Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования – разработать педагогические условия развития музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: развитие музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна будет наиболее эффективным, если в процессе занятий будут применены комплексные педагогические условия, опирающиеся на:
- доступные учащимся формы работы;
- целенаправленные педагогические методы и приемы;
- специально разработанную репертуарную политику, основанную на критериях доступности и построенную по принципу от простого к сложному.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических способностей младших школьников……………………………………….....7
1.1. Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………...................7
1.2. Понятие музыкально-ритмических способностей в психолого-педагогической литературе и пути их развития ………………………………14
1.3. Педагогические условия формирования музыкально-ритмических способностей у младших школьников в классе баяна………….................. …24
Выводы по первой главе…………………………........………………………..34
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна……………………….................................................35
2.1. Определение исходного уровня музыкально-ритмических способностей младших школьников (констатирующий этап).................................................37
2.2. Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников в процессе обучения (формирующий этап) …………….………………….…...45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна (контрольный этап)……………………………………….…….55
Выводы по второй главе...……………………………………………...………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………
Особое внимание
в системе разработанных
Результаты теоретического изучения проблемы развития музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна позволили сделать следующие выводы:
1. Важными психофизиологическими особенностями младших школьников являются образность восприятия и мышления, предметно-деятельная и игровая активность, высокая способность к обучению в силу направленности на освоение окружающего мира. Они требуют адекватной реализации, возможность которой даёт педагогически организованное и методически упорядоченное обучение детей младшего школьного возраста игре на баяне.
Развитие ритмических способностей у учащихся в процессе музыкальных занятий в ДМШ требует от педагога определённых задач, которые заключаются в правильном построении урока, включающего эмоционально-содержательный музыкальный материал, способствующий выработке ряда игровых приёмов и навыков.
3. Эффективные педагогические условия формирования музыкального ритма у младших школьников в процессе обучения игры на баяне предполагают применение следующих методов, приёмов и форм работы на уроке: просчитывание исполняемой музыки, схематическое изображение метроритмического рисунка, простукивание метроритмических структур, прерывание – возобновление музыкального движения, игра соло и в ансамбле, слушание музыки.
Глава II
Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение полутора лет с сентября 2010 г. по декабрь 2011г. в МОУ ДОД Детская школа искусств г. Щёлково Московской области в классе баяна. В эксперименте принимали участие десять учащихся в возрасте 7 – 10 лет. Опытно-экспериментальная работа состояла из следующих этапов:
* констатирующий;
* формирующий;
* контрольный.
На констатирующем этапе ставились задачи выявить компоненты музыкально-ритмических способностей, критерии их оценки, а также исходный уровень развития музыкально-ритмических способностей младших школьников.
На формирующем этапе стояла задача применить практически комплекс педагогических условий, направленных на развитие музыкально-ритмических способностей учащихся и состоящих из:
- специально подобранного репертуара, построенного по принципу от простого к сложному;
- форм работы, таких как: сольное исполнительство, ансамблевое исполнительство, слушание музыки;
- методов работы: наблюдения, беседы, просчитывания исполняемой музыки, схематического изображения метроритмического рисунка;
- приёмов простукивания метроритмического рисунка, прерывания-возобновления музыкального движения.
Контрольный этап имел целью анализ итоговых результатов развития музыкально-ритмических способностей младших школьников, сравнение их с исходными данными с целью определения эффективности разработанного комплекса педагогических условий.
На данном этапе опытно-экспериментальной работы ставились следующие задачи:
1. выявить компоненты музыкально-ритмических способностей в комплексе общемузыкальных способностей и определить критерии их оценки;
2. выявить исходный уровень развития музыкально-ритмических способностей младших школьников в экспериментальной группе.
Для решения поставленных задач были использованы различные методы диагностики, направленные на определение уровня развития компонентов музыкально-ритмических способностей на начальном этапе эксперимента (представлены в таблицах 1, 2).
Выявленные нами компоненты музыкально-ритмических способностей отражены в таблице 1, а критерии их оценки – в таблице 2.
Компоненты музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста
Метроритмическое чувство |
Способность точно, чётко передавать ритмический рисунок в рамках единой метроритмической пульсации. |
Музыкально-ритмическая память |
Способность к запоминанию, узнаванию и воспроизведению музыкально-ритмического материала. |
Эмоциональная отзывчивость на разножанровые музыкально-ритмические формулы |
1. Способность эмоционального переживания и смысловой рефлексии содержания музыкального произведения через осознание его ритмических особенностей; 2. Способность к определению музыкально-ритмических формул, связанных с характером музыки и жанрами марша, песни, танца. |
Уровни развития компонентов музыкально-ритмических способностей и критерии их оценки
Компонент |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Метроритмическое чувство |
чёткая, точная передача ритмического рисунка в рамках единой метроритмической организации |
передача отдельных элементов ритмического рисунка; улучшение показателей после повторного показа |
отсутствие точности передачи ритмического рисунка; отсутствие улучшений показателей после повторного показа |
Музыкально-ритмическая память |
быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение музыкально-ритмического материала |
неточное запоминание и воспроизведение музыкально-ритмического материала |
несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнавания музыкально-ритмического материала. |
Эмоциональная отзывчивость на разножанровые музыкально-ритмические формулы |
самостоятельное определение эмоционально-понятийного содержания музыкально-ритмического фрагмента; подбор своих синонимических характеристик мыслеобразования в связи с метроритмической структурой. |
правильное понятийное определение эмоционального содержания музыкально-ритмического фрагмента с помощью педагога, сложности в самостоятельном определении музыкально-ритмических формул, связанных с определенными музыкальными образами и жанрами. |
неправильное определение эмоционального содержания музыкально-ритмического фрагмента, сложности в определении с помощью педагога музыкально-ритмических формул, связанных с определенными музыкальными образами и жанрами. |
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика указанных компонентов музыкально-ритмических способностей учащихся при помощи различных заданий, базирующихся на методах наблюдения и повторения и помогающих определить исходный уровень их развития:
1. Задания на выявление уровня развития метроритмического чувства: повторить (простучать) различные короткие ритмические рисунки после показа учителя. Образцы исполняемых ритмов должны отражать различную степень ритмической сложности и фигураций длительностей.
2. Задания на определение уровня музыкально-ритмической памяти:
- повторить (простучать) за педагогом предложенные им различные ритмические фигурации разной продолжительности;
- повторить на инструменте после показа педагога короткие фрагменты мелодии, точно воспроизводя их ритмический рисунок.
3. Задания на выявление способности к эмоциональной отзывчивости на разножанровые музыкально-ритмические формулы.
Прослушать сыгранную педагогом мелодию в жанрах марша, танца и песни и определить:
а). какое настроение она вызывает, какие образы представляются во время её звучания;
б). какой ритмический рисунок связан с выражением этого настроения и с этим жанром.
Общие критерии оценки: при выполнении данных заданий с уверенностью и без помощи педагога учащемуся ставится высокий балл, соответствующий высокому уровню развития данного компонента музыкальных способностей; при затруднениях и неточностях – средний; при невыполнении или слабом выполнении заданий ставится низкий балл.
Оценки результатов по выполнению учащимися предложенных заданий содержатся в нижеследующей таблице:
Уровни развития музыкально-ритмических способностей младших школьников по заданиям
№ задания |
Уровни развития | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
количество человек |
% |
количество человек |
% |
количество человек |
% | |
1 |
0 |
0 |
6 |
60 |
4 |
40 |
2 |
2 |
20 |
4 |
40 |
4 |
40 |
3 |
2 |
20 |
5 |
50 |
3 |
30 |
Результаты диагностики на начальном этапе показали, что учащиеся различались по уровню развития музыкально-ритмических способностей.
При исследовании чувства метроритма у младших школьников было выявлено, что высокого уровня не имеет ни один из учащихся, шесть учеников – средний и четверо учащихся – низкий уровень.
Учащиеся со средним уровнем смогли передать только отдельные элементы ритмического рисунка, допускали ошибки. Учащиеся с низким уровнем практически не справились с заданием: допуская ошибки в воспроизведении ритмического рисунка, они также не сохраняли общей темповой и метрической составляющей.
Следующее задание ставило задачей определить уровень развития музыкально-ритмической памяти: двое учеников справились с заданием отлично, особенно это проявилось в области запоминания музыкального текста, его исполнения, также опыта слушания и запоминания музыки. Средний уровень развития музыкально-ритмической памяти был выявлен у четверых младших школьников, справившихся с заданием с некоторыми затруднениями и подсказками педагога. Четверо учащийся показали низкий уровень, не проявив должного внимания и усердия по отношению к данному заданию.
Последним заданием стало выявление эмоциональной отзывчивости на разножанровые музыкально-ритмические формулы. Результаты диагностики показали, что эмоционально реагируют, откликаются на музыку двое учеников, без труда описывая настроения и образы, которая рисует прослушанная музыка. Они сумели определить, какой ритмический рисунок определяет жанры песни, танца и марша и описать, как он создает настроение музыки. Данные учащиеся продемонстрировали высокий уровень эмоциональной отзывчивости. Средний уровень проявили пять учеников, хорошо чувствовавших музыку, эмоционально на неё откликавшихся. Трое учащихся не справились с данным заданием, никак не проявив себя с эмоциональной стороны при слушании и исполнении музыкальных произведений.
Анализ результатов диагностических заданий позволил составить общую таблицу, отражающую исходный уровень развития музыкально-ритмических способностей младших школьников, участвовавших в эксперименте.
Уровень развития музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования
(Критерии оценки:
В - высокий уровень; C – средний уровень;