Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:00, курсовая работа
Задачи:
1) изучить и проанализировать теоретические основы исследования музыкального мышления;
2) изучить и проанализировать возможности вокально – хоровой работы в развитии музыкального мышления у старших школьников;
3)обобщить практический опыт накопленный музыкантами – педагогами в написанных ими научно-теоретических работах и программах по музыки;
4)организовать опытно-экспериментальную проверку по развитию музыкального мышления;
Введение……………………………………………………………………………………………. 3 стр.
Глава 1. Теоретические основы исследования музыкального мышления
1.1 Понятие и виды мышления…………………………………………………………….6 стр.
1.2 Сущность, структура и механизмы музыкального мышления………….. 11 стр.
1.3 Мышление на уроках музыки…………………………………………………………17 стр.
1.4 Возрастные особенности старшего школьного возраста…………….19 стр.
1.5 Игра, как ведущий вид деятельности в развитии музыкального мышления у старших школьников на уроках музыки в процессе вокально – хоровой работы………………….23 стр.
Глава 2. Изучение и анализ педагогического опыта по проблеме развития музыкального мышления в процессе …………………….. 27 стр.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления в процессе вокально – хоровой работы………………………………………………………. 29 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………… 33
стр.
Список используемой литературы………………………………………………………. 35 стр.
Приложения
Таким образом, можно сделать вывод, что почти в большинстве программах акцент делается на развитие музыкального и образного мышления в различных видах деятельности, в том числе в игровой, как одной из ведущих в страшем школьном возрасте.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления в процессе вокально – хоровой работы.
Исходя из выбранной мною темы «Развитие музыкального мышления у учащихся старших классов в процессе вокально – хоровой работы.», мною был проведён констатирующий эксперимент. В нём я исследовала влияние различных творческих заданий и упражнений на развитие музыкального мышления детей старшего школьного возраста в пении. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 6«А» классе в общеобразовательной школе №3 .
Цель опытно – эксперементальной работы: составить и апробировать программу развития мышления старших школьников.
В ходе подготовки к практической работе были поставлены следующие задачи:
1) выявить особенности мышления младших школьников;
2) разработать программу развития мышления младших школьников средствами использования восприятия произведений музыкального искусства;
3) опытно-экспериментальным путем определить наиболее эффективные методы и приемы использования восприятия музыки, приемлемые в развитии мышления младших школьников.
На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития музыкального мышления старших школьников на уроке музыки , мною было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовало 17 человек. С детьми данной экспериментальной группы я провела диагностику уровня развития музыкального мышления в процессе вокльно- хоровой работы. В ходе данной диагностике я использовала следующие исследовательские методы:
1) беседу, в ходе которой я выяснила отношение детей к игровой деятельности, любят ли дети самостоятельно придумывать различные образы героев во время проведений игр.
2) наблюдение, целью которого является выявление творческо – музыкальных проявлений детей в игровой деятельности. В ходе наблюдения я определила умения детей самостоятельно импровизировать, фантазировать.
1) Структура занятия, его вид и тип.
2) Степень оригинальности и новизны заданий на развитие образного мышления детей в игре.
3) Используемые учителем методы и приёмы, направленные на активизацию образного мышления детей.
4) Уровень и качество выполнения творческих заданий детьми экспериментальной группы. Наблюдение за творческим проявлением детей проводилось и в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.
3)диагностику, посредством которой я выявила уровень развития музыкального мышления детей в процессе вокально – хоровой работы. На основании полученных данных я оформила таблицу, в которую внесла данные эксперимента.
Для выявления уровня развития музыкального мышления мною была проведена диагностика, проходимая в виде игры.
«Легко ли быть композитором?».
Цель: выявить уровень развития музыкального мышления у старших школьников.
Оборудование: заранее подготовленные четверостишия на различные темы.
Детям предлагалось короткое четверостишие,
под которое они должны были сами
придумать мелодию, опираясь на характер,
настроение и содержание стихотворения.
В ходе выполнения задания они
должны были ответить на вопросы: О
чем это стихотворение? Какое
у него настроение, и какого настроения
должна быть мелодия? Какие средства
музыкальной выразительности
Таким образом, происходила диагностика, в ходе которой я наблюдала за детьми и фиксировала на бумаге результаты:
6 класс |
показатели уровня развития образного мышления | ||
Ф.И. |
низкий |
средний |
высокий |
1. Автандилян Давид |
H |
||
2. Аржановская Александра |
C |
||
3. Бурлака Игорь |
C |
||
4. Воронцов Андрей |
B | ||
5. Дьякова Дарья |
C |
||
6. Егорова Елена |
C |
||
7. Жарков Николай |
C |
||
8. Зайцев Андрей |
B | ||
9. Калашникова Екатерина |
H |
||
10. Логинов Михаил |
H |
||
11. Мартиросян Иван |
C |
||
12. Минаева Екатерина |
B | ||
13. Ноздрачёва Анна |
C |
||
14. Переверзева Елена |
C |
||
15.Трегубова Ольга |
H |
||
16. Ткаченко Андрей |
C |
||
17. Яковлева Дарья |
В |
В – высокий
С – средний
Н – низкий
Таким образом, детей с высоким уровнем (В) развития музыкального мышления в игре составило – 20% ; со средним (С) – 60%; с низким (Н) – 20%.
Таким образом, показатель развития музыкального мышления всего класса ближе к среднему.После определения уровня развития музыкального мышления мною проводились игры направленные на развитие данного личностного качества (см. приложения).
После проведенной работы, была применена та же диагностика, были использованы первоначальные методики.
Получились следующие
6 класс |
показатели уровня развития образного мышления | ||
Ф.И. |
Задания для развития речевой интонационной выразительности. |
Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа. |
Игры-импровизации |
1. Автандилян Давид |
|
C |
|
2. Аржановская Александра |
C |
||
3. Бурлака Игорь |
C |
||
4. Воронцов Андрей |
B | ||
5. Дьякова Дарья |
C |
||
6. Егорова Елена |
B | ||
7. Жарков Николай |
C |
||
8. Зайцев Андрей |
B | ||
9. Калашникова Екатерина |
C |
||
10. Логинов Михаил |
H |
||
11. Мартиросян Иван |
C |
||
12. Минаева Екатерина |
B | ||
13. Ноздрачёва Анна |
C |
||
14. Переверзева Елена |
B | ||
15.Трегубова Ольга |
C |
||
16. Ткаченко Андрей |
B | ||
17. Яковлева Дарья |
C |
Таким образом, детей с высоким уровнем (В) развития образного мышления в игре составило – 20% ; со средним (С) – 70%; с низким (Н) – 10%.
Таким образом, можно сделать вывод, что, в результате проведенной работы показатель уровня развития музыкального мышления у старших школьников всего класса стал значительно выше среднего.
Заключение:
Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих культурологическое значение, беседы о музыке имеют эмоционально-образное содержание. Словарь детей обогащается. Музыка связана и с воспитанием эмоциональной отзывчивости, воспитывает такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому, т.е. включает детей в социальные отношения, обогащая их.
На основе анализа литературы по проблеме исследования я выявила характерные признаки понятия «музыкального – образного мышления»:
- является частным видом
художественного мышления, поскольку,
как и мышление в целом, оно
является функцией головного
мозга, присущей каждому
- совершается при помощи
- имеет творческий характер;
- в нем проявляются
Что касается, урока музыки, то на нем предполагается использование различных форм музыкальной деятельности, в ходе которых происходит развитие музыкального мышления, такие как: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизация и сочинение музыки детьми. Еще необходимо отметить, что в процессе музыкального образования на уроках музыки, ведущим видом деятельности пока является игра, собственно через которую и происходит постепенная переориентация на учебную деятельность. По мере обучения в школе учебная деятельность становится определяющей в его деятельности в целом.
Воспитательное воздействие
В ходе эксперимента мне удалось при помощи игровой деятельности повысить показатель уровня развития музыкального мышления у старших школьников на уроках музыки в процессе вокально-хоровой работы .
Список используемой литературы:
1. Абдуллин Э. Б. и др. Методологическая культура педагога – музыканта / Учебное пособие. – М., Академия, 2002.
2. Алиев Ю. Общие вопросы
3. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский. - М.: Музыка, 1974.
4. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М. - Л.: Музыка, 1965.
5. Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. Теория музыкального образования. – М.:AKADEMA, 2004.
6. Блонский П. П. Развитие мышления школьников. // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
7. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 1997.
8. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., Просвещение,1987
9. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. - М., 1982.
10. Костюк А.Г. О мелодической ориентации музыкального восприятия. // Восприятие музыки. Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. - М., 1980.
11. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984.
12. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. - М., 1982.
13. Махмутов М. Н. Проблемное обучение – М., Просвещение, 1977г., с 14.
14. Надолинская Т.В. Программа по музыке. – М., 1998.
15. Немов Р. С. Психология. Т.1, Т.2, Т.3. - М., 2002.
16. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2002.
17. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
18. Подласый И. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 1996.
19. Подуровский В. М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
20. Разумный В.А. Художественная педагогика. М., 1999.
21. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. - М., 1997.
22. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. - М.: Музыка, 1972.
23. Рубинштейн С. Основы общей психологии. - СП. б.: Питер, 1999.
24. Соколов О. О принципах
25. Столяренко Л. Д.
26. Струве Г. Музыка для тебя. - М.: Знание, 1988.
27. Терентьева Н. А. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание / Программы. - М.: Просвещение, 1994.
28. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. - М., 1985.
29. Усачёва В., Школяр Л. Музыкальное искусство // Программно-методические материалы / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001.