Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:00, курсовая работа
Задачи:
1) изучить и проанализировать теоретические основы исследования музыкального мышления;
2) изучить и проанализировать возможности вокально – хоровой работы в развитии музыкального мышления у старших школьников;
3)обобщить практический опыт накопленный музыкантами – педагогами в написанных ими научно-теоретических работах и программах по музыки;
4)организовать опытно-экспериментальную проверку по развитию музыкального мышления;
Введение……………………………………………………………………………………………. 3 стр.
Глава 1. Теоретические основы исследования музыкального мышления
1.1 Понятие и виды мышления…………………………………………………………….6 стр.
1.2 Сущность, структура и механизмы музыкального мышления………….. 11 стр.
1.3 Мышление на уроках музыки…………………………………………………………17 стр.
1.4 Возрастные особенности старшего школьного возраста…………….19 стр.
1.5 Игра, как ведущий вид деятельности в развитии музыкального мышления у старших школьников на уроках музыки в процессе вокально – хоровой работы………………….23 стр.
Глава 2. Изучение и анализ педагогического опыта по проблеме развития музыкального мышления в процессе …………………….. 27 стр.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления в процессе вокально – хоровой работы………………………………………………………. 29 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………… 33
стр.
Список используемой литературы………………………………………………………. 35 стр.
Приложения
Государственное
образовательное учреждение
Институт художественного образования
Развитие музыкального мышления у учащихся старших классов в процессе вокально – хоровой работы.
Курсовая работа по методике преподавания музыки
Волгоград – 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исследования музыкального мышления
1.1 Понятие и виды мышления…………………………………………………………
1.2 Сущность, структура и механизмы
музыкального мышления………….. 11 стр.
1.3 Мышление на уроках музыки…………………………………………………………17
стр.
1.4 Возрастные особенности старшего школьного возраста…………….19 стр.
1.5 Игра, как ведущий вид деятельности в
развитии музыкального мышления у
старших школьников на уроках музыки в
процессе вокально – хоровой работы………………….23
стр.
Глава 2. Изучение и анализ педагогического опыта
по проблеме развития музыкального мышления
в процессе …………………….. 27 стр.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по
развитию музыкального мышления в процессе
вокально – хоровой работы……………………………………………………….
29 стр.
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Приложения
Исследования
отечественных педагогов и
Теоретический анализ специальной литературы показывает, что слово «мысль» употребляется очень широко. В быту все, что «взбредёт в голову» называют мыслью. Однако общеизвестно, что мысль мысли рознь. Есть «великая мысль природы», есть «Божественная мысль». Есть даже «мысль - поступок». Мы сталкиваемся с тем, что мысль, в не зависимости от её истинности или ложности проявляет себя то в слове, то в образе, то в действии, то в чём-то неуловимом, таинственном, хотя, возможно, именно это неуловимое и есть самое существенное и интересное в мысли. В науке сам процесс рождения мысли до сих пор остаётся тайной. Полагаем, что школа должна помочь учащимся испытать радость от ее рождения.
Известно, что интеллект человека во многом зависит от того, какой объем информации ему удалось запомнить. Всё это увеличивает нагрузку на мозг. Важно, чтобы человек обладал не только высокой работоспособностью и сохранял в памяти большой объём информации, но и умел логично, последовательно, творчески мыслить, применяя знания на практике. Таким образом, знания не только несут информативную функцию, но и служат источником мышления.
В различных областях деятельности человек стремится выявить «интеллектуальную составляющую» и усовершенствовать мыслительные процессы, которые лежат в ее основе, способствуют ее эффективности. Политическое мышление, экономическое мышление, математическое мышление – подобное словосочетание отражает веру в могущество интеллекта, помноженного на специфику сферы деятельности.
В области музыкального искусства и музыкальной педагогики – это музыкальное мышление. Его значения для обучения детей и для профессиональной деятельности музыкантов – исполнителей, теоретиков, композиторов, педагогов – неоднократно подчеркивалось в научно-методической литературе. Не нужно лишний раз доказывать преимущества «вдумчивого исполнения» и «мудрого преподавания» музыки, принимая такую позицию, как аксиому. Гораздо важнее разобраться в вопросах «внутреннего устройства» музыкального мышления, его сущности, развитии, особенностях.
Долгое время российское музыкальное воспитание вынуждено ориентировалось на идеологические каноны. Лишь в конце советского периода утвердилась концепция, опирающаяся не на идеологию, а на искусство. Высказанная Д.Б.Кабалевским мысль о том, что обучение музыки должно основываться на закономерностях самой музыки, была принята педагогической общественностью с большим воодушевлением.
Но этого мало. Развивать личность можно лишь, опираясь на законы развития личности. Следовательно, необходимо единство, синтез законов искусства и психологии. Это требует принципиального иного, интегративного подхода к преподаванию музыки.
Б.В.Асафьев, Л.В.Гродзенская, М.А.Румер, В.Н.Шацкая, другие музыканты - просветители учитывали психологические данные своего времени в методических и научных разработках. Наше время открыло несравнимо более широкие возможности для синтеза наук. Доступ к данным зарубежной психологии, разработка новой научной области «музыкальная психология», открытия в области семантики и семиотики создали для интегративного подхода принципиально новый научный контекст. Музыкальное мышление является одной из важнейших точек проекции этого контекста на проблемы музыкальной педагогики.
В последние годы был опубликован целый ряд работ по музыкальной психологии (книги и учебные пособия В.Н.Петрушина, А.В.Ражникова, Г.С.Тарасова, Г.М.Цыпина), в которых затрагиваются отдельные стороны музыкального мышления. Огромную ценность представляют работы, выполненные на стыке музыкальной психологии и музыкознания (В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, М.С.Старчеус). С другой стороны, и сама музыкальная педагогика накопила богатый материал, так или иначе связанный с проблемой музыкального мышления (работы Т.А.Барышевой, В.К.Белобородовой, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличаускаса). Однако о целостной картине музыкального мышления и возможностей его развития говорить пока рано.
На стыке музыкознания, психологии и педагогики, видимо, и нужно искать ответы на такие вопросы, как:
- Что есть музыкальное мышление?
- Какова его внутренняя природа?
- Каковы особенности его
- Что может сделать педагог
для развития музыкального
Цель курсовой работы: выявить уровень развития музыкального мышления старшего школьника, и определить возможности вокально – хоровой работы в развитии музыкального мышления.
Объект исследования: процесс развития музыкального мышления у учащихся;
Предмет исследования: развитие музыкального мышления в процессе вокально – хоровой работы у учащихся 6 «А» класса в средней школе № 3
Задачи:
1) изучить и проанализировать теоретические основы исследования музыкального мышления;
2) изучить и проанализировать возможности вокально – хоровой работы в развитии музыкального мышления у старших школьников;
3)обобщить практический опыт накопленный музыкантами – педагогами в написанных ими научно-теоретических работах и программах по музыки;
4)организовать опытно-экспериментальную проверку по развитию музыкального мышления;
Гипотеза, заключается в том, что если будут соблюдены следующие условия:
1)если будут проанализированы теоретические труды по проблеме развития музыкального мышления;
2) если будут проанализированы возможности вокально – хоровой работы в развитии музыкального мышления у старших школьников;
3)если будет проанализирован опыт музыкантов-педагогов в их научно-теоретических трудах и программах по музыке;
4) если будет проведена опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления у старших школьников в процессе вокально – хоровой работы;
Методы исследования: теоретические, эмпирические.
Глава 1. Теоретические основы исследования музыкального мышления
Предметы и явления
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления – его опосредованный
характер. То, что человек не может познать
прямо, непосредственно, он познает косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие,
неизвестное – через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного
опыта – ощущения, восприятия, представления,
и на ранее приобретенные теоретические
знания, косвенное познание и есть познание
опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
Обобщения люди выражают посредством
речи, языка. Словесное обозначение
относится не только к отдельному
объекту, но также и к целой
группе сходных объектов. Обобщенность
также присуща и образам
(представлениям и даже восприятиям). Но
там она всегда ограничена наглядностью.
Слово же позволяет обобщать безгранично.
Философские понятия материи, движения,
закона, сущности, явления, качества, количества
и т.д.– широчайшие обобщения, выраженные
словом.
Мышление – высшая ступень
познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются
ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации
перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.
Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом существенных связей и отношений действительности, в творческом созидании новых идей, прогнозировании событий и действий (говоря языком философии); функция высшей нервной деятельности (говоря языком физиологии); понятийная (в системе языка психологии) форма психического отражения, свойственного только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познаваемыми феноменами. Мышление имеет ряд форм – от суждений и умозаключений до творческого и диалектического мышления и индивидуальные особенности как проявление ума с использованием имеющихся знаний, запаса слов и индивидуального субъективного тезауруса, т. е.:
1) словарь языка с полной смысловой информацией;
2) полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку – с греч. thesauros – запас).
Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном
отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности к все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.