Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 10:58, курсовая работа
Целью нашей исследовательской работы является обоснование педагогических путей эффективного обучения и развития музыкального мышления у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Объектом исследования является музыкально-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие способности музыкального мышления.
Предмет исследования - педагогическое руководство процессом развития музыкального мышления младших школьников в условиях музыкальных занятий.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Выделить на основе анализа литературы по теме исследования теоретические и методологические основы обучения музыке младших школьников;
3. Определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации музыкального мышления младших школьников;
Введение 2
Глава 1
Теоретические основы обучения музыке
младших школьников 6
Роль музыки в процессе воспитания ребенка 6
Психофизиологические особенности развития
детей младшего школьного возраста 9
Музыкальное мышление как основная
составляющая процесса музыкального воспитания 14
Глава 2
Методологические основы обучения
младших школьников на уроках музыки 18
Музыкальное мышление: методологический аспект 18
Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога
в пространстве музыки 22
Глава 3
Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления младших школьников на уроках музыки 29
3.1. Критерии развитости музыкального мышления
младших школьников и её диагностика на этапе
констатирующего эксперимента 29
3.2. Формы и методы работы по развитию
музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки 35
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
по развитию музыкального мышления
младших школьников 42
Заключение 44
Список литературы 47
Одной из основных составляющих процесса обучения музыке является развитие музыкального мышления. Феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека музыкального образа, являющего единство эмоционального и рационального.
На основе анализа литературы по проблеме исследования мы выявили характерные признаки понятия «музыкального мышления»:
– музыкальное мышление является частным видом художественного мышления, поскольку, как и мышление в целом, оно является функцией головного мозга, присущей каждому человеку;
– музыкальное мышление совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
– музыкальное мышление имеет творческий характер;
– в нем проявляются специфические свойства музыки.
Основой содержания при развитии у детей музыкального мышления в условиях общеобразовательной школы является активное восприятие (слушание) музыкального материала, элементарное музицирование, сочинительская практика, вовлечение в ситуации создания образных представлений, импровизация, решение творческих заданий на основе включения в игровые формы деятельности и художественное общение. Анализируя различные подходы в изучении развития музыкального мышления, мы определили в качестве показателей развитости музыкального мышления следующие:
– объем музыкально-
– систему интонационных взаимосвязей и отношений, характеризующихся умением устанавливать жанровые, стилистические, образно-выразительные, драматургические связи как внутри одного произведения, так и между несколькими произведениями одного или разных авторов, т. е., владение нормами музыкального языка;
– творчество.
Для определения эмпирических показателей уровней сформированности музыкального мышления у младших школьников и эффективности методики развития музыкального мышления было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № 68 им. Долгих Н. И.
Результатом исследования стала разработанная программа, целью которой является повышение эффективности развития музыки у детей младшего школьного возраста.
В ходе экспериментальной работы так же были определены наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации музыкального мышления младших школьников, а также проверили эффективность методики развития восприятия музыки и музыкального мышления в процессе опытно-экспериментального исследования.
Список литературы
1 Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1940. - Т.1
Э. Ганслик. О музыкально-прекрасном, 1854.
Г. Риман. Katechismus der Musikgeschichte/ рус. перевод (Н.Д. Кашкина) под назв. «Катехизис истории музыки», в двух частях; М., 1896.
2 Медушевский, В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей. Виды музыкальных стилей. Тииология стилей. Эволюция стиля. Стиль и современность Текст;
Медушевский, В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа Текст. / В.В. Медушевский. // Музыкальное произведение. Сущность, аспекты анализа Киев: Музична Украина, 1988;
Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988;
Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений Текст. / В.Н. Холопова. СПб., 2001.
3 Сохор А.Н.Социология и музыкальная культура. — М., 1975;
Тельчарова Р.А. Музыка и культура (личностный подход). - М.: Знание, 1986;
Холопова, В.Н. Музыка спасет мир Текст. / В.Н. Холопова. // Советская музыка. 1990. - №9.
4 Асафьев, Б.В. О музыке XX века Текст. / Б.В. Асафьев. JL: Музыка, 1982;
Арановский, М.Г. На рубеже десятилетий Текст. / М.Г. Арановский // Современные проблемы советской музыки. JI.: Сов. композитор, 1983;
В.В. Медушевский. // Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1984.
5 Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст.: 2-е изд. / Б.В. Асафьев: Музыка, 1971.
Арановский, М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. М.: Музыка, 1998.
Мазель, Л.А. О путях развития языка современной музыки Текст. / Сов. Музыка. 1965. - № 6, № 7, № 8;
Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции Текст. М.: Музыка, 1982.
Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии Текст. М.: Музыка, 1977.
Яворский, Б.Л. Избранные труды Текст. М.: Сов. композитор, 1987.
6 Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки/ Т.А. Барышева.- Л.: ЛГПИ, 1989;
Белобородова В.К. «Развитие музыкального слуха учащихся». М.,1956;
Пиличаускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема - Вильнюс, 1991.
7 Сухомлинский В. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3-х т. – Т.I. – М.: Педагогика, 1989.
8 П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, М., 1990.
9 Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М.: - Просвещение, 1983г., С.7
10 Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения, М., 1955.
11 Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – М., 1982.
12 Возрастные и индивидуальные особенности развития образного мышления учащихся / Под. ред. И. С. Якиманской. – М., 1991.
13 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М.: Педагогика. 1979 г.
14 Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников / Ред. кол. В. Н. Белобородова, К. К. Платонов, М. А. Румер, М. В. Сергиевский. – М.: НИИ ХВ, 1971.
15 Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998.
16 Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. – 1997. – №3.
17 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
18 Медушевский В. Музыковедение // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. – М.: Просвещение, 1993.
19 Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М. – Л.: Музыка, 1965.
20 Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г. Арановский. – М.: Музыка, 1974.
21 Соколов О. О принципах структурного мышления и музыки // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский – М.: Музыка, 1974.
22 Горюхина Н. В. Обобщение как элемент художественного мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сост. Л.И. Дыс. – Киев: Музычна Украина, 1989.
Дыс Л. И. Музыкальное мышление как объект исследования // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. статей / Сост. Л. И. Дыс. – Киев: Муз. Украина, 1989.
Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. – М., 1994. – Вып.2.
23 Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – М., 1982.
24 Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.
25 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. – М.: ЛОГОС, 1995.
26 Ушинский К. Д. Опыт педагогической антропологии.
27 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
Информация о работе Обучение младшими школьниками на уроках музыки. Принципы развития музыки