Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования – разработать педагогические условия развития музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: развитие музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна будет наиболее эффективным, если в процессе занятий будут применены комплексные педагогические условия, опирающиеся на:
- доступные учащимся формы работы;
- целенаправленные педагогические методы и приемы;
- специально разработанную репертуарную политику, основанную на критериях доступности и построенную по принципу от простого к сложному.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических способностей младших школьников……………………………………….....7
1.1. Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………...................7
1.2. Понятие музыкально-ритмических способностей в психолого-педагогической литературе и пути их развития ………………………………14
1.3. Педагогические условия формирования музыкально-ритмических способностей у младших школьников в классе баяна………….................. …24
Выводы по первой главе…………………………........………………………..34
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна……………………….................................................35
2.1. Определение исходного уровня музыкально-ритмических способностей младших школьников (констатирующий этап).................................................37
2.2. Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников в процессе обучения (формирующий этап) …………….………………….…...45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна (контрольный этап)……………………………………….…….55
Выводы по второй главе...……………………………………………...………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра истории и теории музыки и музыкального образования
Допущена к защите
_________________/Бодина Е.А./
Дипломная работа
на тему:
Развитие музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна
студентка
(подпись)
Научный руководитель
доцент, канд. иск. __________ Артёмова Евгения Георгиевна (подпись)
Рецензент
профессор, доктор пед. наук __________ Бодина Елена Андреевна
(подпись)
Москва, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических
способностей младших школьников……………………………………….....
1.1. Психолого-физиологические
особенности детей младшего школьного
возраста ………………………………………………………………......
1.2. Понятие музыкально-ритмических способностей в психолого-педагогической литературе и пути их развития ………………………………14
1.3. Педагогические условия формирования музыкально-ритмических способностей у младших школьников в классе баяна………….................. …24
Выводы
по первой главе…………………………........…………………
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная
работа по развитию музыкально-ритмических
способностей детей младшего школьного
возраста в классе баяна………………………................
2.1. Определение исходного уровня
музыкально-ритмических способностей
младших школьников (констатирующий этап).........................
2.2. Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников в процессе обучения (формирующий этап) …………….………………….…...45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна (контрольный этап)……………………………………….…….55
Выводы
по второй главе...……………………………………………...……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Актуальность исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребёнок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создаёт хаотичность в отношениях ребёнка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребёнка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах.
Воздействие музыки положительно сказывается на развитии личностных качеств и способностей детей: занятия ею способствуют концентрации внимания, памяти, восприятия, формированию эмоционального мира и поддерживают работоспособность.
Развитие ритмических способностей в музыкальном воспитании ребёнка содействует становлению его общей музыкальности и обогащает эмоциональный мир, развивает познавательные способности, воспитывает активность и дисциплинированность.
Ритм является одним из центральных, основополагающих элементов музыки. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
Теоретические основы изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки разработаны в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Б.М. Теплова. Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, В.И. Петрушина, К.В.Тарасовой, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр. Исследователи освещают проблему развития музыкального ритма у детей младшего школьного возраста, рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального и творческого развития детей. Однако в исследованиях практически не затрагиваются вопросы возможностей развития чувства ритма как компонента комплексных музыкальных способностей в процессе обучения детей на музыкальных инструментах, в частности на баяне.
Объект исследования – музыкально-ритмические способности младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия развития музыкально-ритмических способностей у младших школьников в классе баяна.
Цель исследования – разработать педагогические условия развития музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: развитие музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна будет наиболее эффективным, если в процессе занятий будут применены комплексные педагогические условия, опирающиеся на:
- доступные учащимся формы работы;
- целенаправленные педагогические методы и приемы;
- специально разработанную репертуарную политику, основанную на критериях доступности и построенную по принципу от простого к сложному.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы проблемы развития музыкально-ритмических способностей младших школьников в классе баяна.
2. Разработать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию музыкально-ритмических способностей и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.
3. Провести экспериментальное исследование по развитию музыкально-ритмических способностей у младших школьников в классе баяна.
4. Доказать, основываясь на результатах опытно-экспериментального исследования, эффективность разработанных педагогических условий развития музыкально-ритмических способностей младших школьников в классе баяна.
Методологической основой исследования являются:
- исследования в области общей и возрастной психологии, раскрывающие структуру личности и возрастные особенности младших школьников Венгера Л.А., Выготского Л.С., Гилфорда Дж., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Люблинской А.А., Коффки К., Меймана Э., Новосёловой С.Л., Пиличаускас А.А., Подьякова Н.Н., Торренса П., Тарасовой Г.С., Теплова Б.М., Эльконина Д.Б.
- труды по методике музыкального образования детей Апраксиной О.А., Абдуллин Э.Б., Берлянчика М.М., Ветлугиной Н.А., Красильниковой М.С., Критской Е.Д., Медушевского В.В., Петрушина В.И., Тарасовой К.В., Шацкой В.Н., Школяр Л.В.
- труды, раскрывающие проблему развития ритма у школьников в классе музыкального инструмента Абезгауза И.С., Афониной Н.Ю., Э. Жак-Далькроза, Ручьевской Е.А., Панькова О.С., Холоповой В.М., Холопова Ю.Н.
- работы по методике преподавания баяна Ю. Вострелова, Е. Дербенко, М.И. Имханицкого, Ф.Р. Липса, О.С.Панькова, В.Семёнова, О. Хромушина.
Методы исследования:
Опытно-экспериментальная база исследования – ученики 1-3 классов МОУ ДОД Детская школа искусств г. Щёлково Московской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I
Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических способностей младших школьников
Переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, взаимоотношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение – с ним связано появление новых обязанностей, другое отношение ребёнка к окружающим.
Младшими школьниками принято считать детей от семи до одиннадцати лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах.
В книге «Музыкальное воспитание в школе» О.А. Апраксина даёт общую характеристику младших школьников, которая заключается в следующем:
- несформированность, хрупкость организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи учителя, шаблонного проведения урока;
- отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, но цепкая память;
- небольшой объём произвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активности путём переключения на разные задания, виды деятельности, индивидуальные и коллективные формы работы;
- яркое образное воображение, его конкретность (необходимо помнить об опасности прямолинейной, примитивной связи характера звучания музыки с конкретными образами – например низких звуков с «медведями», высоких – с «птичками» и т.п.);
- склонность к игре: через игровые формы легко усваивается сложный материал. Игра активизирует воображение: внимание, память, способствует развитию творческих способностей [3. С.74].
Детям младшего школьного возраста свойственна эмоциональная отзывчивость, поэтому при работе с ними очень важен положительный эмоциональный настрой – он помогает добиваться яркости исполнения. На занятиях с младшими школьниками необходимо стараться вызвать у них радостное настроение, что будет способствовать установлению хорошего контакта с учащимися, благодаря которому улучшается слуховая восприимчивость, возникает доверчивое желание сделать именно так, как показывает педагог. Хорошее настроение у детей во время занятий можно вызвать, придумывая различные способы введения их в игру, воздействия на детскую фантазию. Элемент игры в занятиях с младшими школьниками вызывает интерес и обостряет внимание.
Основной деятельностью при поступлении в школу у ребёнка становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков. Разумеется, у детей младшего школьного возраста не сразу формируется правильное отношение к учению. Они не понимают, зачем и для чего необходимо учиться, но в процессе учёбы оказывается, что учение – это труд, требующий волевых усилий, интеллектуальной активности, концентрации внимания, самоограничений. Чтобы в процессе учения у ребёнка не возникло разочарования и отрицательного отношения к учебё, педагог должен объяснять учащимся, что учение – это не игра, а серьёзная, напряжённая работа, которая требует усилий, но при этом является очень интересной, так как позволяет узнать много нового, занимательного, важного и нужного. При этом важно, чтобы сама организация учебной работы подкрепляла слова педагога.