Обучение младшими школьниками на уроках музыки. Принципы развития музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей исследовательской работы является обоснование педагогических путей эффективного обучения и развития музыкального мышления у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Объектом исследования является музыкально-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие способности музыкального мышления.
Предмет исследования - педагогическое руководство процессом развития музыкального мышления младших школьников в условиях музыкальных занятий.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Выделить на основе анализа литературы по теме исследования теоретические и методологические основы обучения музыке младших школьников;
3. Определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации музыкального мышления младших школьников;

Содержание

Введение 2
Глава 1
Теоретические основы обучения музыке
младших школьников 6

Роль музыки в процессе воспитания ребенка 6
Психофизиологические особенности развития
детей младшего школьного возраста 9
Музыкальное мышление как основная
составляющая процесса музыкального воспитания 14

Глава 2
Методологические основы обучения
младших школьников на уроках музыки 18

Музыкальное мышление: методологический аспект 18
Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога
в пространстве музыки 22
Глава 3
Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления младших школьников на уроках музыки 29

3.1. Критерии развитости музыкального мышления
младших школьников и её диагностика на этапе
констатирующего эксперимента 29
3.2. Формы и методы работы по развитию
музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки 35
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
по развитию музыкального мышления
младших школьников 42

Заключение 44

Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Обучение младшими школьниками на уроках музыки. Принципы развития музыки.docx

— 100.84 Кб (Скачать файл)

Одной из основных составляющих процесса обучения музыке является развитие музыкального мышления. Феномен музыкального мышления представляет собой сложный  психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека музыкального образа, являющего единство эмоционального и рационального.

На основе анализа литературы по проблеме исследования мы выявили  характерные признаки понятия «музыкального  мышления»:

– музыкальное мышление является частным видом художественного  мышления, поскольку, как и мышление в целом, оно является функцией головного мозга, присущей каждому человеку;

– музыкальное мышление совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

– музыкальное мышление имеет творческий характер;

– в нем проявляются специфические свойства музыки.

Основой содержания при развитии у детей музыкального мышления в условиях общеобразовательной школы является активное восприятие (слушание) музыкального материала, элементарное музицирование, сочинительская практика, вовлечение в ситуации создания образных представлений, импровизация, решение творческих заданий на основе включения в игровые формы деятельности и художественное общение. Анализируя различные подходы в изучении развития музыкального мышления, мы определили в качестве показателей развитости музыкального мышления следующие:

– объем музыкально-интонационного словаря – словаря устного, составленного  каждым человеком из наиболее «говорящих ему», «на слуху лежащих» фрагментов музыки, интонируемых вслух или про себя;

– систему интонационных взаимосвязей и отношений, характеризующихся умением устанавливать жанровые, стилистические, образно-выразительные, драматургические связи как внутри одного произведения, так и между несколькими произведениями одного или разных авторов, т. е., владение нормами музыкального языка;

– творчество.

Для определения эмпирических показателей уровней сформированности музыкального мышления у младших школьников и эффективности методики развития музыкального мышления было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № 68 им. Долгих Н. И.

Результатом исследования стала  разработанная программа, целью которой является повышение эффективности развития музыки у детей младшего школьного возраста.

  1. Первая фаза этой программы связана с обогащением музыкально-интонационного словаря школьников.
  2. Вторая фаза программы предполагает детальное осмысление их музыкально-художественных представлений посредством творческих заданий, которые включают в себя импровизацию в её различных видах.

В ходе экспериментальной  работы так же были определены наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации музыкального мышления младших школьников, а также проверили эффективность методики развития восприятия музыки и музыкального мышления в процессе опытно-экспериментального исследования.

 

Список литературы

  1. Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998.
  2. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский. – М.: Музыка, 1974.
  3. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М. – Л.: Музыка, 1965.
  4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
  5. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. – М.: Педагогика, 1975.
  6. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 1997.
  7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – М., 1982.
  8. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. – 1997. – №3.
  9. Горюхина Н. В. Обобщение как элемент художественного мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сост. Л.И. Дыс. – Киев: Музычна Украина, 1989.
  10. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.
  11. Дыс Л. И. Музыкальное мышление как объект исследования // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. статей / Сост. Л. И. Дыс. – Киев: Муз. Украина, 1989.
  12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1984.
  13. Каган М. С. Музыка в мире искусств. – СПб., 1996.
  14. Лихачёв Д. С. Деятельность, сознание, личность. – М.: Изд. полит. лит., 1977.
  15. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. – М., 1982.
  16. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. – М., 1993.
  17. Медушевский В. Музыковедение // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. – М.: Просвещение, 1993.
  18. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. / Под ред. Э. Б.Абдуллина. – М., 2002.
  19. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
  20. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  21. Пиличаускас А. А. Познание музыки как психологическая проблема. – М., 1991.
  22. Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.
  23. Подуровский В. М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  24. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  25. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.
  26. Самсонидзе Л. Особенности развития музыкального восприятия. – Тбилиси: Мецниереба, 1997.
  27. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г. Арановский. – М.: Музыка, 1974.
  28. Терентьева Н. А. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание / Программы. – М.: Просвещение, 1994.
  29. Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников / Ред. кол. В. Н. Белобородова, К. К. Платонов, М. А. Румер, М. В. Сергиевский. – М.: НИИ ХВ, 1971.
  30. Тарасов Г. Психологические основы музыкального воспитания школьников // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. – М.: Просвещение, 1993.
  31. Тельчарова Р. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности. – М.: Прометей, 1989.
  32. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
  33. Усачёва В., Школяр Л. Музыкальное искусство // Программно-методические материалы / Сост. Е. О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001.
  34. Философская энциклопедия / гл. ред. Ф.В. Константинов. – М.: Сов. Энц., 1964. – Т.3.
  35. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Ч.1. Музыкальное произведение как феномен. – М.: Музыка, 1990.
  36. Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторство в современной музыке. – М.: Советский композитор, 1982.
  37. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпраис, 1994.
  38. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. – М., 1994. – Вып.2.
  39. Энциклопедический словарь юного музыканта/Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.
  40. Яворский Б. Л. Избр. Труды. Т.II. Часть 1. – М., 1987.
  41. Якобсон П. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1971

 

1 Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1940. - Т.1

Э. Ганслик. О музыкально-прекрасном, 1854.

Г. Риман. Katechismus der Musikgeschichte/ рус. перевод (Н.Д. Кашкина) под назв. «Катехизис истории музыки», в двух частях; М., 1896.

2 Медушевский, В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей. Виды музыкальных стилей. Тииология стилей. Эволюция стиля. Стиль и современность Текст;

Медушевский, В.В. Музыкальное  произведение и его культурно-генетическая основа Текст. / В.В. Медушевский. // Музыкальное  произведение. Сущность, аспекты анализа  Киев: Музична Украина, 1988;

Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988;

Холопова, В.Н. Формы музыкальных  произведений Текст. / В.Н. Холопова. СПб., 2001.

 

3 Сохор А.Н.Социология и музыкальная культура. — М., 1975;

Тельчарова Р.А. Музыка и  культура (личностный подход). - М.: Знание, 1986;

Холопова, В.Н. Музыка спасет мир Текст. / В.Н. Холопова. // Советская музыка. 1990. - №9.

 

4 Асафьев, Б.В. О музыке XX века Текст. / Б.В. Асафьев. JL: Музыка, 1982;

Арановский, М.Г. На рубеже десятилетий  Текст. / М.Г. Арановский // Современные  проблемы советской музыки. JI.: Сов. композитор, 1983;

В.В. Медушевский. // Музыкальный  современник. М.: Сов. композитор, 1984.

5 Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст.: 2-е изд. / Б.В. Асафьев: Музыка, 1971.

Арановский, М.Г. Музыкальный  текст. Структура и свойства Текст. М.: Музыка, 1998.

Мазель, Л.А. О путях развития языка современной музыки Текст. / Сов. Музыка. 1965. - № 6, № 7, № 8;

Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции Текст. М.: Музыка, 1982.

Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии Текст. М.: Музыка, 1977.

Яворский, Б.Л. Избранные  труды Текст. М.: Сов. композитор, 1987.

6 Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки/ Т.А. Барышева.- Л.: ЛГПИ, 1989;

Белобородова В.К.  «Развитие музыкального слуха учащихся». М.,1956;

Пиличаускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема - Вильнюс, 1991.

7 Сухомлинский В. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3-х т. – Т.I. – М.: Педагогика, 1989.

8 П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, М., 1990.

9 Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М.: - Просвещение, 1983г., С.7 

10 Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения, М., 1955.

11 Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – М., 1982.

12 Возрастные и индивидуальные особенности развития образного мышления учащихся / Под. ред. И. С. Якиманской. – М., 1991.

13 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М.: Педагогика. 1979 г.

14 Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников / Ред. кол. В. Н. Белобородова, К. К. Платонов, М. А. Румер, М. В. Сергиевский. – М.: НИИ ХВ, 1971.

15 Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998.

16 Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. – 1997. – №3.

17 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.

18 Медушевский В. Музыковедение // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. – М.: Просвещение, 1993.

19 Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М. – Л.: Музыка, 1965.

20 Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г. Арановский. – М.: Музыка, 1974.

21 Соколов О. О принципах структурного мышления и музыки // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский – М.: Музыка, 1974.

22 Горюхина Н. В. Обобщение как элемент художественного мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сост. Л.И. Дыс. – Киев: Музычна Украина, 1989.

Дыс Л. И. Музыкальное мышление как объект исследования // Музыкальное  мышление: сущность, категории, аспекты  исследования. Сб. статей / Сост. Л. И. Дыс. – Киев: Муз. Украина, 1989.

Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. – М., 1994. – Вып.2.

23 Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – М., 1982.

24 Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.

25 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. – М.: ЛОГОС, 1995.

26 Ушинский К. Д. Опыт педагогической антропологии.

27 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.

 


Информация о работе Обучение младшими школьниками на уроках музыки. Принципы развития музыки