игру в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъёмом в горку, спуском и т.д., такие задания побудят детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ. В любом случае рекомендуется добиваться звучного энергичного тона...».
Упражнение 3.
- Мы с вами приехали в зоопарк. Сколько здесь разных животных! Давайте подойдём к первой клетке. Здесь живут змеи (кобры). Кобра пока спит, но скоро проснётся.
Изображаем кобру: рука согнута в локтевом суставе (держать параллельно полу), затем «кобра» поднимается и шипит - «ш-ш-ш». Кисть руки – это голова кобры. Сначала пальцы сомкнуты в кулак, затем на звук шёпотом «а-а-а», пальцы раздвигаются, имитируя раскрытие «капюшона» кобры. Звук «Ш» должен плавно переходить в звук «А» (всё шёпотом).
Упражнение 4.
- А это – вольер с лошадкам. Лошадки скачут по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в позиции «О».
- А лошадки все разбежались.
Дети цокают на разные гласные: «Е», «У», «А».
- Снова лошадки побежали по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в позиции «О».
Приложение 4
Артикуляционная гимнастика
Упражнение 1
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее - каждое задание исполняется четыре раза).
Упражнение 2
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Упражнение 3
Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.)
Упражнение 4
Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.