Восприятие музыки человеком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 09:32, доклад

Краткое описание

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников - это своего рода сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, сопереживать музыкальное содержание, как художественно-образное отражение действительности.
Данная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определенные звуковые раздражители, а точнее от прослушивания музыки.

Содержание

1.Общие закономерности влияние музыки на человека.
1.1 Общие представления о звуке.
1.2 Применение целебных свойств в древние времена.
1.3 Слуховой путь человека.
2.Развитие восприятия музыки - основа воспитания музыкальной культуры школьников.
2.1 Особенности музыкального восприятия.
2.2 Формирование у школьников эмоционального отношения к музыкальному образу.
2.3 Последовательность развития у школьников восприятия музыки.
3.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Восприятие музыки.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

                                      Муниципальное  образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги.

 

 

 

 

 

 

                  Доклад.

 

 

 

 

   Тема: «Восприятие музыки на человека»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Работу выполнила:

                                                                                                     учитель музыки

                                                                                                   Мишанова Лариса Викторовна                                                     

 

 

                                                               2011 год.

                                    План.

1.Общие закономерности  влияние музыки на человека.

1.1 Общие представления о звуке.

1.2 Применение целебных свойств в древние времена.

1.3 Слуховой путь человека.

2.Развитие восприятия  музыки - основа воспитания музыкальной  культуры школьников.

2.1 Особенности музыкального восприятия.

2.2 Формирование у школьников  эмоционального отношения к музыкальному  образу.

2.3 Последовательность развития  у школьников восприятия музыки.

3.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.


Развитие восприятие музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников - это своего рода сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, сопереживать музыкальное содержание, как художественно-образное отражение действительности.

Данная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определенные звуковые раздражители, а точнее от прослушивания музыки.

Восприятие музыки может осуществляться как в процессе всех видов музыкальной деятельности, так и самостоятельным видом музыкальной деятельности на уроке. В методической литературе оно определяется  как слушание или слушание - восприятие.

Однако процесс слушания произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно сформировать у учащихся навыки, умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный слух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие закономерности музыки на организм человека.


    1. Общие представления о звуке.

 

Слушание музыки или музыкальное восприятие - сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать музыкальное содержание, как художественно-образное отражение действительности.

Начнем с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времен человека окружали звуки.

Еще и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врожденного и приобретенного опыта, человек воспринимает звуки по-разному.  Например, высокий визг был сигналом тревоги.  В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.

Из выше сказанного, можно заключить, что разные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Ученые установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует ее, сравнивает со своими ритмами.

У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозге замедляется, и человек перестает воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А все по этому, что мозг не успевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

 

    1. Применение целебных свойств музыки в древние времена.

 

Но вернемся к более ранним временам. Многие древнейшие учения содержат в себе различные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека. В древности выделяли 3 направления музыки еа человеческий организм:

1)на духовную сущность  человека;

2)на интеллект;

3)на физическое тело.

Считается, что музыка может усиливать любую радость, успокаивает любую печаль, смягчает любую боль и даже изгоняет болезни. Всем наукам и изощрениям, предпочитали простые

 звуки   мелодии, которые  они ставили превыше всего. Начиная  с 19 века, наука накопила жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Эксперименты велись в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних мудрецов о том, что музыка - мощнейший источник энергии, влияющий на человека.  Еще в 19 веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняется кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Выдающий психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за  считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудители желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое. Использование определенных музыкальных звуков применяется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шум прибоя, пение птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя. Исследования разных направлений в музыке показали, что лидером в избавлении то депрессий является музыка Рави Шанкара. Особое внимание , как уже отмечалось выше, уделяется воздействию музыки великих гениев- классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Например, создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта. Шофлер утверждал, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления.

Британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Франзис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. Возможно ли, чтобы она вызывала не только эмоциональные переживания, но и способствовала большой эффективности умственного труда? Проведенные эксперименты подтверждают, что это действительно так. После прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого « коэффициента интеллектуальности» у студентов - участников эксперимента на несколько балов. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента - как у тех, кто любит Моцарта, так и тех, кому она не нравится.

В нашем сложном мире любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. Музыка не исключение. Действительно, множество музыкальных направлений действуют разрушительно на живые организмы. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок - музыка наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рок - музыки оно снижается. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку.

Каждые день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или в ресторане, везде, где бы мы ни находились, везде нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение поведение. Конечно, вряд ли характер человека подвергнется сильным изменениям, если он невзначай послушал пару песен по радио , а затем отправился выполнять свои повседневные обязанности. Здесь речь идет именно о любителях музыки, о тех, кто не может жить без этих ритмов, у кого большая часть воспринимаемых звуков - это музыка.

Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, то можно сказать, что это одна из самых вдохновенных ее форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения  желания. Она может расслабить, успокоить, бодрить, раздражать и т.д. И это только те влияния, которые осознаются нашим разумом. При этом , соответственно, мы регулируем в зависимости от качества этого влияния. Все это происходит осознано, при участии мышления и воли.

Но существуют влияния, которые проходят именно « мимо» сознания, оседая в глубинных структурах нашего мозга и составляя значимую долю всех наших смыслов и мотивов. Конечно, нельзя преувеличивать роль музыки в построении человеческого «Я» и его поведения. Существует масса факторов, и внешних, и внутренних, которые оказывают влияние на наш внутренний мир. Но нельзя и отрицать факт ее участия в формировании сознания.

Интересно то, что насколько различна музыка, которую мы слушаем, настолько различны степень и качество ее влияния на поведение.

Говоря о влиянии музыки на поведении и характер человека, необходимо отделить собственно музыку и тексты, которые она сопровождает. Дело в том, что тексты песен воздействуют напрямую ( в них могут содержаться прямые призывы или контекстный смысл), их значение воспринимается полностью с их содержанием. Как же тогда музыка влияет на сознание? Ведь она не может нести прямо то или иное смысловое значение. Проще говоря, у музыки нет чистого смысла. Но это лишь на первый взгляд. Наше подсознание строит целую систему абстрактных связей, которые и являются скрытым « смыслом» музыки.

Еще один интересный факт, отмеченный психологами, -  это « совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме. Если эти ритмы идентичные, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенные и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т. к. последний подстраивается под первый.  Музыка - это явление в этом плане объективное, и оно не может изменяться под воздействием наших желаний и настроений. Поэтому нам остается подстраиваться под музыку, соответствовать ее энергии, ритму, содержанию

1.3 Слуховой  путь.

В психологии существует такой термин как « СЛУХОВОЙ ПУТЬ» (ЦАРСТВЕННЫЙ ПУТЬ). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга.

Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет свой слуховой путь. Результат его сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.

Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигаться одной ногой в такт музыки. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через звуковой сигнал канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно - сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.

Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг, звук раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о ранее пережитых днях, действует на клетки мозга, отвечающие за слезовыделение, человек может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль.

Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные центры ( например, гнева или неудовольствия), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют роста растений, улучшению процесса обмена. Все это происходит под воздействием духовной христианской классической  музыки таких композиторов, как И.С. Бах, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, Бортнянский. Но каждое произведение имеет свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально не безупречна. Огромную роль в результате прослушивания играет авторство. С каким настроением написал композитор данное произведение, какая цель его создания, кто его вдохновлял а этот труд- это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие восприятия музыки - основа воспитания музыкальной культуры школьников.


2.1 Особенности  музыкального восприятия.

Музыкальное восприятие - сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное слушание как художественно - образное отражение действительности. Слушатель как бы « вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение - это еще не все, важно осмыслить идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.

Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств - это ладогармонический склад, тембр, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Например, симфония№ 7 Д. Шостаковича. Мелкая барабанная дробь и маршевая тупая бесчеловечная мелодия варьируется 11 раз. С каждой вариацией она как бы усиливается и объявляет себя все уничтожающей, чудовищной машиной. Нарастающая дробь барабана рисует марширующих, бронированных чудовищ. Но с первого прослушивания трудно уловить все фразы превращения, чувствуется лишь нарастания образа насилия. Если же вслушиваться в музыку, то можно различать переходы темы от холодного тембра флейт к гнусноватому  гобою и фаготу. Далее тема прозвучит у медных духовых инструментов, вовлечет в шествие механической силы всю стронную группу. Теперь ни один, а три барабана сопровождают марш насилия. Постепенное крещендо, включение в звучание темы ударных и медных духовых, нарастание звучности до фортиссимо создает ощущение, что механическая сила вот-вот все раздавит и умертвит. Все музыкальные выразительные средства придают теме особую силу воздействия.

Информация о работе Восприятие музыки человеком