Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:00, курсовая работа
Задачи:
1) изучить и проанализировать теоретические основы исследования музыкального мышления;
2) изучить и проанализировать возможности вокально – хоровой работы в развитии музыкального мышления у старших школьников;
3)обобщить практический опыт накопленный музыкантами – педагогами в написанных ими научно-теоретических работах и программах по музыки;
4)организовать опытно-экспериментальную проверку по развитию музыкального мышления;
Введение……………………………………………………………………………………………. 3 стр.
Глава 1. Теоретические основы исследования музыкального мышления
1.1 Понятие и виды мышления…………………………………………………………….6 стр.
1.2 Сущность, структура и механизмы музыкального мышления………….. 11 стр.
1.3 Мышление на уроках музыки…………………………………………………………17 стр.
1.4 Возрастные особенности старшего школьного возраста…………….19 стр.
1.5 Игра, как ведущий вид деятельности в развитии музыкального мышления у старших школьников на уроках музыки в процессе вокально – хоровой работы………………….23 стр.
Глава 2. Изучение и анализ педагогического опыта по проблеме развития музыкального мышления в процессе …………………….. 27 стр.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления в процессе вокально – хоровой работы………………………………………………………. 29 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………… 33
стр.
Список используемой литературы………………………………………………………. 35 стр.
Приложения
Старшие школьники предъявляют
очень высокие требования к моральному
облику человека. Это связано с
тем, что в старшем школьном возрасте
создается более целостное
Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность — самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.
Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, классный руководитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).
Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.
1.5 Игра, как ведущий вид деятельности в развитии музыкального мышления у старших школьников на уроках музыки в процессе вокально – хоровой работы.
Как известно, урок музыки предполагает использование различных форм музыкальной деятельности, такие как: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизация и сочинение музыки детьми. Все перечисленные виды деятельности относятся к учебным, но в старшем школьном возрасте доминирующим видом деятельности является игровая деятельность.
Воспитательное воздействие игровой деятельности детей старшего школьного возраста общепризнано. В результате освоения игровой деятельности у ребенка, считает Д.Б.Эльконин, формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которое является основной предпосылкой деятельности учебной. Игровая деятельность имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности на уроках музыки. Во-первых, игра мало утомляет старших школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и интеллект, развивает музыкальное мышление, а также многосторонние художественные способности; в-третьих, помогает моделировать музыкально-образовательный процесс в игровой (театрализованной) форме.
Игра-драматизация является разновидностью художественной игры с присущими ей специфическими особенностями. Во-первых, игра-драматизация, как и художественная игра, является формой усвоения социального опыта людей, причем не, только теоретико-познавательного, но и опыта общения, художественный ценностей и значений. Во-вторых, в игре актуализируется индивидуальный опыт ребенка в сфере музыкальной деятельности (при этом имеется в виду, прежде всего опыт эмоциональный – круг эмоционально насыщенных представлений и образов). В-третьих, необходимо отметить процессуальность игры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействия первых двух сторон деятельности индивидуального опыта как ее побудительного начала.
На уроке музыки игра-драматизация организуется на сюжете литературного текста или музыкально-сценического произведения, специфическими особенностями которого является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах», при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, пантомимики, жеста, позы, мизансцены (группировки). Л. С. Выготский считает, что в любой игре есть наличие драматизации, однако при совокупности всех выразительных средств лишь игра-драматизация близка сценической игре актера.
На основе структурных элементов драматизации можно выделить три концентра форм драматизации по уровню сложности:
1 концентр представляет собой простейшие формы драматизации, в основе которых лежит использование одного или двух выразительных средств: исполнение музыкальных диалогов, песен «по ролям», импровизация типа «музыкальный разговор»; умение «войти в роль» при восприятии-слушании музыки, создание атмосферы «концертного зала», «музыкального театра», «драматического действия», исполнение песен солистами.
2 концентр представляет собой более сложные формы драматизации, связанные с установкой на использование совокупности выразительных средств: умения правильно интонировать музыкальную речь героев музыкально-сценических произведений, ориентация на привлечение средств интонационной и пластической выразительности при исполнении сольных эпизодов, участие в вокальных, инструментальных и драматических импровизациях, составление музыкальных иллюстраций к произведениям народно - поэтического творчества, инсценировка фрагментов отечественной и зарубежной детской музыкальной классики.
3 концентр составляет драматизация развернутой формой, т.е. драматизация, включающая в себя все выразительные средства. Необходимо отметить, что развернутая драматизация может применяться в трех вариантах, различных лишь по объему: драматизация отдельного эпизода, нескольких, связанных между собой эпизодов и драматизация целого произведения (инсценировка песен, постановка фрагментов детских опер, музыкальных сказок, уроков-спектаклей).
С целью обеспечения учителя музыки ориентирами при выборе произведения для драматизации необходимо определить, что является ее сюжетом и содержанием.
Сюжет драматизации – это та область музыкального искусства, которую школьники стремятся изобразить в игре. Например, общеизвестными сюжетами драматизации могут стать игры в «музыкальный магазин», «музыкальное путешествие», «богатырский турнир» в музыкальном театре….
Содержанием драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное для них, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игре на данный сюжет. Заметим, что игра-драматизация на один и тот же сюжет может иметь различное содержание (в зависимости от творческих возможностей педагога и учащихся).
Анализ выразительных средств драматизации помогает выявить механизм организации и управления игровой деятельностью школьников на уроке. Рассматривая драматизацию как единицу операционно - деятельностного компонента обучения музыке, можно выделить комплекс взаимообусловленных операций:
1)Восприятие-слушание музыкального материала, который предстоит драматизировать.
2)Анализ содержания и музыкально-речевых элементов произведения в целях проведения драматизации:
а) воссоздание обстановки действия (частичный пересказ сюжете после слушания музыкального произведения);
б) перечисление действующих лиц для определения количества ролей и их исполнителей;
в) словесное описание внешности персонажей для оказания помощи «гримером» и «костюмерам»;
г) музыкальная характеристика каждого музыкального персонажа и особенности его музыкальной речи;
д) разработка мизансцен с целью инсценировки выбранного музыкального произведения.
3) Определение исполнительских задач, обусловленных идеей реализацией авторского замысла композитора и драматурга.
4) Художественная интепритация произведения и выбор средств выразительности музыкального и вербального языка для осуществления намеченных задач.
5) Инсценировка музыкально-сценического произведения.
6)Анализ качества исполнения с точки зрения воплощения художественной идеи произведения (степень воплощения отдельных персонажей – идентификация сценического образа, развертывание сценического действия).
7) Подведение итогов проделанной работы и оценка результатов проведенной игры-драматизации.
Обучение музыке, и в частности обучение исполнителей, предполагает не только приобретение практических и творческих знаний, но и развитие разнообразных, в том числе творческих, способностей и качеств личности.
Например, можно условно разграничить сферы занятий - это изучение музыкального произведения и чисто техническая работа. В обеих указанных сферах, в зависимости от главных механизмов данного актуального действия, наблюдаются проявление противоречий обучения на различных уровнях:
на уровне включения “ремесла”
в процесс творческого
Значительную роль в процессе овладения материалом играет репродуктивная деятельность: это может быть воспроизведение услышанного в целом и по частям, подражание и даже копирование, но обязательно в собственно активном действии. Именно такая форма занятий: сначала практическая деятельность, а потом в дополнение к практике - теория, объяснения – может стать почвой всестороннего развития ученика, формирования его мышления, становление его мастерства. Получается своего рода “обратный путь” обучения и накопление знаний. Противоречия сами по себе не существуют, они проявляются только в процессе преподавания – усвоение того или иного предмета. Поэтому противоречия обучения в музыке может исследовать только в приложении к какой-нибудь конкретной ситуации и, соответственно, логике конкретного предмета – то есть процесс вокально – хоровой работы.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод:
Что ведущим видом деятельности в старшем школьном возрасте на уроке музыки является игровая деятельность, в которой и происходит развитие музыкального мышления. Игровая деятельность включает в себя все остальные виды учебной деятельности, так как в ходе игры дети поют, играют на музыкальных инструментах, импровизируют, сочиняют музыку и т.д. Следовательно, через игровую деятельность происходит постепенная переориентация на учебную деятельность.
Глава 2. Изучение и анализ педагогического опыта по проблеме развития музыкального мышления.
В настоящее время существует большое количество программ по музыке. Около 12 экспериментальных программ и 10 утвержденных Министерством образования РФ.
Задачами музыкального воспитания в общеобразовательной школе являются:
- привить любовь к музыке;
- научить слушать и понимать её;
-сформировать музыкальную
Однако основу всех этих
процессов составляет
И сегодня для решения проблемы музыкального воспитания старших школьников учителю предлагаются на выбор подходы разных авторов, среди которых Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Терентьева, В.О. Усачева, Л.В. Школяр и др. Все они воплотили свои концепции музыкального образования школьников в конкретных учебных программах. Несмотря на то, что в них воплощены различные подходы к постижению музыкального искусства, все они ориентированы на развитие музыкального мышления школьников.
Приобщение школьников к музыкальному искусству на уроках музыки идёт через знакомство с элементами музыкального языка, основу которого составляют интонация, мотив, мелодия, лад, гармония, тембр и т.д. Знакомя детей с темами музыкальных произведений, помогая им понять музыкальные образы, их музыкальную форму, жанры и стили, учитель тем самым помогает им постичь духовные ценности темы, музыкальный образ, музыкальную форму, жанры, стили. Учитель помогает ребёнку постичь духовные ценности, заложенные в музыкальных произведениях, сформировать их вкус, потребности, мировоззрение и музыкальное мышление. Все перечисленные элементы музыкального языка являются исходной группой категории музыкального мышления.
В школе урок естественным образом включает в себя все виды музыкально-исполнительской деятельности - пение, восприятие, элементы танцевальных движений, игру на детских музыкальных инструментах, а так же игровую деятельность.
Концепции Ю.Б. Алиева и Д.Б. Кабалевского представляют собой совместную музыкально-творческую деятельность учителя и ученика, развивающую в разнообразных формах общения с музыкой, направленную на раскрытие общечеловеческих ценностей в музыке и на этой основе познание себя и самосозидание себя как личности.
Т.В.Надолинская в своей программе по музыке пишет, что игра, импровизация, драматизация и др. формы творчества и обобщения с искусством должны стать доминирующими в педагогическом воспитательном-образовательном процессе.
Одной из задач ее программы является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и развитие образного мышления в условиях игровой деятельности. А образное и музыкальное мышления взаимосвязаны. Важным принципом программы является тематическое построение, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства. Каждая четверть учебного года имеет свою тему, которая раскрывается от урока к уроку, формируя музыкально-образное мышление младших школьников.
Почти во всех программах по музыки для начальных классов, целью является развитие музыкально-образного мышления. Так в программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной основой развития музыкально-образного мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет детям устанавливать разнообразные образные связи музыки с литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой и т.п. Все это способствует развитию образного и, соответственно, музыкального мышления, «внутреннего слуха» и т.д. Что касается используемых видов деятельностей на уроках музыки, то используются все виды учебной деятельности и игровая деятельность.