Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:19, курсовая работа
Цель: исследовать роль вокально-хоровых упражнений в формировании вокальных навыков.
Задачи:
- изучить вокальные упражнения для младшего детского хора;
- проанализировать особенности формирования вокальных навыков младших школьников;
- определить принципы подбора вокальных упражнений;
- выявить роль вокальных упражнений в формировании вокальных навыков.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.............6
1.1 Вокально-хоровые упражнения, как средства формирования и развития вокальных навыков………………………………………………………………6
1.2 Особенности использования упражнений, при формировании голосового аппарата ребенка…………………………………………………………………17
1.3 Принципы подбора вокальных упражнений для распевания хора……….23
1.4 Принципы работы над вокальными упражнениями……………………...27
Глава 2. Использование вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании вокальных навыков на уроках музыки………………………………………………………………………...33
2.1 Организация исследования…………………………………………………33
2.2 Анализ результатов педагогического исследования………………………34
Заключение ………………………………………………………………..40
Список использованной литературы ……………………...45
Усложнение в механизме
голосообразования более
Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с первого класса идет правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость»; в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.
Каждый возраст имеет свой возрастной рабочий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать.
У младших школьников общий диапазон голоса может быть довольно широким. Они могут спеть звуки от ля малой октавы до ре (и даже выше). Однако «звучащая зона» их голоса значительно меньше: она расположена, в среднем, между ми и си (иногда до). Эта зона наиболее удобна и для их слухового восприятия и для воспроизведения; она-то и должна в основном использоваться при обучении пению. Называется эта зона рабочим диапазоном голоса[5].
Переходя к рассмотрению основных характеристик коллективно-певческой деятельности, обратимся к раскрытию сугубо хороведческой проблематики и, в частности, к пониманию основного понятия - что такое хор.
Хор (от греч. сhoros собирательное понятие: хор, хоровод, толпа, собрание и т.д.)
1) В древне-греческом
театре коллективный участник
спектакля: совместно поющая, танцующая,
декламирующая группа
2) Певческий коллектив.
Хоровое исполнение вокальной
музыки может быть с
В теории хороведения существует много различных определений понятия «хор». Каждый из авторов, занимающийся изучением этого вопроса, по-разному раскрываем его содержание.
П.Г. Чесноков под хором понимает «собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы[17].
У А.А. Егорова под хором подразумевается «своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передает своими богатыми вокальными красками идейно- художественные образы музыкального произведения»[6].
Г.А. Дмитриевский понятие хор определяет «как коллектив певцов, организованный для совместного исполнения[3].
В.Г. Соколов в содержании понятия хор видит «такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественными выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении»[14].
Подводя итог вышеизложенному, понятие «хор» можно сформулировать как: коллектив певцов, исполнительская деятельность которого связана единством техническим и художественных задач, позволяющих слушателям полноценно воспринимать идейно- смысловое и эмоционально- образное содержание хорового произведения[1].
Хор как музыкальная
организация представляет собой
вокально-исполнительский
Хор- это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисной основой каждой хоровой партии служит унисон, который предполагает полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции. Таким образом, раскрывается еще одна составляющая часть понятия хор - ансамбль вокальных унисонов.
Теоретически однородный детский хор минимально могут составлять 6 певцов: 3 сопрано + 3 альта. Однако в исполнительской практике подобный по численности хор называют вокальным ансамблем. Более полноценным считается состав хора примерно в 24 человека. Помимо усиления звучности партий здесь возможно divisi каждой партии на две группы: 6 первых сопрано + 6 вторых сопрано + 6 первых альтов + 6 вторых альтов = 24 певца. Численность певцов в партиях хора должна быть одинакова, - немыслимо, чтобы коллектив певцов в 30 человек состоял из 11 первых сопрано, 9 вторых сопрано, 6 первых альтов и 4 вторых альтов. Рекомендуется несколько увеличивать численность партий верхнего и нижнего голоса в четырехголосном хоре, т. е. партий первых сопрано и вторых альтов, что связано как с количественным выделением хоровой партии, исполняющей верхний мелодический голос (С I), так и с компактным звучанием основы аккорда (А II):
сопрано первые - 8
сопрано вторые - 7
альты первые - 7
альты вторые - 8
Всего: 30 чел.
При равномерном увеличении численности каждой партии могут образовываться коллективы с большим количеством исполнителей. Чрезмерное увеличение численности хора (свыше 120-130 певцов) не способствует улучшению его исполнительских качеств. По мнению В.И. Краснощекова, «хор утрачивает исполнительскую гибкость, подвижность, ритмическую отчетливость, ансамбль становится расплывчатым, тембр партий менее интересным». Нельзя не учитывать и такого обстоятельства, что многие произведения, рассчитанные на большой состав, значительно хуже звучат у среднего и порой просто неисполнимы малым. А для исполнения хоровых миниатюр a cappella, специально адресованы хорам среднего и малого состава, в связи с камерностью их звучания предпочтительнее более скромное число участников[10].
Выразительные и технические
возможности детских хоров
Хор, состоящий из детей в возрасте 7-10 лет, характеризуется легким фальцетным, небольшой силы звучанием в пределах от piano до mezzo forte.
Мальчики, отобранные для профессионального обучения, обычно имеют следующий диапазон: дисканты- ми первой октавы - соль - ля второй октавы, альты - ля малой октавы - до второй октавы.
В обычных школьных хорах рабочий диапазон детского хора находиться, примерно, в пределах первой октавы и нижних звуков второй октавы (до, ре). Хоры младших школьников в основном совершенствуются в одноголосном и двухголосном пении. Репертуар состоит из народных песен, а также произведений отечественных и зарубежных композиторов. Прекрасные песни для малышей созданы Кабалевским, Александровым, Левиной, Попатенко и другими советскими композиторами. Из произведений композиторов XIX века большой интерес представляют детские хоры Кюи, Чайковского, Лядова, Аренского[7].
1.3 Принципы подбора вокальных упражнений для распевания хора.
Распевания - это те упражнения, которые хор выполняет перед началом концерта и репетиций, чтобы приготовить голосовой аппарат для работы. Здесь главное- настройка хора, подготовка его к наилучшей исполнительской форме.
Целесообразно начинать занятия не просто с распевания хора, а с вокально-хоровых упражнений, каждое из которых имеет конкретную техническую задачу. Время для распевания и вокально-хоровых упражнений определяется руководителем в зависимости от учебно-творческих целей и ближайших планов репетиции. На первых занятиях упражнения, естественно, будут занимать значительное время. Иногда целесообразно посвятить им не 10-15 минут, как это принято в практике, а гораздо больше, так как вокально-технически подвинутый хор скорее овладевает репертуаром, интонационно точнее и художественно полноценнее исполняет его.
Упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам, работа над ними должна приносить не только техническую пользу певцам, но и пробуждать в них интерес к хоровому пению.
Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п., словом, должны помогать певцам овладеть техническими приемами выразительного исполнения. Есть упражнения, которые носят комплексный характер то есть развивают различные навыки одновременно.
Начинать надо с простейших, развивающих элементарные певческие навыки упражнений, диапазон которых небольшой (в объеме терции, кварты), тесситура удобная (звуки рабочего диапазона примарной зоны), темп умеренный, динамика средняя. Постепенно технические задачи упражнений усложняются, одноголосные задания чередуются с двухголосными, а также элементами полифонии и гармонии.
Никогда не надо начинать упражнения с громкого пения. Гораздо полезнее отрабатывать верный механизм голосообразования на малом звуке и свободном, эластичном дыхании. Петь следует мягко, без силы, давая внутреннюю свободу дыханию.
Руководитель должен иметь запас вокально-хоровых упражнений, пополнять его новыми интересными примерами (из конкретных произведений, заимствовать у коллег, черпать из публикующейся методической литературы, сочинять собственные упражнения-задания). Упражнения должны использоваться не бестемно, а в определенном порядке, предполагая постепенность и разносторонность развития голоса и вокальной техники певцов[5].
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которые выполняют двойную функцию:
1) разогревания и настройки
2) развития вокально-хоровых
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, создание у них определенного эмоционального настроя, а также введения голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звукового и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.
Даже опытному певцу нецелесообразно начинать распевание с предельно высоких и громких звуков своего голоса, так как это может привести к его срыву. Максимальные нагрузки на занятиях должны вводиться постепенно и с учетом уровня развития певческих навыков хористов, их вокальной тренировки и выносливости.
Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, которая характеризуется, прежде всего, отсутствием излишней напряженности во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и в артикуляционных органах.
Чрезмерная напряженность мышц в какой-либо части голосового аппарата сразу же отражается на качестве звука. Управляя же качеством звука, можно добиться и правильной согласованности в работе всего голосообразующего комплекса. Регулировка качества звука может осуществляться дирижером с хорошо развитым вокальным слухом.
Результатом правильной координации в работе голосового аппарата будет ненапряженное, но в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраняться при выполнении различных вокальных заданий на всем диапазоне с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе.
Исходя из физических свойств звука можно сказать, что основными характеристиками звучания певческого голоса следует считать: звуковой диапазон; динамический диапазон; тембр; подвижность.
Перед хормейстером стоит ряд задач, направленных на развитие этих качеств в процессе работы с хором. Каждая из этих задач решается по своему.
Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе. М. И. Глинка считал, что они располагаются на тонах спокойной речи. Большинство исследователей и практиков указывают на фа-ля как диапазон примарной зоны для детей, хотя это не всегда так.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону, т. е. выстраивания унисона на одном звуке в пределах примарной зоны голосов. Впоследствии звуковысотный диапазон следует постепенно расширять.
Важно не количество используемых упражнений, а их определенная последовательность при постепенном усложнении в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, насыщенности и разнообразия тембра, подвижности голоса, а также формирования специфически хоровых навыков (умения сливаться своим голосом с партией хора, петь по руке дирижера и др.).
В вокальной работе с хором дирижер должен всегда слышать внутренним слухом тот эталон хорового звучания, к которому он в конечном счете стремиться, знать, как этого добиться в перспективе и что можно требовать от хора сегодня, на данной репетиции. Попытки во что бы то ни стало добиться всего на одном уроке заранее обречены на неудачу, так как перед певцами неизбежно ставят непосильные задачи. Постепенность, продвижение от простого к сложному должны стать основными принципами в работе над качеством звука в хоре.
Вокальная работа в детском хоре, помимо решения художественных задач, должна быть направлена на развитие певческого голоса детей. Поэтому нельзя обойтись без ясного понимания закономерностей звукообразования и умения управлять певческим процессом. Но для достижения хороших результатов одного этого недостаточно. Очень важно умение учителя так организовать всю певческую деятельность детей, чтобы она выполняла подлинно воспитательную, развивающую и образовательную функции обучения[16].