Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:23, дипломная работа
Среди части педагогов распространено убеждение в том, что не всем учащимся «дано» научиться писать диктанты. У таких педагогов, хотя они вели класс на протяжении многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.
Введение стр. 3-7
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных диктантов: типология, специфика, методическая направленность стр. 20-29
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение стр. 30-33
2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники
записи музыкального диктанта стр. 33-38
2.3. Подготовительная работа с диктантом стр. 38-42
2.4. Формы диктанта стр. 42-47
2.5. Виды работы с написанным диктантом стр. 47-48
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над одноголосным диктантом стр. 49-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.56-58
Основные задачи, которые ставятся в работе над диктантом и должны способствовать развитию слуха, следующие:
1). Создавать и закреплять связи видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым;
2). Служить
средством для закрепления и
практического освоения
3). Управлять процессом
запоминания при восприятии
4). Воспитать остроту слуховой реакции.
Главный
принцип на который опирается
музыкальный диктант: слышу-осознаю-запоминаю-
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА
Заострение внимания на проблеме памяти и слуха актуально в условиях интенсивного их развития на современном этапе, ибо работа над ними является необходимым условием для успешного написания музыкального диктанта. Музыкальный диктант предполагает наличие у учащегося не только комплекса слуховых навыков, знаний, умений, но и ряда психологических условий, необходимых для его выполнения. Музыкально-слуховые предпосылки к диктанту составляют:
а). Оснащенность навыками различения элементов музыки;
б). Наличие внутренних слуховых представлений;
в). Интонационный запас;
г). Способность к восприятию логики развертывающегося во времени музыкального процесса. Именно эти качества и развиваются через диктант.
Психологические же условия включают:
Память, внимание, способность к целенаправленному слушанию, активность [32;с.10].
На сегодняшний день одноголосный музыкальный диктант ставит перед собой более трудные задачи- привлечение внимания к формированию музыкального слуха, как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к его активизации и интенсивному развитию; пользуясь формулировкой Б.Асафьева- на формирование интонационно-чуткого слуха, способного прослеживать, осмысливать и оценивать происходящее, за «музыкальной формой, как процессом» [8;с.30- 31].
Для того,
чтобы определить значение
Музыкальный
слух - есть абсолютно необходимое
условие всякого музыкально-
Принято
различать несколько типов и
разновидностей музыкального
По способу и характеру восприятия музыки различают слух абсолютный и относительный.
Обычно наблюдаемый относительный слух проявляется в восприятии и воспроизведении ладовых связей и интервальных отношений между звуками на основе заданного тона или слуховой настройки в ладе и тональности.
Значительно реже встречающийся абсолютный слух- это способность узнать и воспроизвести в интонировании высоту музыкальных звуков без сравнения с каким-нибудь исходным звуком. Проявление абсолютного слуха состоит в быстром, непосредственном узнавании и запоминании высоты тона, без опоры на интервальные отношения и без внутреннего пения. Наиболее активный вид абсолютного слуха проявляется в способности не только узнавать музыкальные звуки в их абсолютной высоте, но также воспроизводить их голосом.
Абсолютный
и относительный слух как
Отечественные
методики сольфеджио
Можно ли развить абсолютный слух и можно ли работать над развитием абсолютного слуха в процессе диктанта? Думаю, да. Ведь абсолютный слух значительно облегчает слуховую ориентацию в воспринимаемой музыке, обладающие им непосредственно узнают тональность музыкального отрывка и легко следят за модуляционными сменами тональностей.
Различают две формы музыкального слуха: внешний и внутренний.
Внутренний слух является одним из важнейших компонентов музыкального слуха, причем любая форма проявления второго связана с функционированием первого. Внутренний слух – это «способность представлять музыку без помощи восприятия внешних звучаний, способность к мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента или голоса»- по определению Н.Римского-Корсакова [1;с.226].
Велико значение
внутреннего слуха для
Следовательно, только
при богатстве музыкальных
Именно такой
Внутренний слух можно развить у всех учащихся, а помогут в этом все виды и формы работы в классе сольфеджио: диктант, сольфеджирование, слуховой анализ и др.
В связи с тем, что внутренний слух опирается на запечатленные в памяти образы звучаний различных элементов музыкальной речи, большое значение для его развития играет память. Поскольку качество памяти связано с самим процессом запоминания произведения, продолжительностью сохранения его в сознании и объемом памяти, поскольку ее развитие следует вести в трех направлениях:
1).Совершенствовать процесс
2). Постепенно удлинять время сохранения ее;
3). Расширять объем памяти [43; с.19].
Поэтому
одна из задач в работе над дик
И, наконец, весьма важную роль в процессе записи диктанта играет организация самого процесса слушания. Так как музыкальный диктант мы рассматриваем как наиболее эффективное средство регуляции учебно-слуховой деятельности возрастает соответственно роль педагога, состоящая в организации слушательского процесса учащихся. Иными словами он создает психологическую установку на слушание [30; с.124].
Таким образом, установка означает слушание с определенных позиций, направленность внимания на определенные компоненты слышимого музыкального отрывка. Педагог сообщает учащимся определенный набор алгоритмов действия, на которые учащийся опирается в ходе ознакомления с новым материалом.
Психологический аспект музыкал
Преподавателям
известны учащиеся, которые, обладая
хорошей сенсорной
Обобщая
изложенное выше можно сказать,
На сегодняшний день проблема слуха и памяти актуальна, как никогда. Многие авторы уделяют ей особое внимание, например Масленкова [30; 32], Серединская [43]. Более детальное объяснение психологических терминов мы находим в работах Леонтьева [25], Гарбузова [12], Зинченко [18], Теплова [45], Блюма [9], Фридкина и других.
Непосредственные
исследования в области
1.3 Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально – исторической практике
Этот раздел дипломной работы рассматривает
процесс становления музыкально
В дореволюционной методике музыкальный диктант внедрялся в сольфеджио с трудом. Здесь чаще всего речь шла о правильной записи соседних интервалов, нота за нотой. Материал для диктанта использовался из специально составленных упражнений. Основой их являлась та или иная тема из области теории музыки, для закрепления которой и предназначался этот материал. Чаще всего это были метроритмические или интервальные трудности (сборники Ковалевского, Потоловского, Ладухина ). В зависимости от творческой одаренности авторов, музыкальное качество этих примеров-упражнений было лучше или хуже, но всегда подчинено главной теме. Отечественная же педагогика определила сольфеджио, как учебную дисциплину по формированию и развитию слуха музыканта.
Форма устного
диктанта существовала столько,
Во времена средневековья
эта проблема возникала когда
каждый очаг музыкальной
Информация о работе Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио