Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:23, дипломная работа
Среди части педагогов распространено убеждение в том, что не всем учащимся «дано» научиться писать диктанты. У таких педагогов, хотя они вели класс на протяжении многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.
Введение стр. 3-7
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных диктантов: типология, специфика, методическая направленность стр. 20-29
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение стр. 30-33
2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники
записи музыкального диктанта стр. 33-38
2.3. Подготовительная работа с диктантом стр. 38-42
2.4. Формы диктанта стр. 42-47
2.5. Виды работы с написанным диктантом стр. 47-48
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над одноголосным диктантом стр. 49-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.56-58
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИМЕНИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Факультет культуры и искусств
Кафедра теории и истории музыки
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЛЬФЕДЖИО
Выпускная квалификационная работа студента специальности 030700 «Музыкальное образование»
Заочной формы обучения
Комарова Е. Э., кандидат искусствоведения, доцент
Рецензент: Камышникова С.В., кандидат искусствоведения,
старший преподаватель
Защищена с оценкой
__________________
«___» ________2007г
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных
диктантов: типология,
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта:
задачи и их решение
стр. 30-33
2.2. Выработка структурного
мышления и общие вопросы
записи музыкального
диктанта
2.3. Подготовительная работа с диктантом
2.4. Формы диктанта
2.5. Виды работы с написанным диктантом
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над
одноголосным диктантом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой
литературы
Приложение: оригинальное методическое пособие для записи одноголосных диктантов(3 класс ДМШ) с нотными примерами
ВВЕДЕНИЕ
Среди части педагогов
Современная музыкальная практика ставит перед собой вопросы целостного развития разносторонности музыкального слуха.
В этих условиях взгляд на предмет сольфеджио и в данном случае на раздел урока «музыкальный диктант», в котором развивается музыкальный слух, меняется, ребенок в прогрессивных методиках сольфеджио имеет дело с музыкой, как с искусством, что актуально и для городских, и для сельских школ. Но для сельских школ проблемы расширения музыкального кругозора, осуществления межпредметных связей, стимулирования творческого начала у детей стоят, возможно, еще острее. Так как у учащихся на сегодняшний день недостаточно мало слушательского опыта, а все теоретические предметы ведет практически один педагог. Это показательно и для всего курса сольфеджио, и для такого важного его раздела как музыкальный диктант в частности.
Музыкальный диктант прочно занял свое место в уроке сольфеджио. На сегодняшний день отечественная педагогика накопила богатейший опыт по методике написания диктанта, подготовительных форм работы, упражнений с написанным диктантом. Выпущено много сборников, но ряд проблем остается до сих пор: как сделать диктант частью урока искусства, как сделать его более точным и главное, как приспособить его к потребностям сельской музыкальной школы. На эти вопросы мы и попытаемся ответить в этой работе.
Музыкальный диктант – один из важнейших разделов урока сольфеджио, он является необходимым условием для того, чтобы на современном этапе решать задачи комплексного развития слуха; формирования выработки структурного мышления, развития тембрального слуха. Работа над запоминанием и записью музыки, несомненно, относится к наиболее эффективному средству регуляции учебно-слуховой деятельности. Именно в диктанте слуховое восприятие выходит на уровень связи элементов музыкальной речи, когда от учащихся требуется предельная активизация аналитико-синтезирующей деятельности в обнаружении ладовой, мелодической, ритмической и композиционной структуры слышимого музыкального отрывка.
Поэтому
тема дипломной работы связана
с особенностью записи одноголо
В работе
речь будет идти об одноголосно
Для того, чтобы полнее раскрыть специфику этого раздела урока сольфеджио нам потребовалось проследить процесс становления музыкального диктанта в контексте современных тенденций по методике записи и работы с ним в ДМШ, а также коснуться вопроса о том, какую роль диктант играл в курсе сольфеджио, и именно одноголосный музыкальный диктант (далее только он имеется в виду), потому что он предполагает большие возможности работы на уроках сольфеджио (импровизация, подбор аккомпанемента, второго голоса, подголоска и др.). Обращаясь к «методике диктанта» нам хотелось выяснить задачи, которые стоят перед этой формой работы по развитию слуха, сформулировать основные методические принципы и подытожив имеющийся опыт, дать изложение практических примеров и форм диктанта. Отсюда формулируется цель работы - это обоснование возможности существования различных подходов к одноголосному музыкальному диктанту в ДМШ, как к основополагающему разделу урока сольфеджио в его историческом становлении и современном состоянии. Раскрыть современные подходы к методике написания музыкального диктанта поможет объект исследования. Объектом является одноголосный диктант: его полифункциональность, направленность на разностороннее развитие музыкальных способностей, психологические особенности процесса его написания. Предметом – процесс оптимизации работы над записью музыкального диктанта в классе по сольфеджио и в процессе домашних занятий. Субъектом – особенности восприятия задач, возникающих во время работы над диктантом, с точки зрения учителя и ученика. Задачи работы:
1). Проанализировать пособия по диктанту существующие на сегодняшний день.
2). Рассмотреть генезис музыкально
3). Рассмотреть психологические основания записи музыкального диктанта.
4). Проследить место музыкального диктанта в традиционном уроке сольфеджио.
5). Обобщить основные
тенденции развития методики од
6). Разработать модель учебного пособия с учетом:
а) задач школьной программы;
б) основных тенденций по развитию слуха;
в) особенностей обучения и домашней подготовки в сельской музыкальной школе;
7). Рассмотреть формы работы над одноголосным музыкальным диктантом, как основы развития музыкального слуха.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих 10 параграфов, методического пособия, нотного приложения, заключения и библиографии. Первая глава посвящена музыкальному диктанту, как разделу урока сольфеджио. В ней обозначены цели и задачи диктанта, психологические обоснования его записи. Для этого в работе использованы данные общей психологии, главным образом, касающиеся вопросов памяти. Материал параграфов 1.3 и 1.4 посвящен рассмотрению процесса становления одноголосного музыкального диктанта в музыкально-исторической практике и современному состоянию данного вопроса в учебно-методической и научной литературе.
Во второй главе
решаются проблемы техники
Практическая значимость– в настоящей работе предпринята попытка создать пособие по одноголосному музыкальному диктанту, как своеобразный тренинг при выполнении домашних заданий.
Апробация - работа явилась результатом педагогической деятельности автора в МОУ ДОД «Большереченская ДШИ».
Методологическая база - при написании работы мы опирались, прежде всего, на классические труды педагогов-музыкантов, таких как А.Островский [39;40] и Е.Давыдова [13;15;16]. Ведь именно они первыми пытались привлечь внимание к формированию музыкального слуха, как основы музыкального воспитания, а так же к поиску эффективных методов, ведущих к его активизации и интенсивному развитию. Согласно их воззрениям, интенсивное слуховое развитие есть одновременно и развитие музыкального мышления, развитие разносторонности слуха. Отсюда формула «воспитывать думающий слух» посредством различных упражнений и разделов урока сольфеджио, главным из которых является диктант [8;с.30]. И, конечно же, мы проанализировали новые исследования по вопросам психологии музыкального диктанта, в том числе автореферат диссертации Масленковой Л. [32], а также методические пособия последних лет (авторы - Картавцева М. [19], Металлиди Ж.- Перцовская Л.[33]. Это работы педагогов-теоретиков, которые встали на позиции стилевого и творческого сольфеджио.
Стилевой аспект для
ДМШ подходит лишь частично, так
как он предписывается
Эта тенденция теоретического обоснования стилистического курса музыкального диктанта выявилась в конце XX века, но ее опора- это работы Островского и Давыдовой.
Полный список литературы
представлен в конце настоящей
выпускной квалификационной
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
Музыкальный диктант является наиболее важной и весьма ответственной формой работы в занятиях сольфеджио. Он служит развитию профессионального слуха, памяти. Диктант позволяет осуществлять формирование слуха на основе закономерностей строения музыкального произведения. В диктанте имеет место целостное восприятие материала, при котором учащиеся должны проявить свои возможности логического осознания музыки, возможности своей памяти, а также умения зафиксировать слышимое в нотной записи [30;с.119]. Вместе с тем музыкальный диктант является и наиболее сложной формой работы в классе сольфеджио, ибо он предполагает наличие у учащегося целого комплекса навыков, знаний, умений, а также включает ряд психологических условий, необходимых для его выполнения.
Необходимо
вырабатывать навыки записи
В процессе написания диктанта перед учащимися ставится очень много задач. Конечная цель в области музыкального диктанта заключается в выработке у ученика навыка записывания мелодий в форме периода, как диатонических, так и с применением хроматизма и простейших модуляций, содействуя тем самым основной задаче курса сольфеджио – воспитанию музыкального слуха [10;с.48].
По выражению
профессора Способина, музыкаль
Информация о работе Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио