Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:19, курсовая работа
Цель: исследовать роль вокально-хоровых упражнений в формировании вокальных навыков.
Задачи:
- изучить вокальные упражнения для младшего детского хора;
- проанализировать особенности формирования вокальных навыков младших школьников;
- определить принципы подбора вокальных упражнений;
- выявить роль вокальных упражнений в формировании вокальных навыков.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.............6
1.1 Вокально-хоровые упражнения, как средства формирования и развития вокальных навыков………………………………………………………………6
1.2 Особенности использования упражнений, при формировании голосового аппарата ребенка…………………………………………………………………17
1.3 Принципы подбора вокальных упражнений для распевания хора……….23
1.4 Принципы работы над вокальными упражнениями……………………...27
Глава 2. Использование вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании вокальных навыков на уроках музыки………………………………………………………………………...33
2.1 Организация исследования…………………………………………………33
2.2 Анализ результатов педагогического исследования………………………34
Заключение ………………………………………………………………..40
Список использованной литературы ……………………...45
Проводилась работа по распеванию на гласные, согласные буквы алфавита: гаммообразная попевка, пение интервалов, гармонических последовательностей с названием слогов «за», «да», «ма», «мо», «ра», «ру», «лё», «лю».
Применялись упражнения на формирование чистого высотного звука, расширение диапазона. Например, пение высоких нот, наклоняясь вперед, похлопывая ладонями по животу. Здесь использовалась методика распевания новосибирского ученого В.В. Емельянова (Приложение 3).
Изображение огромного животного снизу вверх. Медленно глиссандо вверх и вниз. Эти же упражнения с озвучиванием, похлопыванием отдельных частей: голова – у, шея – о, туловище – а, спина (низ) – э, хвост – ы. Выполнять его с открытым ртом, подражая лягушкам.
Особенность состоит в том, что я особенно уделяла внимание игровой форме в выполнении данных упражнений, что более активно позволло вовлечь учащихся в работу на формирование тех или других вокальных навыков.
При разучивании песни
выполняются упражнения, соответствующие
характеру данного
Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, прививала умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные произносили утрированно, в первую очередь согласную «р». Обращала внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «опу-шка», а не «опуш-ка».
Большие трудности возникли в работе над ансамблем. Для ритмического ансамбля использовались детские музыкальный инструменты: ребята прохлопывали заданный ритмический рисунок, а так же небольшие попевки.
Проводимая работа осуществлялась с соблюдением требований по охране детского голоса: класс проветривался, соблюдался режим работы и отдыха.
Ниже в таблице приведены упражнения по распеванию, развитию навыков коллективного пения в классе.
№ занятия |
Применяемые упражнения |
1 |
Применяемые упражнения при распевании: «Лошадки» Дети дышат громко, чтобы было слышно. 10 раз. «Кошечки» Приседания с поворотами влево и вправо под музыку и без нее. 8 раз. Распевание на гласные. По знаку руки - вдох носом, на выдохе пение звука до конца (а, о, у, и). Распевание на слоги под аккомпанемент (ле-ми-ле, ма-мэ-ми-мо-му, ми (ма) -хи-хи-хи-хи ) Распевание на согласную. Три раза повторить отрывисто и на четвертый раз – протяжно (ж, м, з). |
2 |
«Ладошки» Дети сжимают и разжимают ладошки под музыку. 6 раз. «Ладошки» + «Кошечки». Под музыку и без нее. По 6 раз. «Ладошки» + «Лошадки» и при этом приседание под музыку.8раз. Распевание на согласные звуки (з, ж, н, м, б). Рисование голосом динозаврика (он так же нарисован на доске, чтобы дети представили движение звука наглядно). Голова динозаврика – звук высокий, постепенно спускаемся к ногам – звук снижается до хрипения. Движение сверху - вниз. Покричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4-5 – очень громко. На гласную «а» Распевание на слог «юзия» на возвышение. Распевание на гласные. Звук тянется, пока звучит нота. Сначала девочки, потом мальчики. Распевание на слоги (ми-хи-хи-хи-хи, ма, мо) Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду). Обратить внимание на дикцию. |
3 |
Распевание на мелодию симфонии №40 В. А. Моцарта (на слог «ля», «лё», «ли»). Распевание на слоги с открытым и закрытым ртом, очень тихо, просто тихо, громко и очень громко (лё-ли-лё-ли-лё). Пропеть фразу «Светит солнышко к нам в окошечко» тихо, ласково, как марш. Распевание по нотам (соль-ми-до, соль-ми-соль-ми). 8 раз. Распевание по нотам (си-соль-ми).4раза. Пение песни, выученной как домашнее задание «Большой хоровод». Сдают по одному на оценку. Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду). |
4 |
«Лошадки» «Кошечки» + «Ладошки» под музыку и без нее. Распевание на гласные. По знаку руки – вдох носом, на выдохе – пение звука до конца. Распевание на слоги под аккомпанемент. Распевание на согласные. 3 раза повторить отрывисто и на 4 раз протяжно (ж, м, з). Рисование динозаврика голосом. Прокричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4 – очень громко. |
Используя упражнения разного характера, более активно задействуются различные области голосового аппарата: носовая полость, рот, зубы, язык, голосовые связки, дыхание. Систематические занятия вокально-хоровыми упражнениями способствуют укреплению и развитию детского голосового аппарата, который необходим для успешного развития певческих способностей учащихся.
Учащиеся в самом начале обучения певческим навыкам не достаточно проявляли интерес к пению и развитию певческих способностей: не могли сосредоточиться на исполнении отдельных элементов мелодии, ритма, дыхательных упражнений.Проведя практический эксперимент, учащиеся, которые выполняли цикл упражнений на развитие певческих способностей не только активно и с интересом продолжали работать на уроках, но и участвовали в дополнительных творческих мероприятиях школы.
Большинство учащихся стали
быстро ориентироваться в трудных
проблемных ситуациях и искать возможные
решения в исправлении
В результате исследования выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей.
Таким образом, учащиеся с высоким уровнем развития певческих способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством исполнительского мастерства, уверенностью в себе. Это помогает им принимать участие в музыкальной жизни школы, района, области и участвовать в конкурсах районных, областных и способствует в дальнейшем связать свою жизнь с песенным творчеством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно
сделать вывод, что выработка
вокально-хоровых навыков
Хоровое пение требует овладения целым комплексом художественно-технических приемов. Правильный подбор упражнений помогает выработать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков в их совокупности. Упражнения нельзя сводить лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними.
Как мы уже выяснили, навык
- это есть умение, доведенное до значительной
степени автоматизации путем дл
Вокально-хоровые навыки являются средством передачи образа, содержания произведения. Чем лучше учащиеся владеют этими навыками, тем выразительнее может быть исполнение.
Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков. В процессе такой повторности происходит усовершенствование способов выполнения задания, его закрепление, уточнение. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случая приемов исполнения.
При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.
Специальные упражнения
и попевки подбираются
Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п., словом, должны помогать певцам овладеть техническими приемами выразительного исполнения. Есть упражнения, которые носят комплексный характер то есть развивают различные навыки одновременно.
В то же время нельзя учить сразу всему, не закрепляя отдельных элементов голосообразования. Поэтому необходим специальный подбор постепенно усложняющегося музыкального материала упражнений, что создает благоприятные условия для овладения каким-либо одним определенным навыком на каждом этапе обучения. Так, предлагая упражнения на кантилену, следует упростить другие элементы музыкальной выразительности: ритм, мелодический рисунок, темп, тесситуру. Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах:
1) поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений, что достигается разнообразием как самих упражнений, так и методических приемов.
2) развития слуха учащихся
(воспитание слухового
3) пение упражнений
без сопровождения, что
4) связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением этих упражнений по нотам. Рекомендуется выписывать упражнения в тональности с наименьшим количеством знаков альтерации и удобной в вокальном отношении, а затем давать его секвентно (вверх по полутонам) в нескольких тональностях;
5) личный показ и
объяснения педагога в
6) сознательное овладение навыками, то есть понимание детьми правил и способов выполнения упражнений;
7) сочетание в процессе
вокально-хоровых упражнений
На занятиях хора необходимо использовать вокальные упражнения двух видов:
- специальные упражнения,
не связанные с музыкальным
материалом разучиваемого
- упражнения, построенные
на разучиваемом репертуаре (последние
не вошли в настоящую брошюру,
так как это зависит от
При отборе музыкального
материала для специальных
- основным музыкальным
материалом считается
- целесообразно и полезно
использовать в качестве
- в качестве упражнений используются подобранные в определенной системе попевки, которые предлагается петь в нескольких тональностях (секвентно по полутонам вверх).
Вокальные упражнения направлены на настройку голоса, на приведение в начале занятий голосового аппарата в рабочее состояние и вокально-техническое развитие голоса, помогающее преодолевать вокальные трудности в произведениях. Начинать лучше с упражнений, основанных на тонических трезвучиях и звукорядах в нисходящем движении. Практика показывает, что дети лучше поют устойчивые ступени и именно сверху вниз, поскольку верхний звук, обладающий более высокими частотами, физиологически вызывает большее раздражение в слуховой области центральной нервной системы, что содействует лучшей координации слуха с голосом и вырабатывает высокую позицию певческого звука.
Дальнейшее усложнение материала зависит от степени усвоения предыдущего и уровня подготовки детей. Если дети учатся в школе с музыкальным уклоном и проходят такие предметы как сольфеджио и обучение игре на каком-либо инструменте, то развиваться они будут скорее, чем дети, не имеющие музыкальной подготовки.
Главное - чтобы ребенок пел естественно, красиво и с удовольствием, выявляя свою вокальную индивидуальность.
Список использованной литературы
1. Богданова Т.С. Хороведение. - М.: 2002. - С.41.
2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
3. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. - М.: 1957. - С.3.
4. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М.: 1969. - С.2.
5. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: Музыка, 1972. - С.5, 8.
6. Егоров А. Теория и практика работы с хором. - М.: 1939. - С.3.
7. Краснощеков В. Вопросы хороведения. - М.: Музыка, 1969. - С.136.
8. Нижникова А.Б. Вокальная работа с детьми. - М.: Учебно-методическое пособие, 2006. - С.13.
9. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М.: Академия, 2003. - С.192.
10. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Академия, 2003. - С.39.
11. Пигров К. Руководство хором / Под ред. К. Птицы.-М.: Музыка, 1964. - С.219.
12. Работа в хоре / Под ред. Д.Л. Локшина. - М.: ВЦСПС Профиздат, 1964. - С.156.
13. Романовский Н.В. Хоровой словарь. - М.: Музыка, 2000. - С.196.
14. Соколов В.Г. Работа с хором. - М.: 1983. С.5.
15. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. - М.: Владос, 2002. - С.41.
16. Стулова Г.П. Хоровой класс. - М.: Просвещение, 1988. - С.120.
17. Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М.:
Музгиз, 1960. - С.17.
Приложение 2
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
Стрельникова Александра Николаевна – педагог-вокалист создала свою систему в 30-е годы.
1-е упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони
зрителю – поза экстрасенса.
Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (делать хватательные движения).
Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и отряхнуть, 3-4 секунды пауза. Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха, и снова пауза.
Помните: активный вдох носом, пассивный выдох ртом.
Нормы: прошмыгайте носом 24 раза по 4.