Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, дипломная работа
Ансамбль – это группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить
I. ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.
1.1 Психологическая совместимость исполнителей
1.2 Значение выбора партнера в ансамбле
1.3 Лидерство в ансамбле
1.4 Вопрос идентификации и подражания
1.5 Сходство и противоречия участников ансамбля
Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИКИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТНЕЛЬСТВА.
2.1 Совершенствование ансамблевой техники баянистов
2.2 Ритм как фактор ансамблевого единства
2.3 Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания
2.4 Динамика как средство выразительности
2.5 Вопросы артикуляции
2.6 Тембровые особенности ансамблевого сочетания современных концертных баянов
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Однако совместная деятельность в области музыкального исполнительства имеет свою специфику. Формы проявления своего внутреннего «я» у исполнителей с разными темпераментами, разными эмоциональными потенциалами в ансамбле всегда различны, иногда даже диаметрально противоположны. Поэтому в музыкальном коллективе лучше будут гармонировать ансамблисты с близкой нервной конституцией (например, холерик и сангвиник, флегматик и меланхолик). Но поскольку ансамблевое музицирование – искусство эмоциональное, наибольшее впечатление на аудиторию произведут исполнители с мощным эмоциональным зарядом. Поэтому при комплектовании состава ансамбля целесообразнее соединять музыкантов не только с близкими, но и с достаточно сильными темпераментами, способных увлечь, захватить слушателя, потрясти его своей игрой. Это не означает, что флегматики и меланхолики не пригодны для концертной эстрады. И поскольку человек, как правило, сочетает в себе четыре различных типов темпераментов с преобладанием какого-либо одного, на любой основе можно воспитать все необходимые профессиональные качества.
И.П. Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и влияниями не него окружающей среды. Степень развития этих качеств будет всегда различной, а темперамент обусловит исполнительский стиль музыканта. Партнеры могут быть и сходными и противоположными по характеру, дополняющими друг друга: общительными и замкнутыми, настойчивыми и нерешительными.
По утверждению известного методиста Д. Благого, полезно соединить исполнителя с ярким темпераментом с тем, которому свойственна эмоционального сдержанность; либо романтического по натуре музыканта с исполнителем, тяготеющим к классической ясности и уравновешенности. Целесообразным может оказаться также использование тенденции к тщательному «выписыванию» деталей и, напротив, «плакатной» манеры игры; стремление к определенному стилю исполнения и акцентирования исполнительского «своеволия», наконец, различие самой нервной конституции – большой чуткости и спокойной уверенности, деловитости. 4
Совместное музицирование творчески обогащает партнеров, поэтому самым перспективным может оказаться содружество музыкантов различных исполнительских школ. Такое сочетание наиболее сложное потому, что партнеры имеют разные исполнительские и педагогические принципы, но наиболее плодотворное: взаимный обмен здесь особенно велик.
Многообразные жизненные
впечатления накладывают
Многочисленные же семейные ансамбли, в которых музицируют все – от мала до велика, отличаются сплоченностью, поскольку основаны на большой любви к детям и ставят целью приобщение их к музыке. Наибольшее взаимопонимание достигается между партнерами примерно одного возраста. При небольшом возрастном различии младшие коллеги могут обогатиться личным опытом старших.
1.3 Лидерство в ансамбле
Совместная деятельность исполнителей предполагает взаимность и в значительной мере «симметричность их вкладов» в общее дело. Однако, абсолютное равенство здесь вряд ли возможно из-за разницы интеллектуального, культурного уровня, степени одаренности и профессиональной подготовке.
Психологи определили следующий комплекс качеств лидера музыкального ансамбля: блестящие исполнительские данные; хорошие организаторские способности, умение повести за собой партнеров, убедительность; воля и целеустремленность; эрудиция и владение ораторским искусством; доброжелательность, самокритичность. Недопустимы для лидера: отсутствие своего мнения, двуличность; эгоизм и высокомерие; жестокость и трусость.
Преобладающее влияние
на партнеров может оказать челове
Ансамбль – единый организм, партнеры которого связаны между собой незримыми нитями. Малейшая неуверенность, неточность в игре того или иного музыканта мгновенно передается другим исполнителям и снижает художественное впечатление. Поэтому в ансамбле должен быть музыкант, дающий волевой импульс в любой ситуации. Такой опорой коллектива может быть и исполнитель партии, которая не является ведущей.
В любом творческом коллективе обязателен ансамблист, способный осуществлять общее руководство партнерами, чтобы деятельность ансамбля была перспективной, а сам коллектив стабильным.
Если на роль лидера претендует два или даже три человека, ансамбль складывается медленно, возникает своеобразная борьба за первенство. Как правило, безрезультатны и попытки создать ансамбль, если в составе есть музыкант, не привыкший считаться с мнением своих коллег. Вероятность конфликтной ситуации в ансамбле с двумя лидерами, у которых позиции различны, велика. Однако она может возникнуть при учете каждым из них особенностей характера другого.
Каждая группа – это не просто сумма индивидов, а многосложный организм. Ошибочно думать, что ее лидер – первоклассный исполнитель, а ведомые – второразрядные музыканты. В ансамбле они одинаково важны. Лидер может оказаться ведущим лишь в каком-либо одном виде деятельности, а в вопросах, не связанных с музыкой, - ведомым своими же коллегами. «Среди оркестровых музыкантов есть люди, очень хорошо разбирающиеся в живописи. В музеях я примыкаю к ним на положении ведомого… Но когда я за пультом, я даже более требователен к своим друзьям, чем к другим». 5 Ведущий одного коллектива при переходе в другой может оказаться ведомым и наоборот. В ряде случаев лидер – более волевой, упрямый человек. Его неуступчивость, противоречащую самой специфике ансамблевого музицирования, иногда можно расценивать не как своенравный каприз, а как острую потребность в воплощении своего исполнительского замысла без каких-либо корректив, в силу того, что он лучше других изучил это произведение и полнее ощущает его суть. При этом другим, порой не менее одаренным исполнителям, целесообразно принять роль ведомых.
От того, кто стоит во главе творческого коллектива, существенно зависит характер отношений в нем. Можно выделить три основных типа, определяющих сущность взаимоотношений между его участниками: авторитарный, либеральный, коллегиальный. Каждый из перечисленных типов в чистом виде может и не встретиться, но черты того или иного типа преобладают в любом ансамбле.
Авторитарный тип характеризуется максимальным влиянием одного музыканта, беспрекословным выполнением его требований исполнителями. В стабильных творческих содружествах, добившихся больших успехов, эти взаимоотношения, ограничивающие права, инициативу и творческий поиск ведомых, наблюдается не часто; малоэффективны они и в проблемных ситуациях, требующих максимальной активности и отдачи от каждого партнера. Чаще всего авторитарны отношения во временных творческих коллективах, где для решения общей задачи целесообразно сразу определить лидера и функции ведомых. Подобные взаимоотношения возникают, к примеру, между солистами и аккомпаниатором во время совместных выступлений в разовых концертах. Этот тип взаимоотношений нередко встречается и в учебном ансамбле, в котором обучающиеся привлекаются формально, без учета их индивидуальных особенностей. Руководство осуществляется здесь только извне, педагогом, при пассивном участии ансамблистов, и успех у таких коллективов обычно незначительный. После прохождения курса ансамбля они, как правило, прекращают свое существование.
Важно, чтобы музыкант, способный взять на себя руководство, был непосредственным членом ансамбля.
Примером счастливого
творческого содружества
Либеральный тип взаимоотношений характеризуется отсутствием мобилизующего начала. В таком ансамбле, как правило, нет музыканта, способного возглавить группу и повести ее к намеченной цели. Этот коллектив не может решать большие творческие задачи. Совместная деятельность музыкантов заключается здесь в освоении новых произведений, знакомстве с концертной практикой профессиональных ансамблей, чтении методической литературы.
Коллегиальный тип взаимоотношений – самый прогрессивный, так как дает возможность каждому наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Этот тип взаимоотношений предполагает единомыслие.
Партнеры, ставшие единомышленниками в результате дискуссии, обмена мнениями, спора, продуктивно работают в проблемных ситуациях, взаимодополняют и даже взаимозаменяют друг друга.
Знаменитые Кукрыниксы вспоминают: «После совместного обсуждения предложенных мыслей каждый художник делает свой эскиз. Лучший вариант принимаются коллективом как основа для дальнейшей работы, причем часто он дополняется тем, что признано наиболее удачным в других эскизах. Но бывает и так, что рисунок от начала до конца выполняется одним из членов коллектива, а остальные вносят лишь свои поправки и уточнения». 6
Коллективный труд выдающихся личностей показывает, что понятие «лидер» не закреплялось раз и навсегда за одним человеком. Сама практика выявляла ведущего, а характер взаимоотношений между партнерами определялся сущностью их совместной деятельности. Форма лидерства имеет бесконечно много конкретных проявлений, вытекающих из содержания данного совместного труда.
Участник, который яснее представляет соответствие поставленных задач возможностям ансамбля, становится лидером. Любые нововведения в коллективе начинаются с него – единственного, кому позволено в группе отступать от сложившихся норм без риска стать аутсайдером.
Наилучший лидер ненавязчиво, незаметно для себя и для партнеров управляет деятельностью. Мысли о своем доминирующем положении так же вредны, как и размышления о своем подчиненном месте в коллективе. Они ведут к самоуспокоенности лидера и потере инициативы подчиненными.
1.4 Вопрос идентификации и подражания
При анализе взаимоотношений партнеров необходимо затронуть проблему идентификации, то есть уподобления другому, отождествления с ним. Феномен идентификации, впервые описанный З. Фрейдом, относится к числу наиболее значительных процессов человеческого общения. Идентификация возможна не с любым, а только со значимым объектом (авторитетным специалистом, педагогом и т.д.), хотя решающее влияние на партнеров оказывает лидер, он также перенимает наиболее ценные человеческие и профессиональные качества своих коллег. Процесс идентификации различается степенью и глубиной уподобления партнеру: от стремления обладать какими-либо отдельными свойствами до полного отождествления, призвания его неким эталоном.
Для каждого индивидуума те или иные человеческие и профессиональные качества представляют особую значимость. Уровень развития их у людей всегда различен. В процессе общения происходит постоянное осознанное или неосознанное, соотнесение разнообразных характеристик, в том числе и эталонных. Это заставляет одного следовать определенным поведенческим, личностным и профессиональным свойствам другого, который в данном случае выступает как лидер.
Известный дирижер Б.Э. Хайкин считает, что дирижер оказывает влияние на оркестр в случае, когда:
- горизонт его музыкального мышления шире и глубже, чем у других музыкантов;
- исполнение после
его замечаний становится
- предлагаемые им варианты
не эксперимент, а результат
длительных размышлений
- высказываемые замечания
импонируют коллегам, совпадают
с их представлениями о стиле,
трактовке, исполнительских
Посредством идентификации во многом реализуется взаимное влияние партнеров. Степень ее зависит от характера отношений: лица, установившие хороший контакт, легче поддаются взаимному влиянию, обнаруживают сходство мнений и скорее приходят к согласию по спорным вопросам. Межличностное влияние выражается также в изменении личных свойств партнеров: выравнивании интеллектуального, культурного, профессионального уровня развития. При этом более слабый «подтягивается» до уровня более сильного партнера.
Среди музыкантов до сих пор нет единого взгляда на проблему подражания. Некоторые считают его недопустимым в исполнительской практике, нивелирующим индивидуально суть «убивающим» творческую инициативу. Это объясняется ошибочным отождествлением подражания – следования примеру, образцу – и копирования – «слепого» подражания. Именно против слепого подражания и выступает большинство педагогов-методистов.
Следует помнить, что абсолютно скопировать, например, игру большого мастера невозможно. Даже подражание под силу лишь музыкантам с тонким художественным вкусом и чувством меры. У мало одаренного же исполнителя оно будет всего лишь бледным «оттиском».
Талантливые исполнители, подражая, учатся. И если игра мастера увлекла, захватила, желание музыкантов подражать ему тем сильнее, чем больше отличается его стиль исполнения от собственного.
«Копируемые» качества другой личности со временем становятся близкими, своими. Но каждый человек – исключительное явление природы, и он никогда не сможет стать точной копией другого. Не следует бояться подражать совершенному, но подражая, нужно и творить.
Для участника любого музыкального коллектива, и в частности, ансамбля баянистов, подражание более сильному, технически развитому и опытному партнеру важно для повышения собственного ансамблевого и в целом художественного мастерства и для творческого роста всего ансамбля.
1.5 Сходство и противоречия участников ансамбля