Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Среди части педагогов распространено убеждение в том, что не всем учащимся «дано» научиться писать диктанты. У таких педагогов, хотя они вели класс на протяжении многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.

Содержание

Введение стр. 3-7
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных диктантов: типология, специфика, методическая направленность стр. 20-29
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение стр. 30-33
2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники
записи музыкального диктанта стр. 33-38
2.3. Подготовительная работа с диктантом стр. 38-42
2.4. Формы диктанта стр. 42-47
2.5. Виды работы с написанным диктантом стр. 47-48
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над одноголосным диктантом стр. 49-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.56-58

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ОмГУ Музыкальный диктант.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

                                                     ГОУ ВПО

                    ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

         ИМЕНИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Факультет культуры и  искусств

Кафедра теории и истории  музыки

 

                                   Кузнецова Елена Сергеевна

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ  В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА  СОЛЬФЕДЖИО

 

Выпускная квалификационная работа студента специальности 030700 «Музыкальное образование»

              Заочной формы обучения

 

                                                                       Научный руководитель:

                                        Комарова Е. Э., кандидат            искусствоведения, доцент

                                              Рецензент: Камышникова С.В.,                   кандидат искусствоведения,

   старший преподаватель

 

Защищена с оценкой                                                      Допущена к защите:

__________________                                                       Зав. кафедрой

«___» ________2007г                                                      _________________

                                                                 «___»________2007г

                                             

                                           г. ОМСК,   2007г.

                 СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                            стр. 3-7

    1. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио

1.1. Специфические черты одноголосного музыкального                   диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи       стр. 8-9

1.2. Психологические основания   музыкального диктанта          стр. 10-15

1.3. Работа  над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике                                                                                стр. 15-19

1.4. Сборники музыкальных  диктантов: типология, специфика,  методическая направленность                                                         стр. 20-29

 

II. Техника записи музыкального диктанта

2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение           стр. 30-33                                                                          

2.2. Выработка структурного  мышления и общие вопросы техники 

записи музыкального диктанта                                                       стр. 33-38                        

2.3. Подготовительная работа с диктантом                                   стр. 38-42                  

2.4. Формы диктанта                                                                        стр. 42-47

2.5. Виды работы с написанным диктантом                                  стр. 47-48

2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в

процессе работы над  одноголосным диктантом                            стр. 49-55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                 стр.56-58

Список используемой литературы                                                 стр. 59-61

Приложение: оригинальное методическое пособие для записи одноголосных диктантов(3 класс ДМШ) с нотными примерами

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Среди части педагогов распространено  убеждение в том, что не всем  учащимся «дано» научиться писать  диктанты. У таких педагогов, хотя  они вели класс на протяжении  многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.

     Современная музыкальная  практика ставит перед собой  вопросы целостного развития разносторонности музыкального слуха.

     В этих  условиях взгляд на предмет  сольфеджио и в данном случае  на раздел урока «музыкальный диктант», в котором развивается музыкальный слух, меняется, ребенок в прогрессивных методиках сольфеджио имеет дело с музыкой, как с искусством, что актуально и для городских, и для сельских школ. Но для сельских школ проблемы расширения музыкального кругозора, осуществления межпредметных связей, стимулирования творческого начала у детей стоят, возможно, еще острее. Так как у учащихся на сегодняшний день недостаточно мало слушательского опыта, а все теоретические предметы ведет практически один педагог. Это показательно и для всего курса сольфеджио, и для такого важного его раздела как музыкальный диктант в частности.

     Музыкальный диктант прочно занял свое место в уроке сольфеджио. На сегодняшний день отечественная педагогика накопила богатейший опыт по методике написания диктанта, подготовительных форм работы, упражнений с написанным диктантом. Выпущено много сборников, но ряд проблем остается до сих пор: как сделать диктант частью урока искусства, как сделать его более точным и главное, как приспособить его к потребностям сельской музыкальной школы. На эти вопросы мы и попытаемся ответить в этой работе.

          Музыкальный диктант – один из важнейших разделов урока сольфеджио, он является необходимым условием для того, чтобы на современном этапе решать задачи комплексного развития слуха; формирования выработки структурного мышления, развития тембрального слуха. Работа над запоминанием и записью музыки, несомненно, относится к наиболее эффективному средству регуляции учебно-слуховой деятельности. Именно в диктанте слуховое восприятие выходит на уровень связи элементов музыкальной речи, когда от учащихся требуется  предельная активизация аналитико-синтезирующей деятельности в обнаружении ладовой, мелодической, ритмической и композиционной структуры слышимого музыкального отрывка.

      Поэтому  тема дипломной работы связана  с особенностью записи одноголосного музыкального диктанта с точки зрения современных подходов к уроку сольфеджио.

     В работе  речь будет идти об одноголосном  музыкальном диктанте, так как он является основополагающим разделом урока сольфеджио. Именно с него начинаются первые шаги записи музыки. Он является платформой для освоения закономерностей одноголосной мелодии, как основы развития музыкального слуха. Особое значение одноголосных диктантов состоит в том, что именно в них с наибольшей гибкостью, разнообразием и полнотой может быть отражено постепенное возрастание различных интонационных и метроритмических трудностей.

     Для того, чтобы  полнее раскрыть специфику этого раздела урока сольфеджио нам потребовалось проследить процесс становления музыкального диктанта в контексте современных тенденций по методике записи и работы с ним в ДМШ, а также коснуться вопроса о том, какую роль диктант играл в курсе сольфеджио, и именно одноголосный  музыкальный диктант (далее только он имеется в виду), потому что он предполагает большие возможности работы на уроках сольфеджио (импровизация, подбор аккомпанемента, второго голоса, подголоска и др.).     Обращаясь к «методике диктанта» нам хотелось выяснить задачи, которые стоят перед этой формой работы по развитию слуха, сформулировать основные методические принципы и подытожив имеющийся опыт, дать изложение практических примеров и форм диктанта. Отсюда формулируется цель работы - это обоснование возможности существования различных подходов к одноголосному музыкальному диктанту в ДМШ, как к основополагающему разделу урока сольфеджио в его историческом становлении и современном состоянии.     Раскрыть современные подходы к методике написания музыкального диктанта поможет объект исследования. Объектом является одноголосный диктант: его полифункциональность, направленность на разностороннее развитие музыкальных способностей, психологические особенности процесса его написания. Предметом – процесс оптимизации работы над записью музыкального диктанта в классе по сольфеджио и в процессе домашних занятий. Субъектом – особенности восприятия  задач, возникающих во время работы над диктантом,  с точки зрения учителя и ученика. Задачи работы:

1). Проанализировать пособия  по диктанту существующие на сегодняшний день.

2). Рассмотреть генезис музыкального диктанта начиная с ранних форм и кончая тенденциями XX века.

3). Рассмотреть психологические  основания записи музыкального диктанта.

4). Проследить место музыкального диктанта в традиционном уроке сольфеджио.

5). Обобщить основные  тенденции развития методики одноголосного  музыкального диктанта в системе школа- училище- ВУЗ с позиции комплексного развития слуха и особенностей тембрального слуха.

6). Разработать модель  учебного пособия с учетом:

     а) задач  школьной программы;

     б) основных  тенденций по развитию слуха;

     в) особенностей обучения и домашней подготовки в сельской музыкальной  школе;

7). Рассмотреть формы  работы над одноголосным  музыкальным диктантом, как основы развития музыкального слуха.

 

    Структура работы состоит  из введения, двух глав, включающих 10 параграфов, методического пособия, нотного приложения, заключения и библиографии.  Первая глава посвящена музыкальному диктанту, как разделу урока сольфеджио. В ней обозначены цели и задачи диктанта,  психологические обоснования его записи. Для этого в работе использованы данные общей психологии, главным образом, касающиеся вопросов памяти. Материал параграфов 1.3 и 1.4 посвящен рассмотрению процесса становления одноголосного  музыкального диктанта в музыкально-исторической практике и  современному состоянию данного вопроса в учебно-методической и научной литературе.

       Во второй главе  решаются проблемы техники записи музыкального диктанта, даны формы диктанта; говорится о том, как работать с написанным диктантом, и с чего нужно начинать - какие существуют подготовительные формы работы.

 Практическая значимость– в настоящей работе предпринята попытка создать пособие по одноголосному  музыкальному диктанту, как своеобразный тренинг при выполнении домашних заданий.

 Апробация - работа явилась результатом педагогической деятельности автора в МОУ ДОД «Большереченская ДШИ».

     Методологическая база - при написании работы мы опирались, прежде всего, на классические труды педагогов-музыкантов, таких как А.Островский [39;40] и Е.Давыдова [13;15;16]. Ведь именно они первыми пытались привлечь внимание к формированию музыкального слуха, как  основы музыкального воспитания, а так же к поиску эффективных методов, ведущих к его активизации и интенсивному развитию. Согласно их воззрениям, интенсивное слуховое развитие есть одновременно и развитие музыкального мышления, развитие разносторонности слуха. Отсюда формула «воспитывать думающий слух» посредством различных упражнений и разделов урока сольфеджио, главным из которых является диктант [8;с.30]. И, конечно же, мы проанализировали новые исследования по вопросам психологии музыкального диктанта, в том числе автореферат диссертации Масленковой Л. [32], а также методические пособия последних лет (авторы - Картавцева М. [19], Металлиди Ж.- Перцовская Л.[33]. Это работы педагогов-теоретиков, которые встали на позиции стилевого и творческого сольфеджио.

     Стилевой аспект для  ДМШ подходит лишь частично, так  как он предписывается вузовскому  курсу сольфеджио, как более высокая  ступень в развитии профессионального  слуха.

     Эта тенденция теоретического обоснования стилистического курса музыкального диктанта выявилась в конце XX века, но ее опора- это работы Островского и Давыдовой.

     Полный список литературы  представлен в конце настоящей  выпускной квалификационной работы.

 

 

 

I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио

    1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи

 

      Музыкальный диктант является наиболее важной и весьма ответственной формой работы в занятиях сольфеджио. Он служит развитию профессионального слуха, памяти. Диктант позволяет осуществлять формирование слуха на основе закономерностей строения музыкального произведения. В диктанте имеет место целостное восприятие материала, при котором учащиеся должны проявить свои возможности логического осознания музыки, возможности своей памяти, а также умения зафиксировать слышимое в нотной записи [30;с.119]. Вместе с тем музыкальный диктант является и наиболее сложной формой работы в классе сольфеджио, ибо он предполагает наличие у учащегося целого комплекса навыков, знаний, умений, а также включает ряд психологических условий, необходимых для его выполнения.

     Необходимо  вырабатывать навыки записи диктанта, так как его практическая надобность  велика: импровизация, подбор по слуху, досочинение, запись своих сочинений.

      В процессе  написания диктанта перед учащимися ставится очень много задач. Конечная цель в области музыкального диктанта заключается в выработке у ученика навыка записывания мелодий в форме периода, как диатонических, так и с применением хроматизма и простейших модуляций, содействуя тем самым основной задаче курса сольфеджио – воспитанию музыкального слуха [10;с.48].

      По выражению  профессора Способина, музыкальный диктант является особой, очень специфической формой мышления. Методически правильно разработанный курс диктанта должен стать одним из главнейших путей к развитию внутреннего слуха, к навыкам слухового анализа [9;с.98]. Суммируя все вышеизложенное, следует сделать вывод, что в системе занятий по развитию слуха,  музыкальный диктант является очень важной суммирующей и практически полезной формой работы. Именно систематическая работа над диктантом открывает путь к приобретению острой восприимчивости разнообразных музыкальных явлений, что помогает при таких упражнениях, как чтение с листа, слуховой анализ музыкальных отрывков. Они помогают выработать координацию слуха и голоса, слуха и навыка записи. Таким образом, исходя из вышесказанного, цель диктанта можно определить как расширение возможностей музыкальной памяти и слуха у учащегося.

Информация о работе Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио