Занятие факультатива «Звуки музыки» как средство приобщения к музыкальной культуре детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных, ассоциации музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование музыкального вкуса. Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом, воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 23.62 Кб (Скачать файл)

 Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  Свердловской области

 «Северного педагогического  колледжа»

 

 

 

 

 

Занятие факультатива «Звуки музыки» как средство приобщения к музыкальной культуре детей  младшего школьного возраста

 

Курсовая работа

 

 

 

Исполнитель: Борисова Ирина  Андреевна

Студентка 246 группы

Специальность 050146

«Преподавание в начальных  классах»

Руководитель: Либин Владимир Исакович

Преподаватель музыки

 

 

 

 

г. Серов

2013 год

 

Введение 

«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.

 Музыка должна высекать  огонь из души человеческой.

Музыка – народная потребность»

Людвиг Ван Бетховен.

Музыка как вид искусства  открывает человеку возможность  познавать мир и в процессе познания развиваться.

Возникновение в нашем  сознании естественных, закономерных, ассоциации музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование музыкального вкуса.

Учащиеся могут стать  подлинными любителями серьезной музыки, но главное они должны стать культурными  слушателями, активно и с интересом, воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение  к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания  и осознания, ценных в художественном отношении интонации музыки разных эпох и стилей, у них формируются  основы музыкального вкуса.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы  в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и  навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий  круг вопросов, относящихся к проблемам  обще – эстетического и нравственного  воспитания. Неразрывное единство идейно – мировоззренческого, духовного  и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности  ее развития.

Ценность творчества, его  функции, заключаются не только в  результативной стороне, но и в самом  процессе творчества, все это в полной мере относиться к музыкальной культуре.

В настоящее время у  современных школьников имеется  возможность изучать наследие мировой  музыкальной культуры, сделать его  своим духовным достоянием.

Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все  еще продолжает оставаться актуальной.

Развитие интереса младших  школьников к музыкальной культуре является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал.

Будучи средством обучения, интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует  успешному приобретению умений и  навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к  учителю, которое необходимо для  успешного процесса обучения. А так  же познавательный интерес способствует формированию личности.

Развитие интереса к музыкальной  культуре сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальной культурой, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса  и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил. Задача учителя – развивать интерес учащихся и повышать его уровень.

Под музыкальной культурой понимается сложная интегративная образовательно-просветительская деятельность, включающая в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений.

На основе выше сказанного была сформулирована тема курсовой работы: «Занятие факультатива «Звуки музыки»  как средство приобщения к музыкальной  культуре детей младшего школьного  возраста».

Исходя из темы курсовой работы, цель будет заключаться в  определение возможностей влияния  факультатива «Звуки музыки» как  средства приобщения к музыкальной  культуре детей младшего школьного  возраста.

Из цели вытекают следующие  задачи:

  1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты музыкального развития младших школьников;
  2. Рассмотреть особенности музыкального развития в младшем школьном возрасте;
  3. Диагностировать уровень музыкального развития детей младшего школьного возраста;
  4. Раскрыть возможности развития интереса к музыке на факультативе.

Объектом исследования выступает  приобщение к музыкальной культуре детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является занятие факультатива как средство приобщения к музыкальной культуре.

Курсовая работа состоит  из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и  приложения.

 

 

    1. Психолого-педагогические аспекты формирования музыкальной культуры у детей младшего школьного возраста
    1. Понятие и сущность музыкальной культуры личности

 

Музыка – отражение  мира в звуковых образах. Ни одно искусство  не обладает столь мощным зарядом  эмоции, как музыка, потому что она  главным образом обращена к чувствам людей. «Музыка есть стенография  чувств», - говорил Л. Н. Толстой, считая передачу чувству от одного человека к другому, «заражение» этими  чувствами, чуть ли не главной особенностью всякого искусства вообще. «Музыка  овладевает нашими чувствами прежде, чем ее постигает разум», - утверждал  Ромен Роллан.

Если исходить из того, что  культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных  человеческим обществом, то понятно, что  музыкальная культура – это, с  одной стороны, часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры. 

Музыкальная культура того или иного общества, независима от степени его цивилизованности. Собственную  музыкальную культуру имеют народности, и даже племена, очень далекие  от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и  танцы, пусть даже самые примитивные  музыкальные инструменты – все  это вместе и будет их музыкальной  культурой.

Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства. В связи с этим главным критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является единство образов мира и звука. 

Процесс формирования музыкальной  культуры младших школьников можно  охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка  жизненного смысла

В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его  нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных  переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в  рамках, доступных его возрасту.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать  у него способности, позволяющие  успешно проявлять себя в музыкальной  деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать  у ребенка музыкальный слух и  эмоциональную отзывчивость - два  важнейших компонента музыкальности.

Формирование музыкальной  культуры понимается как процесс  передачи общественно-политического  опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к работе не только в данной области, но и других областях. Это  объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий. Их назначение двусторонне: обучение знаниям, способам действий и влияние на формирование личности ребенка, его музыкальных  способностей.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим  средством эстетического воспитания. Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить  полноценного воспитания.

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

«Музыкальная культура, писал  В.А. Сухомлинский, - нуждается в слушателе, способном критически разобраться  в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе»

Все формы музыкальной  деятельности помогают формировать  навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом  является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Формирование музыкальной  культуры не ограничивается лишь развитием  отдельных способностей детей, оно  предусматривает как комплексное  развитие общей музыкальности, так  и формирование личности ребенка  в целом.

Для формирования музыкальной  культуры ребенка необходима самая  широкая питательная среда. В  первую очередь существенно приобретение самого музыкального опыта, ведь встреча  с музыкой - это всегда встреча  с новыми чувствами, эмоциями, мыслями, рожденными жизнью. Вместе с тем  ознакомление с другими видами искусства, с самой жизнью в ее разнообразных  проявлениях обогащает эмоциональное  и музыкальное переживание ребенка.

Музыкальное развитие происходит также в процессе усвоения ребенком общественно-выработанных способов и  действий. Это свидетельствует о  той тесной связи, которая устанавливается  между воспитанием, обучением и  развитием.

Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. В содержании федерального государственного стандарта общего образования «второго поколения» входит в том числе и музыкальная деятельность, способствующая личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.

В содержании ФГОС второго  поколения выделяется такая базовая  категория как «фундаментальное ядро содержания образования», которая  включает в себя:

- базовые национальные  ценности;

- основные элементы научного  знания;

- универсальные учебные  действия;

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства  – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного  гражданина России. В этой связи  процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных и других ценностей.

Поэтому воспитание в школе  не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в  терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления  развития личности: личностная культура, социальная культура, семейная культура.

 

 

    1. Возрастные особенности развития младших школьников в аспекте формирования музыкальной культуры

Информация о работе Занятие факультатива «Звуки музыки» как средство приобщения к музыкальной культуре детей младшего школьного возраста