Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. К сожалению, обычные условия школьного обучения часто не дают возможности ученику раскрыть себя. Творчески одарённый ребёнок – это далеко не всегда «идеальный» ученик в традиционном понимании. Более того, как утверждают отдельные психологические теории одарённости, коэффициент интеллектуального развития может быть обратно пропорционален уровню креативности человека. Таким образом, учебная деятельность не всегда обеспечивает школьнику успех.
Введение …………………………………………………1-5
Описание опыта
Критерии и принципы выявления
вокальных способностей………………………..................8
Методические основы деятельности
ансамбля …………………………………...10
Приёмы и методы развития дыхания…………………….15
Дикция и артикуляция…………………………………….16
Постановка голоса…………………………………………16
Охрана детского голоса …………………………………...17
Результативность педагогического опыта ……………18
Список использованной литературы
ударяет по твердому небу
около корней верхних резцов. Нижняя
челюсть свободная, но "не падает".
Подключите воображение:
ваше твердое небо, по которому
ударяет язык, очень высокое,
как купол храма, поэтому звук "А"
получается
объемный,
красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите
чтобы дыхание было плавное, без толчков. Следующие упражнения я рекомендую выполнять в позе сидя, как показано на рисунке 1.
5. Удобно сесть, наклонившись вперёд, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. На выдохе считать: 1, 2, 3, 4... Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении - дыхание:
полный вдох и плавный длительный выдох.
6. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр. №5. Положение сидя, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23... Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.
7. Вдох
глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре
протянуть звук "М". Губы слегка сомкнуты,
не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук
должен отозваться в груди, в голове, "заполнить
вас" своим объемом. Горло широкое, соединяет
два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный.
Затем замените звук "М" на "Н",
"В", "З". Требования и условия
такие же, как на звуке "М".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Упражнения
для развития дикции
и артикуляции
1. Попробуйте активизировать губы: пошлепать ими, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.
2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
4. "Внутренним взглядом" осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху - "высокое нёбо". Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная.
5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ". А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.
7. Это
упражнение для освобождения
нижней челюсти. Просто
его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость.
8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы
старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала.
9. Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом,
ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки - эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния.
10. Стихотворение
или прозу читайте,
11. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки необходимо сначала медленно, постепенно ускоряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Упражнения на дыхание.
Упражнения для работы с мутационными детьми.
Гортань опустить, кадык оттянуть вниз, голову слегка вниз и выполнять упражнения, стуча себя в грудь.
Упражнения для активизации мягкого нёба
Упражнения для резонаторов.
(Узелки, гипертонусные, гипотонусные)
На придыхательной атаке: «Хо-хо-хо», «Ха-ха-ха»
На мягкой атаке:
Бам | Дам | Зам | Жам | Ван |
Бом | Дом | Зом | Жом | Вон |
Бум | Дум | Зум | Жум | Вун |
Бым | Дым | Зым | Жым | Вын |
Бэм | Дэм | Зэм | Жэм | Вэн |
«Бом-бом», «бим-бом», «динь-дон», «ди-ли-дон»
«Ня-нянь», «Нё-нёнь», «А-яй», «А-я-яй», «У-юй», «Мам, мам, мёду нам, мам, мам, молока бы нам»
«Даже
маленьким сынишкам нужно жить своим умишком»
Упражнения на твёрдой атаке.
Бак | Брак | Жак | Зак | Дак | Драк |
Бок | Брок | Жок | Зок | Док | Дрок |
Бук | брук | Жук | Зук | Дук | Друк |
Бык | Брык | Жык | Зык | Дык | Дрык |
Бэк | Брэк | Жэк | Зэк | Дэк | Дрэк |
Информация о работе Развитие вокальных способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы