Исполнительствл в ансамбле баянистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Ансамбль – это группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.
1.1 Психологическая совместимость исполнителей
1.2 Значение выбора партнера в ансамбле
1.3 Лидерство в ансамбле
1.4 Вопрос идентификации и подражания
1.5 Сходство и противоречия участников ансамбля
Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИКИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТНЕЛЬСТВА.
2.1 Совершенствование ансамблевой техники баянистов
2.2 Ритм как фактор ансамблевого единства
2.3 Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания
2.4 Динамика как средство выразительности
2.5 Вопросы артикуляции
2.6 Тембровые особенности ансамблевого сочетания современных концертных баянов
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 594.50 Кб (Скачать файл)

Смешанные тембры образуются в результате сочетания чистых «красок». Все тембры баяна родственны, и  это дает возможность исполнителям применять самые различные их комбинации.

Выстаивая тембровую  драматургию произведения, многие коллективы, в том числе и профессиональные, явно отдают предпочтение смешанным  тембрам. При этом составные тембры считаются богаче, ярче динамически, плотнее фактурно. Однако чрезмерное использование этих красок приносит в исполнение тембральную монотонность. Ансамблистам следует помнить, что важен не столько сам по себе тембр (хотя его эмоциональное воздействие бесспорно), сколько создаваемые им во взаимодействии с другими тембрами колористические соотношения и контрасты.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исполнительская  техника в ансамбле баянов предполагает целый комплекс средств выражения: с одной стороны – свободное  владение инструментом каждым из участников ансамбля, с другой – координацию темпа, метроритма, динамики, артикуляции, тембров и других элементов произведения. Исходным ориентиром для обучающихся в выборе тех или  иных средств, всегда должно быть эмоционально-образное содержание музыки. Техничен тот коллектив, который способен в звуке воплотить свои творческие намерения.

Совершенствование ансамблевого мастерства баянистов далеко не исчерпывается  рассмотренными в настоящей работе моментами. Принципы аранжировки для  различных баянных ансамблей, вопросы  соотношения тембровых регистров  современных концертных инструментов в совместном звучании, особенности работы над ведением меха в ансамбле, вопросы предконцертной подготовки, концертных выступлений и многие другие требуют дальнейшей разработки. Тем не менее, на основе личного педагогического и исполнительского опыта авторы разработки концертируют в ней внимание педагогов и обучающихся в музыкальных учебных заведениях на тех элементах формирования ансамблевого мастерства, которые сегодня представляются особенно актуальными. Внимательное изучение и претворение на практике этих рекомендаций явится надежным основанием для успешного развития современного ансамблевого баянного искусства.

Данная работа может  быть использована в качестве дополнительных методических рекомендаций  по классу ансамбля.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Акимов Ю.Т. Класс баянного ансамбля в музыкальной школе. // Баян и баянисты. – М.: Сов. Композитор, 1970. – Вып. 1. – С.123-132.
  2. Благой Д.Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс.// Камерный ансамбль. – М.: Музыка, 1979.
  3. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. – М.: Музыка, 1971.
  4. Давидян Р.Р. Квартетное искусство: проблема исполнительства и педагогики. – М.: Музыка, 1984.
  5. Зеленин В.М. Работа в классе камерного ансамбля. – Минск: Высшая школа, 1979.
  6. Зиновьев В.М. К вопросу о развитии оркестра баянистов. // Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера. – Труды Гос. муз. – пед. Института им. Гнесиных. – М., 1986. – Вып. 85.
  7. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М.: Музыка, 1987.
  8. Камерный ансамбль: педагогика и исполнительство. – М.: Музыка, 1979.
  9. Кондрашин К.П. Мир дирижера. – Л.: Музыка, 1976.
  10. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1985.
  11. Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры гармоник. – Изд.З. – М.: Сов. Композитор, 1979.
  12. Некоторые вопросы преподавания квартетной игры в музыкальном училище. – Метод. Разработка для отд. Струнных инстр. Муз. Училищ. – М.: Минкультура СССР, 1972.
  13. Психология общения. / Сб. статей. – М.: Наука, 1981.
  14. Раабен Л.Н. Вопросы квартетного исполнительства. – М.: Музыка, 1960.
  15. Ризоль Н.И. Очерки о работе в ансамбле баянистов. – М.: Сов. Композитор, 1986.
  16. Розанов В.И. Русские народные инструментальные ансамбли. – М.: Музыка. 1960.
  17. Савицкий В.Ф. Пособие для руководителей кружков юных баянистов. – Минск: Народна асвета, 1970.
  18. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт. – М.: Музыка, 1988.
  19. Ступель А.М. В мире камерной музыки. – Изд. 2. – Л.: Музыка, 1970.

 

  

 

 

1 Наиболее известные из них: «Очерки о работе в ансамбле баянистов» Н. Ризоля, «Ансамбли и оркестры гармоник» Е. Максимова, статья Ю. Акимова «Класс баянного ансамбля в музыкальной школе» в сборнике «Баян и баянисты»(М,: Сов. композитор, 1970. – Вып.1).

2 Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М.:Музыка, 1971. – С.13.

3 Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс// Камерный ансамбль. -  М.:Музыка, 1979. – С.6.

4 См.: Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс// Камерный ансамбль. – С.14.

5 Кондрашин К. Мир дирижера. - М.:Музыка, 1976. – С.78.

6 Иоффе М.П. Десять очерков о художниках-сатириках. М.: Сов. художник, 1971. – С. 248-249.

7Цит. по кн.: Шаборкина Т. Заметки о Скрябине-исполнителе// А.Н. Скрябин. М. –  Л., 1940. – С. 222.

8 Коган Г. Избранные статьи. – М.: Сов. композитор, 1985. С. 39.

9 Цит. по статье: Яковлев Л. Последний концерт// И.О. Дунаевский. Выступления, статьи, письма, воспоминания. -  М.: Сов. композитор, 1961. С. 352.

10 Цит. по кн.: Вулис А.   И. Ильф, Е. Петров. – М.: Худ. Литература, 1980. – С. 89.

11 Иоффе М.П. Десять очерков о художниках-сатириках. М.: Сов. художник, 1971. – С. 220.

12 Масимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. -  М.: Сов. композитор, 1979. С. 82.

13 Она характеризует прежде всего малые ансамбли, о которых сказано ниже.

14 Более подробно об этом см.: Имханицкий М.И. «У истоков русской народной оркестровой культуры». М.: - Музыка, 1987. – с. 59.

15 Известный советский фольклорист Б.Ф. Смирнов свидетельствует о стихийном возникновении на торговых площадях Поволжья, Владимирской и Ивановской областей ансамблей пастухов-рожечников численностью до 120 человек, «подряжающихся» на сезонную работу (см.: Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников. – Изд. 2. – М.: Музыка, 1965. - . 4.). Наибольшим же оркестром может быть уже коллектив в 7-8 человек, если в нем хотя бы два участника исполняют одну из партий строго в унисон. Маленьким оркестром был по сути уже первый кружок балалаечников, созданный В.В. Андреевым.

16 Ансамбль, как правило, выступает без дирижера. Но им может руководить и дирижер; оркестр также может обходиться без дирижера (например, «Персимфанс» - известный, многочисленный по составу исполнителей оркестр, существовавший в Москве с 1922 по 1932 г.г.).

17 Цит. по кн.: Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. – М.: Музгиз, - 1951.- с. 12.

18 Метнер К. Мысли о работе пианиста.//Сов. музыка. – 1961. - №11 – с.92.

19 Стоковский Л. Музыка для всех нас. – М.: Сов. композитор, 1963. – С. 48.

20 Клебанов Д. Искусство инструментовки. – Киев: Музична Украi на, 1972. – с. 3.

21 Хотя тембр баяна и образуется путем соединения двух тембров – концертино и кларнета, это слияние настолько органично, что создает полный эффект однородности. Поэтому есть все основания относить баянный регистр к чистым тембрам.




Информация о работе Исполнительствл в ансамбле баянистов