Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 10:58, курсовая работа
Целью нашей исследовательской работы является обоснование педагогических путей эффективного обучения и развития музыкального мышления у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Объектом исследования является музыкально-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие способности музыкального мышления.
Предмет исследования - педагогическое руководство процессом развития музыкального мышления младших школьников в условиях музыкальных занятий.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Выделить на основе анализа литературы по теме исследования теоретические и методологические основы обучения музыке младших школьников;
3. Определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации музыкального мышления младших школьников;
Введение 2
Глава 1
Теоретические основы обучения музыке
младших школьников 6
Роль музыки в процессе воспитания ребенка 6
Психофизиологические особенности развития
детей младшего школьного возраста 9
Музыкальное мышление как основная
составляющая процесса музыкального воспитания 14
Глава 2
Методологические основы обучения
младших школьников на уроках музыки 18
Музыкальное мышление: методологический аспект 18
Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога
в пространстве музыки 22
Глава 3
Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления младших школьников на уроках музыки 29
3.1. Критерии развитости музыкального мышления
младших школьников и её диагностика на этапе
констатирующего эксперимента 29
3.2. Формы и методы работы по развитию
музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки 35
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
по развитию музыкального мышления
младших школьников 42
Заключение 44
Список литературы 47
Содержание
Введение 2
Глава 1
Теоретические основы обучения музыке
младших школьников 6
детей младшего школьного возраста 9
составляющая процесса музыкального воспитания 14
Глава 2
Методологические основы обучения
младших школьников на уроках музыки 18
в пространстве музыки 22
Глава 3
Опытно-экспериментальная
3.1. Критерии развитости музыкального мышления
младших школьников и её диагностика на этапе
констатирующего эксперимента 29
3.2. Формы и методы работы по развитию
музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки 35
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
по развитию музыкального мышления
младших школьников 42
Заключение 44
Список литературы
Введение
«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры. Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями. В связи с этим обучение музыке столь важно уже на ранних этапах развития ребенка.
Младший возраст является наиболее благоприятным для развития музыкального мышления, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, ее фундамент.
Именно поэтому необходимость многогранного исследования сферы развития музыкального мышления у детей, технологий и методик обучения музыке осознается как остро актуальная проблема современной музыкальной педагогики. В настоящее время односторонне рационалистический подход образовательной системы переживает кризис, многие педагоги и родители с надеждой обращаются к искусству.
Проблема восприятия музыки, музыкального мышления как таковая существует в современной науке относительно недавно и является одной из самых притягательных в теоретическом музыкознании, музыкальной педагогике и психологии. В то же время генетические истоки этой проблемы рассматриваются с достаточно далеких времен – XVIIIвек - И.Ф.Гербарт, Э. Ганслик, Г. Риман1.
Долгие годы внимание исследователей сосредотачивалось на отдельных компонентах процессах обучения и воспитания. И только в XX веке педагоги обратились к личности ребенка, стали развивать мотивации в обучении, пути формирования потребностей. В Европе и в Росси были созданы концепции напрямую выводящие к проблемам развития музыки. В работах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.Н. Холоповой и др.2, раскрывается культурологический уровень музыкального мышления, в которых смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурных контекстов эпох. Социальный аспект проблемы исследуется в работах А.Н.Сохора, Р.Г.Тельчаровой, В.Н. Холоповой3.
В работах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского и др.,4 рассмотрено историческое становление и развитие музыкального мышления.
Музыковедческий уровень, прежде всего, через интонационную специфику музыкального искусства, как основу музыкального образа, изложен в трудах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, Л. А. Мазеля, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора, Ю. Н. Холопова, Б. Л. Яворского и других.5
С другой стороны, и сама музыкальная педагогика накопила богатый материал, так или иначе связанный с проблемой музыкального мышления (исследовательские работы Т. А. Барышевой, В. К. Белобородовой, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускаса6).
Не смотря на обширный объем проведенных исследований в области теории обучения, восприятия музыки, попытки раскрыть эту тему не выстраивают, однако, цельной, структурно завершенной, всесторонне разработанной теории. Таким образом, очевидно, что данная проблема все еще оставляет простор для новых исследований.
Целью нашей исследовательской работы является обоснование педагогических путей эффективного обучения и развития музыкального мышления у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Объектом исследования является музыкально-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие способности музыкального мышления.
Предмет исследования - педагогическое руководство процессом развития музыкального мышления младших школьников в условиях музыкальных занятий.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Выделить на основе анализа литературы по теме исследования теоретические и методологические основы обучения музыке младших школьников;
3. Определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации музыкального мышления младших школьников;
4. Определить эмпирические показатели уровней сформированности музыкального мышления у младших школьников;
5. Проверить эффективность
методики развития
В основу исследования была положена гипотеза о том, что успех развития музыки при обучении младших школьников возможен при условии обогащения их познавательного опыта за счёт расширения музыкально-интонационного словаря и активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.
В данном исследовании используются такие методы, как:
- анализ литературы по исследуемой проблеме;
- обобщение и систематизация теоретического материала;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки;
- целенаправленное педагогическое наблюдение;
- диагностика уровня развития музыкального мышления детей;
- опытно-экспериментальная
работа по развитию
Новизна исследовательской работы состоит в комплексном осмыслении теории обучения музыки ее развития у младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 68 им. Долгих Н. И.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, 3 главы, объединяющие 8 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 41 наименование. Объем курсовой работы составляет 49 страниц.
Глава 1
Теоретические основы обучения музыке
младших школьников
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.
Выдающийся советский педагог
В.А.Сухомлинский называл музыку могучим
средством эстетического
Чтобы понять роль музыки в эстетическом воспитании нужно разъяснить некоторые понятия, такие как «музыкальное воспитание» и «эстетическое воспитание».
Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.«Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека»8. Как уже было отмечено, искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.
«Музыкальный образ
Музыка обладает мощным эмоциональным
воздействием, она пробуждает в человеке
добрые чувства. Музыка стремится воплотить
этико-эстетический идеал - в этом особенность
и ее содержания, особенности ее воздействия
на человека. Музыка - это сильнейшее средство
формирования интеллекта, эмоциональной
культуры, чувств, нравственности.
1.2.Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Коменский Я. А., выдающийся чешский педагог, был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. «Всё подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – писал Я. А. Коменский10. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.
По целому ряду психологических показателей оптимальный для начала педагогического руководства развитием музыкального мышления может быть признан младший школьный возраст.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 – 7 до 10 – 11 лет (I – IV классы школы). В этот период начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребёнка с окружающими.
У детей младшего школьного возраста происходят значительные перемены в психическом развитии. Если дошкольникам, например, трудно представить переживания другого человека, увидеть себя в других ситуациях из-за небольшого жизненного опыта, то на начальном этапе обучения в школе у детей более развита эмпатическая способность, которая позволяет им встать в позицию другого, переживать вместе с ним.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные.11 Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.
Элементарная продуктивная деятельность школьника, даже в игровой форме – это творчество, так как самостоятельное открытие субъективно нового и оригинального присуще ребёнку не в меньшей степени, чем деятельности взрослого. Л.С. Выготский утверждал, что творчество существует везде (и в основном там), где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое для себя, независимо от величины и значимости его для общества.
Информация о работе Обучение младшими школьниками на уроках музыки. Принципы развития музыки