Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных, ассоциации музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование музыкального вкуса. Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом, воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области
«Северного педагогического колледжа»
Занятие факультатива «Звуки музыки» как средство приобщения к музыкальной культуре детей младшего школьного возраста
Курсовая работа
Исполнитель: Борисова Ирина Андреевна
Студентка 246 группы
Специальность 050146
«Преподавание в начальных классах»
Руководитель: Либин Владимир Исакович
Преподаватель музыки
г. Серов
2013 год
Введение
«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Музыка – народная потребность»
Людвиг Ван Бетховен.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.
Возникновение в нашем
сознании естественных, закономерных,
ассоциации музыки с самой жизнью,
другими жанрами искусства
Учащиеся могут стать
подлинными любителями серьезной музыки,
но главное они должны стать культурными
слушателями, активно и с интересом,
воспринимающими настоящую
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонации музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.
Приобретая определенные
знания о музыке, умения и навыки,
школьники приобщаются к
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Комплексный подход к воспитанию
творческой личности охватывает широкий
круг вопросов, относящихся к проблемам
обще – эстетического и
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества, все это в полной мере относиться к музыкальной культуре.
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.
Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.
Развитие интереса младших школьников к музыкальной культуре является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал.
Будучи средством обучения, интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.
Развитие интереса к музыкальной культуре сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальной культурой, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил. Задача учителя – развивать интерес учащихся и повышать его уровень.
Под музыкальной культурой
понимается сложная интегративная образовательно-
На основе выше сказанного была сформулирована тема курсовой работы: «Занятие факультатива «Звуки музыки» как средство приобщения к музыкальной культуре детей младшего школьного возраста».
Исходя из темы курсовой работы, цель будет заключаться в определение возможностей влияния факультатива «Звуки музыки» как средства приобщения к музыкальной культуре детей младшего школьного возраста.
Из цели вытекают следующие задачи:
Объектом исследования выступает приобщение к музыкальной культуре детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является занятие факультатива как средство приобщения к музыкальной культуре.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложения.
Музыка – отражение мира в звуковых образах. Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоции, как музыка, потому что она главным образом обращена к чувствам людей. «Музыка есть стенография чувств», - говорил Л. Н. Толстой, считая передачу чувству от одного человека к другому, «заражение» этими чувствами, чуть ли не главной особенностью всякого искусства вообще. «Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем ее постигает разум», - утверждал Ромен Роллан.
Если исходить из того, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура – это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры.
Музыкальная культура того или иного общества, независима от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности, и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты – все это вместе и будет их музыкальной культурой.
Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства. В связи с этим главным критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является единство образов мира и звука.
Процесс формирования музыкальной
культуры младших школьников можно
охарактеризовать как процесс возникновения,
углубления и выражения в музыке
личностно-значимого для
В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.
Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности.
Формирование музыкальной культуры понимается как процесс передачи общественно-политического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к работе не только в данной области, но и других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.
В процессе передачи музыкального
опыта применяется система
Выдающийся педагог В.А.
Сухомлинский называл музыку могучим
средством эстетического
Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.
«Музыкальная культура, писал В.А. Сухомлинский, - нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе»
Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Формирование музыкальной
культуры не ограничивается лишь развитием
отдельных способностей детей, оно
предусматривает как
Для формирования музыкальной
культуры ребенка необходима самая
широкая питательная среда. В
первую очередь существенно
Музыкальное развитие происходит также в процессе усвоения ребенком общественно-выработанных способов и действий. Это свидетельствует о той тесной связи, которая устанавливается между воспитанием, обучением и развитием.
Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. В содержании федерального государственного стандарта общего образования «второго поколения» входит в том числе и музыкальная деятельность, способствующая личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
В содержании ФГОС второго поколения выделяется такая базовая категория как «фундаментальное ядро содержания образования», которая включает в себя:
- базовые национальные ценности;
- основные элементы научного знания;
- универсальные учебные действия;
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных и других ценностей.
Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная культура, социальная культура, семейная культура.