Развитие музыкального мышления у учащихся старших классов в процессе вокально – хоровой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1) изучить и проанализировать теоретические основы исследования музыкального мышления;
2) изучить и проанализировать возможности вокально – хоровой работы в развитии музыкального мышления у старших школьников;
3)обобщить практический опыт накопленный музыкантами – педагогами в написанных ими научно-теоретических работах и программах по музыки;
4)организовать опытно-экспериментальную проверку по развитию музыкального мышления;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………. 3 стр.
Глава 1. Теоретические основы исследования музыкального мышления
1.1 Понятие и виды мышления…………………………………………………………….6 стр.
1.2 Сущность, структура и механизмы музыкального мышления………….. 11 стр.
1.3 Мышление на уроках музыки…………………………………………………………17 стр.
1.4 Возрастные особенности старшего школьного возраста…………….19 стр.
1.5 Игра, как ведущий вид деятельности в развитии музыкального мышления у старших школьников на уроках музыки в процессе вокально – хоровой работы………………….23 стр.
Глава 2. Изучение и анализ педагогического опыта по проблеме развития музыкального мышления в процессе …………………….. 27 стр.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления в процессе вокально – хоровой работы………………………………………………………. 29 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………… 33
стр.
Список используемой литературы………………………………………………………. 35 стр.
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 85.30 Кб (Скачать файл)

В процессе общения человека с музыкальным  произведением можно отметить несколько  важных моментов:

 1) Невозможность одновременно сделать два действия, произнести или написать два предложения, благодаря которой вырабатывается привычка мыслить последовательно, для музыки не существует. Одновременность разного здесь естественна. Следовательно, с помощью музыки можно развивать такие важные качества мышления, как нелинейность и одновременная многоплановость.

 2) Целостный взгляд на музыкальное произведение возможен лишь тогда, когда отзвучал последний звук. До этого слух неизбежно выхватывает отдельные элементы музыкальной ткани, которые немедленно получают первоначальную, хотя и смутную трактовку.

 3) Анализ отдельных элементов без определения их места в структуре целого в музыкальном мышлении невозможен, так как за элементами музыкального языка нет жестко закрепленного вне контекстуального значения. Смысл каждого элемента может быть определен только через весь контекст и общий смысл всего произведения.

 Вслед за традиционной логикой,  психология мышления выделят  следующие основные операции: определение,  обобщение, сравнение и различение, анализ, абстрагированные группировка  и классификация, суждение, умозаключение.

Большинство из них присутствуют в  процессе музыкального мышления в более  или менее специфическом качестве. Особая текучесть и необратимость  музыкального текста обусловливает  необходимость постоянного структурирования звукового потока. Операции группировки  сравнения и различения можно  назвать «постоянно действующими»  развернутыми на все время звучания произведения. Музыкальное познание обязательно предполагает сравнение  звучащего в данный момент с предыдущим звучанием , причем этот механизм действует на всех уровнях музыкального синтаксиса:

 1) сравнение звуков по высоте и длительности дает представление о ладовой и ритмической организации интонаций и мотивов;

2) сравнение мотивов и фраз позволяет воспринимать масштабность структуры;

 3) сравнение частей и разделов приводит к осмыслению формы и типа развития;

4) сравнение данного произведения с другими выявляет жанровые и стилистические особенности.

Любопытная деталь - само настроение музыки и его изменения ощущаются человеком на чувственном уровне. Однако, если не подключается музыкальное мышление, то по окончании звучания он не в состоянии охарактеризовать даже самые значительные изменения. Прозвучавшая только что музыка словно «стирается» из памяти и психологического опыта.

Приведенные доказательства позволяют сделать  важный вывод о сущности музыкального мышления: музыкальное мышление имеет  принципиально творческий характер, оно продуктивно даже в тех  формах, которые постороннему наблюдателю  кажутся пассивными.

 

 

 

     

 

 

1.3 Мышление на уроках  музыки

 Как известно музыкальное мышление является феноменом музыкальной деятельности. Музыкального мышления во многом характеризует развитость музыкальности ребенка. В психологических исследованиях музыкальное мышление рассматривается как реальная психическая деятельность, с помощью которой личность приобщается к музыкальному искусству, постигает смысл заключенных в нем духовных ценностей. При этом выделяется ряд относительно самостоятельных векторов рассмотрения музыкального мышления, как:

1)процесс постижения музыкального произведения личностью;

2)способ мышления человека при его общении с музыкой как видом искусства;

3)способ общения человека с миром при помощи музыки.

 При рассмотрении проблемы  музыкального мышления необходимо  учитывать то обстоятельство, что  на всех этапах любого мыслительного  процесса проявляется и «бессознательное».  Как известно, оно присутствует  и в акте постановки задачи, и в ее решении, когда наряду  с осознанными действиями включаются  и свернутые неосознаваемые действия, которые ранее были развернутыми  и осознанными. И даже такой  важный момент мыслительного  процесса, как инсайд, зарождается  на бессознательном уровне.

Бессознательные образы, как отмечает А.В.Торопова, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем  самым становятся доступными для  осознания. Именно с этим механизмом связано возникновение у ребенка  личностно значимого смысла музыки.

Как известно, закономерности музыкального мышления приобретают в музыкальной  деятельности специфический характер в силу того, что отражение действительности происходит посредством обобщения музыкальных образов. Именно образ, по мнению Л.А.Мазеля, является основой семантической и структурной единицей музыкального мышления. При этом исследователь подчеркивает, что музыкальное мышление обращается к человеческой личности во всей ее полноте и воздействует на различные «этажи» психики – на эмоции и на интеллект, на глубины подсознания и вершины сознания. Большое внимание рассмотрению проблемы музыкального мышления придает в своих исследованиях Г.М.Цыпин.

По его мнению, одним лишь осознанием конструктивно-логических закономерностей  музыкального материала, пониманием его  внутреннего «устройства» также  не исчерпывается понятие «музыкального  мышления». Только проникновение в  выразительно смысловой подтекст интонации, с одной стороны, и осмысление логической организации звуковых структур с другой стороны, создает в своем синтезе музыкального мышления в подлинном смысле этого понятия. Мышление в таком случае представляет собой отражение в осознании человека музыкального образа, пониманию как совокупность, диалектическое единство рационального (логического) и эмоционального. Последнее в этом случае отнюдь не суммирует вышеназванные функции, не добавляя к ним чего-то качественно нового – оно их обобщает, синтезирует.

Итак, музыкальное мышление в строгом  смысле этого термина начинается с оперирования музыкальными образами (образное мышление). Если же говорить о прогрессе этого мышления, о его развитии, то оно связано с постепенным усложнением звуковых явлений, отражаемых и перерабатываемых сознанием человека. От образов элементарных к более углубленным и содержательным, от фрагментных и разрозненных к более масштабным и обобщенным – такова здесь логика эволюции, ее  общая направленность. На определенных, достаточно высоких стадиях развития музыкального мышления в его структуре включается наряду с художественными «единичностями» и художественные «общности» - формообразующего, жанрового, стилевого порядка и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

1.4 Возрастные особенности старшего школьного возраста

 В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников. Основы законодательства о народном образовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные  с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются  наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают  на такие мотивы, как близость окончания  школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования  или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности  в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно  поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных химиков и т. п.

Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В старшем школьном возрасте устанавливается  довольно прочная связь между  профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших  же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным  предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными  точками зрения, требует обоснования  тех или иных утверждений; они  с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Наиболее частое и излюбленное  содержание споров и задушевных бесед  старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они  хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит  страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся  самыми сокровенными мыслями. Еще более, чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.

В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая  порой перерастает в любовь. Юноши  и девушки стремятся найти  ответ на вопрос: что такое настоящая  дружба и настоящая любовь. Они  много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают  активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

В старшем школьном возрасте заметно  изменяются эстетические чувства, способность  эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует  изменение потребностей старших школьников. У 80 % младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 % случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 % случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу.  Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс, комсомольская организация или просто дружеская компания. В исследованиях, посвященных нравственным идеалам и жизненным планам десятиклассников, выяснилось, что в некоторых коллективах мнением комсомольской организации дорожат 46 %, мнением классного коллектива — 44 %, а мнением учителей — всего 29 % школьников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

Информация о работе Развитие музыкального мышления у учащихся старших классов в процессе вокально – хоровой работы