Развитие музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать педагогические условия развития музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: развитие музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна будет наиболее эффективным, если в процессе занятий будут применены комплексные педагогические условия, опирающиеся на:
- доступные учащимся формы работы;
- целенаправленные педагогические методы и приемы;
- специально разработанную репертуарную политику, основанную на критериях доступности и построенную по принципу от простого к сложному.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических способностей младших школьников……………………………………….....7
1.1. Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………...................7
1.2. Понятие музыкально-ритмических способностей в психолого-педагогической литературе и пути их развития ………………………………14
1.3. Педагогические условия формирования музыкально-ритмических способностей у младших школьников в классе баяна………….................. …24
Выводы по первой главе…………………………........………………………..34
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна……………………….................................................35
2.1. Определение исходного уровня музыкально-ритмических способностей младших школьников (констатирующий этап).................................................37
2.2. Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников в процессе обучения (формирующий этап) …………….………………….…...45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна (контрольный этап)……………………………………….…….55
Выводы по второй главе...……………………………………………...………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Похожаева Диплом--2.doc

— 4.51 Мб (Скачать файл)

 

                                                  Пример № 2: Ф. Люцио «Румба» (фрагмент)

В этом произведении, как и в любом произведении моторного характера, определённой проблемой для учащегося представлялась взятие точного темпа произведения с первых тактов. Для этого, предварительно настроившись, и как можно точнее представив темп исполняемого произведения, ученик просчитывал несколько тактов «про себя» перед исполнением.

 

Развитие эмоциональной отзывчивости на разножанровые музыкально-ритмические формулы происходило в процессе изучения всего музыкального материала. Большое значение в процессе развития эмоциональной отзывчивости на музыку сыграл метод беседы (слушание музыки с последующим обсуждением услышанного). Также, немаловажным явилось обсуждение как самостоятельно исполняемых произведений, так и произведений, сыгранных другими учениками.

Через приобщение к музыке в живом исполнении и прослушивании баянной музыки в записях предполагалось расширить кругозор учащихся, содействовать эмоциональной отзывчивости, дать возможность каждому ученику проявить свою творческую инициативу, высказать эмоциональное впечатление от музыки и передать их в художественных образах. Суть метода беседы заключалась в том, чтобы после прослушивания или проигрывания учащимся произведения поделиться своими эмоциональными впечатлениями от услышанного, подобрать синонимические образные характеристики, проанализировать, как конкретные ритмические формулы определяют жанр и содействуют формированию музыкального образа.

Вальс – жанр европейского танца, имеющего характерную ритмо-формулу в трёхдольном метре. На уроке во 2-ом классе с учащимися Колей С., Олесей К., Мишей Н. И Соней З. мы использовали фрагмент венского вальса И. Штраус-Грюнфельда «Венские вечера», исполненный преподавателем. Одной из характерной особенностей его является изменение ритмической структуры трёхдольного размера. В ходе разбора предложенного музыкального фрагмента школьники определили размер, тональность произведения, простучали ритм, продирижировали его и выявили сложные места. Как известно венский вальс также отличается особой бравурностью характера. И бравурность эта достигается в его исполнении в более подвижном темпе (пример № 3).

 

                  Пример № 3:И. Штраус-Грюнфельд «Венские вечера» (фрагмент)

 

Музыка в жанре марша (от французского marche – ходьба) пишется в музыкальном размере 2/4 или 4/4, который объединяет чёткий энергичный ритм. Учащимся 2-го и 3-го классов был предложен для ознакомления и прослушивания  фрагмент из первой части детской сюиты В. Семёнова «Фанфары» и «Марш солдатиков» в исполнении педагога (пример № 4).

 

Пример № 4: В. Семёнов «Детская сюита № 1» (фрагмент)

 

Учащимся 3-го класса Валере Р., Диме М. и Вике Ф. была предложена для прослушивания и анализа  пьеса в жанре румба – латиноамериканский танец, происхождение которого связано с проникновением африканских ритмов. Его характерный ритм – четверть с точкой. Этот жанр был показан на примере самбы «Тика-тика» в исполнении учителя на инструменте (пример № 4), после чего учащиеся поделились своими впечатлениями и ассоциациями о прослушанном произведении, затем определили его размер, тональность, ритмическую особенность.

 

 

                                                  Пример № 4: Абреу «Тика-тика» (фрагмент)

 

 

С этими же учащимися были прослушана и разобрана пьеса с элементами джаза. Основной характерный элемент в джазе – свинг. Он не схож с синкопой и не выявляет метрические соподчинения, а наоборот, несколько ослабляет метрические тяготения, придавая некую агогическую свободу мелодическим элементам. Подходящим примером может служить пьеса В.Власова «Шаги на снегу» (пример № 5). Ученики определили это произведение сложным для исполнения и необычным по его содержанию, также сделали разбор и анализ  ритмических особенностей данного фрагмента.

 

 

 

 

 

 

                                   Пример № 5: В. Власов «Шаги на снегу» (фрагмент)

 

Таким образом, индивидуальный характер урока в классе баяна позволил педагогу не только научить младших школьников играть на инструменте, привить им начальные знания в области сольфеджио, используя различные приёмы и методы, воздействовавшие на развитие музыкально-ритмических способностей, но и развить основные компоненты музыкально-ритмических способностей, без которых любая музыкальная деятельность была бы невозможной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна (контрольный этап)

 

Завершающий этап опытно-экспериментальной работы имел целью провести сравнительный анализ исходного и достигнутого уровня развития музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста после применения на формирующем этапе специального разработанного комплекса педагогических условий, состоящих из таких форм работы, как слушание музыки, сольное и ансамблевое исполнительство, общедидактических методов беседы, наблюдения, и специальных методов просчитывания исполняемой музыки и схематического изображения метроритмического рисунка, наблюдения и  беседы, сравнения и сопоставления на основе слуховых и зрительных представлений учащихся, а также специально подобранного музыкального материала, основываясь на музыкальных данных учеников.

В ходе опытно-экспериментальной работы метод наблюдения показал, что учащиеся стали проявлять больший интерес к занятиям, внимательнее относиться к заданиям в классе и добросовестнее выполнять домашнюю работу. Младшие школьники стали вести себя на уроках более активно, внимательно, сосредоточенно, дисциплинированно, они смогли преодолеть психологическую неуверенность в собственных способностях и их проявлениях, что сказывалось в их эмоциональном раскрепощении во время занятий. Ответы учащихся стали более чёткими, точными и отличались правильностью суждений.

Результаты педагогической работы, проведённой на формирующем этапе эксперимента, показали общий рост музыкально-ритмических способностей у всех диагностируемых детей младшего школьного возраста экспериментальной группы.

В приведённой ниже таблице показаны контрольные данные по выполнению заданий учащимися на развитие исследуемых музыкально-ритмических способностей. В связи с тем, что для развития одной способности использовалось несколько заданий, они были объединены в соответствии с той или иной музыкально-ритмической способностью и пронумерованы следующем образом:

1. Задания на развитие метроритмического чувства.

2. Задания на развитие музыкально-ритмической памяти.

3. Задания на развитие эмоциональной отзывчивости на разножанровый музыкально-ритмический материал.

                                                                                                            Таблица 5

Уровни развития музыкально-ритмических способностей младших школьников по заданиям на контрольным этапе опытно-экспериментальной работы

 

№ заданий

 

                           Уровни развития

    высокий

       средний

         низкий

 

кол-во

 

%

 

кол-во

 

%

 

кол-во

 

%

          1

   3

 30

     6

  60

     1

     10

          2

   4

40

     5

  50

     1

     10

          3

   4

 40

     6

  60

     0

     0


Исходя из данных таблицы № 5, можно сделать вывод об общем росте уровня музыкально-ритмических способностей младших школьников в связи с проведённой на формирующем этапе педагогической работой.

В результате повторной диагностики уровня развития метроритмического чувства на контрольном этапе был выявлен высокий балл у троих учеников. Шесть учащихся неизменно показали средний уровень в сравнении с результатами диагностики на констатирующем этапе. У одного учащегося остался низкий показатель. Данные сравнительной диагностики приведены в нижеследующей таблице.

                                     

                                                                                                        Таблица 6

Динамика развития метроритмического чувства

(критерии оценки: В - высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень)

                   

Имя  Ф.

Констатирующий этап

Контрольный этап

Богдан К.

С

С

Валера Р.

С

В

Вика Ф.

Н

С

Дима М.

С

В

Коля С.

С

С

Маша Г.

Н

С

Миша Н.

Н

Н

Олеся К.

С

В

    Рита Г.

             С

           С

    Соня З.

             Н

           С


 

 

 

Процесс развития музыкально-ритмической памяти у младших школьников протекал последовательно и равномерно. С помощью применения различных форм работы, таких, как слушание музыки, сольное и ансамблевое исполнительство, тренирующих память и способствующих ритмическому развитию в классе баяна, на контрольном этапе исследования трое ученикам удалось продемонстрировать высокие результаты уровня развития данной способности. Динамику развития музыкально-ритмической памяти учащихся младшего школьного возраста в классе баяна можно проследить в таблице № 7.

 

                                                                                                             Таблица № 7

                     Динамика развития музыкально-ритмической памяти

 

Имя Ф.

 

Констатирующий этап

 

Контрольный этап

Богдан К.

            Н

           С

Валера Р.

            В

           В

Вика Ф.

            С

           С

Дима М.

            С

           В

Коля С.

            Н

           С

Маша Г.

            С

           В

Миша Н.

            Н

            Н

Олеся К.

            В

            В

Рита Г.

            Н

            С

Соня З.

            С

            С


В отношении эмоциональной отзывчивости на разножанровые музыкально-ритмические формулы удалось добиться высоких результатов у всех учеников  (таблица № 8).

 

                                                                                                          Таблица № 8

Динамика развития эмоциональной отзывчивости на разножанровые музыкально-ритмические формулы

Имя  Ф.

Констатирующий этап

Контрольный этап

Богдан К.

            С

           С

Валера Р.

            В

           В

Вика Ф.

            Н

           С

Дима М.

            В

           В

 Коля С.

            С

           В

Маша Г.

            С

           С

Миша Н.

            Н

           С

Олеся К.

            С

           В

Рита Г.

            Н

           С

Соня З.

            С

           С

Информация о работе Развитие музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна