Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:23, дипломная работа
Среди части педагогов распространено убеждение в том, что не всем учащимся «дано» научиться писать диктанты. У таких педагогов, хотя они вели класс на протяжении многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.
Введение стр. 3-7
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных диктантов: типология, специфика, методическая направленность стр. 20-29
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение стр. 30-33
2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники
записи музыкального диктанта стр. 33-38
2.3. Подготовительная работа с диктантом стр. 38-42
2.4. Формы диктанта стр. 42-47
2.5. Виды работы с написанным диктантом стр. 47-48
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над одноголосным диктантом стр. 49-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.56-58
Воспитание
и развитие навыка записи
Не говоря о том, что запись диктанта требует хорошо развитого слуха, знания целого ряда музыкально – теоретических понятий и активного, воспитанного внимания. Важной задачей педагога является его обязанность: как организовать сам процесс записи, то есть, указать ученику приемы, которыми он будет пользоваться при записи, направить его мысль и слух на верный путь – дать ему правильную методику. Как бы ни был хорош слух у ученика, каков бы ни был его практический опыт, - все равно, не зная как надо записывать музыку, он потерпит неудачу.
Изложению
методических приемов и
Одноголосный музыкальный диктант – один из важнейших разделов урока сольфеджио. Он является эффективным средством регуляции учебно- слуховой деятельности и направлен на развитие слуха и памяти.
Как уже
говорилось ранее: диктант
- структуру диктанта (квадратная, неквадратная)
- тип каденций (половинная, заключительная)
- характерные формы движения
- наличие повторности
- определить размер
- характерные особенности ритмики
- лад
- тональность
- сосчитать количество
тактов и соответственно
Это ведет
к выработке структурного
Удобнее
всего делать по 4 такта на строке,
чтобы потом было легче
Кроме того,
видя перед собой структуру дик
Подобная система позволяет учащимся вести запись диктанта сразу в трех – четырех направлениях: от начала и далее, половинная каденция и подход к ней, начало второго предложения и далее, заключительная каденция и подход к ней. Это, с одной стороны, значительно убыстряет саму запись, а с другой – образует контрольные вехи, дающие возможность проверить правильность произведенной уже записи и, в случае необходимости, вносить соответствующие исправления и уточнения по ходу дела.
Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но это требование часто бывает невыполнимо, и учащиеся не могут писать, не напевая. Особенно это относится к вокалистам, для которых и слушать и вспоминать музыку – это значит ее напеть. Но не только вокалисты с трудом отучаются от вредной привычки напевания вслух при записи. Учащиеся различных специальностей, обладающие средними музыкальными данными и меньшей музыкальной культурой, обычно не могут обойтись без напевания при записи. Это говорит о том, что у них слабо развит внутренний слух. Необходимо постепенно его развивать и воспитывать точность слуховых представлений.
На сегодняшний
день существует тенденция
Сейчас есть новый метод преподавания сольфеджио, он заключается в том, что записанный диктант или пример для чтения с листа любой учащийся тут же проигрывает на своем инструменте. Это уже явление нашего столетия.
Еще одним
спорным моментом на сегодня
является понятие «стенографиро
Подобная запись требует прежде всего хорошо организованного и развитого, активного слуха, волевого внимания и развитой музыкальной памяти. Запись же нота за нотой без такой подготовки превращается в механическое занятие, «бесперспективную регистрацию отдельных звуков или не связанных между собой мотивов» [40; с.266]. Такой вид записи в школе можно применять только с подвинутыми учениками для проверки уровня навыков в пределах требований того же музыкального диктанта.
Диктант
– «стенография» в том виде,
в каком он преподается в
настоящее время, не обращен
к внутреннему слуху, к музыкал
Таким образом, техника записи музыкального диктанта должна быть направлена, в первую очередь, на выработку структурного мышления. Стандартный классический период – это самая мобильная музыкальная форма, повторного или неповторного строения, с вопросо–ответным соотношением каденции. Этот эталон и нужно осваивать в практике записи одноголосного музыкального диктанта. Начиная с первого класса необходимо писать пусть элементарный, но период. От квадратной структуры следует постепенно переходить к неквадратной. При этом в записи диктанта необходимо отмечать предложения, фразы, учить проставлять штрихи, динамику.
Ведь если
пример для диктанта – это
художественный образец, тогда
И,во– вторых, запись диктанта ведет к развитию памяти. Поэтому писать надо строго между проигрываниями. Так как «стенографирование» любого диктанта – запись его во время исполнения, следом за играющим, точками, без ритма – безусловно - вредно. Это уже профессиональный навык.
Таким образом, такая методика проведения диктанта даст возможность правильно воспитать восприятие ученика; от общего к частному, от восприятия художественного образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка.
2.3. Подготовительная работа с диктантом
Как уже говорилось ранее, работе над записью мелодии (диктантом) должен предшествовать целый этап подготовительных упражнений. Задача этого этапа заключается в освоении и закреплении правил нотного письма, выработке почерка, а также накоплении опыта в установлении связи между видимым слышимым. Несомненно, что все формы работы в классе сольфеджио – пение, дирижирование, слушание музыки – способствуют развитию слуха и установлению этой связи, но подготовка к диктанту все же требует специальных упражнений. Ниже приведен список тех форм подготовительной работы, которые наиболее полезны и чаще всего используются.
1) Переписывание.
После того,
как учащиеся ознакомились с
расположением знаков на нотоносце
и научились писать ноты, следует
систематически давать
При всем возможном разнообразии в заданиях по переписыванию, следует строго придерживаться одного: то, что списывается, должно быть знакомо на слух, должно звучать в процессе письма. Это чрезвычайно важное методическое положение обеспечит главную задачу списывания – способствовать созданию связи между видимым и слышимым.
Необходимо
с самого начала воспитать
у учащихся навык напевать
или внутренне слышать то, что
они пишут, а не просто «
2) Подбирание на фортепиано.
В настоящее
время в работе над развитием
слуха учащихся (особенно у детей
в начале обучения их по
специальности) широко
В дальнейшем подобранные мелодии следует записывать в нотную тетрадь, оформив их ритмически.
При изучении
различных тональностей, подбирая
мелодии от разных звуков и
записывая их учащийся
Показывая учащимся, как подбирать мелодию от разных звуков, следует все время обращать их внимание на рисунок (движение) мелодии, который остается одинаковым, и добиваться того, чтобы учащийся не просто «нащупывал» нужный звук, а руководствуясь рисунком мелодии, сознательно искал его в нужном направлении. Этому способствует:
3) Графическая фиксация линии мелодии.
Правильное осознание линии движения мелодии имеет большое значение при записывании диктантов. Для этой цели можно применять ряд упражнений. Например, слушая и напевая мелодию, учащиеся движением руки по вертикали показывает направление мелодии: выше, ниже, на одном месте. Это допустимо в самых младших классах, когда дети еще не умеют дирижировать, так как рука лишь приблизительно показывает ширину интервала. А можно на доске без нотного стана изобразить точками мелодию, с соблюдением примерного расстояния между ними, что больше соответствует графическому изображению записи на нотоносце. Это дает хорошую связь ощущения движения звуков по высоте с зрительным изображением их на нотоносце.
Другой вариант этой же графической записи заключается в том, что вместо точек звук фиксируется горизонтальной черточкой разной длины. Применение этого приема приносит большую пользу учащимся, помогает им осознать и наглядно представить себе (изобразить) линеарное строение мелодии в общих контурах. «Следует особенно рекомендовать это упражнение при работе с баянистами, вокалистами» [13;с.58].
4) Транспонирование.
Как указывалось
выше, транспонирование должно
начинаться с подбирания
Как и переписывание, письменные упражнения на транспонирование должны проводиться только на усвоенном музыкальном материале, для того, чтобы учащийся во время письма проверял все слухом.
5) Запись ритма.
Эта форма
была уже у Орфа К,
Информация о работе Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио