Развитие вокальных способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. К сожалению, обычные условия школьного обучения часто не дают возможности ученику раскрыть себя. Творчески одарённый ребёнок – это далеко не всегда «идеальный» ученик в традиционном понимании. Более того, как утверждают отдельные психологические теории одарённости, коэффициент интеллектуального развития может быть обратно пропорционален уровню креативности человека. Таким образом, учебная деятельность не всегда обеспечивает школьнику успех.

Содержание

Введение …………………………………………………1-5
Описание опыта
Критерии и принципы выявления
вокальных способностей………………………..................8
Методические основы деятельности
ансамбля …………………………………...10
Приёмы и методы развития дыхания…………………….15
Дикция и артикуляция…………………………………….16
Постановка голоса…………………………………………16
Охрана детского голоса …………………………………...17
Результативность педагогического опыта ……………18
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

развитие муз способностей в условиях ОУ+.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

     Основными методами в работе вокального коллектива являются:

  • творческий метод;
  • метод системного подхода;
  • метод импровизации и сценического движения.

     Творческий  метод используется в работе с  детьми как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель практического воплощения.

     Системный подход направлен на достижение целостности  и единства всех составляющих компонентов  программы обучения – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.

    Метод импровизации и сценического движения - это один из основных творческих методов  в практике ансамбля. Требования времени  – умение держаться и двигаться  на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.

    Задачи, поставленные перед коллективом, имеют обучающий, развивающий и воспитывающий характер:

  1. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен.
  2. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  3. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека
  4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.
  5. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
  6. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого солиста ансамбля.
  7. На основе изучения детских песен, вокальных произведений,  современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.
  8. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

    Реализация  задач осуществляется через различные  виды вокальной деятельности, главными из которых является ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, движения под музыку, элементы театрализации.

     В учебном процессе по освоению  песенных традиций в работе можно обозначить следующие этапы:

  • учебно-организационный, который включает подбор репертуара, планирование его изучения;
  • учебно-познавательный, который предусматривает изучение традиций детского эстрадного исполнительства, особенностей и стилей исполнения, прослушивание записей коллективов и солистов;
  • учебно-творческий, который связан с работой над вокальной техникой и художественным образом,  совершенствованием актёрского мастерства, формированием творческой личности исполнителя.

    Вокальная работа в детском коллективе имеет  свою специфику. Тут учитываются  психофизиологические особенности  детей различного возраста и особенности звукообразования. Лучший результат даёт работа с ансамблем, в котором дети занимаются с самого раннего школьного возраста. Регулярные занятия помогают овладеть вокальными навыками и умениями на профессиональном уровне, а также прививают любовь к искусству на всю жизнь.

     Детские голоса отличаются лёгкостью, звонкостью и полётностью. Характерные качества голоса начинают формироваться в  возрасте 7-9 лет, когда в основе диапазона  лежат примарные тона. В 11-13 лет  начинается предмутационный период. У мальчиков появляются приметы грудного резонирования. 13-15 лет – мутационный период, когда голос меняет свои качества. Протяжение мутации различно и легче проходит  у тех детей, кто занимался вокалом до этого времени. Задача руководителя – внимательно следить за качественным изменением детских голосов и строить репертуар в соответствии с голосовой нагрузкой в различные возрастные периоды.

    Вокальный репертуар ансамбля должен состоять из произведений современных композиторов и исполнителей, разнообразных детских песен. Выбор репертуара осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий) и, конечно же, интереса детейк изучению данной песни.

    Особое  место уделяется концертной деятельности.  

Приёмы  и методы развития дыхания    

 Дыхание   бывает   трех   видов:   ключичное,   грудное, нижнерёберно-диафрагматическое. Ключичное дыхание  очень  поверхностное. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы "раскрывалась" грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

    От  правильного дыхания зависит  очень многое: и качество звука (его  характер и окраска), и чистота  интонации, и произношение литературного текста.

    Сознательное  восприятие художественного образа песни и активное, эмоциональное  его воспроизведение влияют на характер дыхания: дыхание становится на «опоре», что, в соединении с активной работой  артикуляционного аппарата, вызывает звонкое, чистое звучание детского голоса. Свободное владение певческим дыханием открывает пути к овладению естественным, красивым пением. 
 
 
 
 

Дикция  и артикуляция

     Наше  слово,  обращенное к  аудитории либо в  речи, либо в пении, должно быть  четким  по  произношению,  выразительным  и достаточно  громким.

А значит, вокалисту необходима хорошая  дикция,  то есть четкое,  ясное  произношение слов.

     Артикуляционный аппарат  -  это часть голосового аппарата,  формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав, - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная  на  создание  звуков речи  (гласных,  согласных), называется артикуляцией.    

  Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная манера произношения  звуков,  чуть-чуть  утрированная, активизированная с расчетом "на последний ряд зрительного зала". Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой  гармонии и свободы. Следующие предложенные мной упражнения направлены на развитие активной естественной артикуляции (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Постановка  голоса    

 Постановка  голоса - это выработка правильных  певческих навыков, то есть  развитие и тренинг голоса  для профессиональной работы.

     Методы  постановки  голоса могут быть разные, но  все они   опираются  на  общие   принципы  и   этапы   в  работе:   развитие   и совершенствование дыхания;  приобретение  навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом.

     Обучение  вокальному искусству - это длительный, кропотливый процесс, в котором очень важна систематичность.     

 На  занятиях вокального ансамбля обучение  пению проходит одновременно  в двух направлениях.     

 Первое  направление - это  освоение навыков певческого голосообразования и голосоведения с помощью упражнений (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).    

 Второе  направление - изучение ряда произведений  с той или иной степенью  раскрытия  их художественного  замысла,  а  также  ознакомление  ребёнка  с  богатством песенной культуры (активная концертная деятельность, изучение вокальной литературы, слушание записей).     

 В  работе  над голосом важна регулярность занятий и физическое состояние голосового  аппарата  поющих, да  и  всего организма в  целом.

Охрана  детского голоса

     Большое значение на своих уроках необходимо  придавать охране голоса, т.к. при форсированном пении и неиспользовании певческого дыхания можно легко сорвать голос. Врачи фонопеды-речевики рекомендуют следующие упражнения для охраны голоса, а также для работы с детьми в мутационный период (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

    Наибольшей  угрозой для голоса является крик, в результате чего возникают «узелки крикуна». Авитаминозы, голосовые перегрузки, стрессы оказывают огромное влияние на голос. Необходимо неукоснительно выполнять правила:

  • во время болезни запрещено пользоваться голосом;
  • вредны для голоса газированные напитки,  семечки, орешки;
  • перед концертом вечером обязательно следует отдохнуть.

    Руководитель  ансамбля должен сразу определять причины, по которым следует обращаться к врачу-фониатру:

  • охриплость, утомляемость, усталость к вечеру;
  • одышка, затруднённое дыхание.

    Причинами нарушения голоса могут быть перенапряжение, напряжённая вокализация, чрезмерная разговорчивость, разговор в шумной обстановке, твёрдая атака в разговоре и пении, надрывный кашель, страх, сухой воздух, употребление лекарств, а также функциональные изменения в организме. Основные принципы работы с детьми в мутационный период: не ускорять процесс развития гортани, не использовать репертуар взрослых певцов, не петь при хрипоте. 
 

                Список использованной литературы:

    1. Белоброва Е.Ю. Описание стандартных упражнений для развития вокальной техники//www.rockvocal.com
    2. Битус Антонина Филипповна (преподаватель постановки голоса и дирижирования факультета народной культуры БГПУ им. М. Танка). Особенности в обучении пению студентов без музыкальной подготовки // Музыкальное и театральное искусство: проблемы обучения. – 2004. – № 1 – 31с
    3. Морозов В.П.  Вокальная одаренность: научные основы ее распознавания и развития // Институт психологии РАН, Москва,2002.   
    4. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». М., 2002.
    5. Пекерская Е.М. Вокальный букварь// Москва, 1996
    6. Техника эстрадного вокала. Интервью с одним из лучших педагогов по эстрадному вокалу Екатериной Белобровой//www.Guitar-club.ru
 
 

7.Андреева, Конорова “Первые шаги в музыке”

   а) Музыкальное воспитание. Пение. Пение с текстом.

8. Курина “Дидактические средства обучения”

9. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.

10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

11. Подорожник: Стихи / Колл. Авторов.- Свердловск: Сред.-Урал. Кн. изд-во, 1990.

12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дощкольников и младших школьников - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

13. Шушкина “ Ритмика” Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Упражнения  для развития певческого дыхания.    

1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко  вдохните. Не  поднимайте плечи.  Ваши  руки ощутят  как расходятся ребра под напором  входящего  в  грудь  (в  легкие)  воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните.    

2.  Сначала проведите языком  около корней верхних передних  зубов.  От зубов  назад идет  твердое небо.  Ощутите  эту зону: корни передних резцов, твердое  небо.  А теперь  на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха,  а  на выдохе  считаем четким, громким голосом (1, 2,  3, 4...), стараясь  при  этом почувствовать  ту зону  у корней  резцов, которую трогали языком.  Такая речь на контролируемом выдохе  (и вдохе) и  называется поставленной.     

3. Очень глубоко резко  и быстро возьмите  дыхание  через нос (в нижние ребра).  Следите,  чтобы  при этом  не  поднимались  плечи.  Резко,  активно

выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат.  Вы  дышите очень  активно,  сознательно контролируемо.

     4.  Активно (через  рот)  берете  дыхание,  а на выдохе говорите  слог да-да-да...  Говорите, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку"  между двумя

передними зубами, через которую 

"идет  ниточка звука". Язык дробно 

Информация о работе Развитие вокальных способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы