Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования – разработать педагогические условия развития музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: развитие музыкально-ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в классе баяна будет наиболее эффективным, если в процессе занятий будут применены комплексные педагогические условия, опирающиеся на:
- доступные учащимся формы работы;
- целенаправленные педагогические методы и приемы;
- специально разработанную репертуарную политику, основанную на критериях доступности и построенную по принципу от простого к сложному.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития музыкально-ритмических способностей младших школьников……………………………………….....7
1.1. Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………...................7
1.2. Понятие музыкально-ритмических способностей в психолого-педагогической литературе и пути их развития ………………………………14
1.3. Педагогические условия формирования музыкально-ритмических способностей у младших школьников в классе баяна………….................. …24
Выводы по первой главе…………………………........………………………..34
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна……………………….................................................35
2.1. Определение исходного уровня музыкально-ритмических способностей младших школьников (констатирующий этап).................................................37
2.2. Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников в процессе обучения (формирующий этап) …………….………………….…...45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна (контрольный этап)……………………………………….…….55
Выводы по второй главе...……………………………………………...………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………
Как видно из таблиц, результаты повторной диагностики ритмических способностей учащихся показали положительную тенденцию их развития. Всем учащимся удалось продемонстрировать рост уровня каждого из компонентов диагностируемых музыкально-ритмических способностей. Ученики, у которых уровень развития музыкально-ритмических способностей на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы был низким или средним, смогли на контрольном этапе достичь среднего и высокого уровня. В свою очередь те, кто изначально демонстрировал средний и высокий результат по всем показателям на констатирующем этапе, смогли сохранить и улучшить их и на контрольном этапе.
Общие результаты развития диагностируемых ритмических способностей в процессе опытно-экспериментальной работы представлены в нижеследующей таблице.
Общие результаты развития музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Имя Ф. |
Метроритмическое чувство |
Музыкально-ритмическая память |
Эмоциональная отзывчивость на разножанровые музыкально-ритмические формулы |
Богдан К. |
С |
С |
С |
Валера Р. |
В |
В |
В |
Вика Ф. |
С |
С |
С |
Дима М. |
В |
В |
В |
Коля С. |
С |
С |
В |
Маша Г. |
С |
В |
С |
Миша Н. |
Н |
Н |
С |
Олеся К. |
В |
В |
В |
Рита Г. |
С |
С |
С |
Соня З. |
С |
С |
С |
Таким образом, в процессе проведённой опытно-экспериментальной работы удалось достичь высоких результатов в развитии уровня музыкально-ритмических способностей каждого учащегося.
Выводы по второй главе
1. Опытно-экспериментальная работа была направлена на выявление возможностей развития музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна в процессе применения разработанного комплекса педагогических условий, состоящего из определенных форм, методов, приемов работы, а также специально подобранного музыкального репертуара. Акцент делался на следующие компоненты музыкально-ритмических способностей: метроритмическое чувство, музыкально-ритмическая память, эмоциональная отзывчивость на разножанровые музыкально-ритмические формулы. Развитие этих способностей тесно связано с общемузыкальными способностями и влияет на развитие общих способностей растущего человека, кроме того, является основой для музыкальной деятельности и успешного обучения игре на баяне.
2. На констатирующем этапе были разработаны и применены различные диагностические задания, базирующиеся на методах наблюдения и повтора и направленные на выявление уровня развития общих компонентов музыкально-ритмических способностей с использованием разработанных критериев их оценки. По итогам диагностирования было выявлено среднее и низкое состояние развитости музыкально-ритмических способностей у младших школьников: двое учеников с отличными природными музыкальными данными успешно справлялись со всеми предложенными заданиями, остальные учащиеся (большинство) при хороших музыкальных задатках испытывали затруднения и неуверенность в выполняемых заданиях. Младшим школьникам не хватало музыкально-образных впечатлений, сказывалось отсутствие опыта творческой и музыкальной деятельности, неумение проявить себя, неразвитость ритмических способностей испытуемых.
3. Формирующий этап был направлен на развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников в классе баяна, в связи с чем был разработан комплекс педагогических условий, состоящий из:
* форм работы: сольное исполнительство, игра в ансамбле, слушание музыки;
* методов работы: наблюдения, беседы, просчитывания исполняемой музыки, схематического изображения метроритмического рисунка;
* приёмов работы: простукивания – прохлопывания метроритмического рисунка, прерывания – возобновления музыкального движения.
4. В результате повторной диагностики на контрольном этапе была выявлена положительная тенденция в развитии ритмических способностей детей младшего школьного возраста, что отражено в таблицах, показавших рост ритмических способностей детей экспериментальной группы в целом на 60%. Таким образом, педагогические условия, применённые на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, позволили существенно повысить уровень развития музыкально-ритмических способностей учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование развития музыкально-ритмических способностей у младших школьников в классе баяна велось теоретическими и практическими путями, что отражено в двух главах работы.
1.Анализ психолого-педагогической, методической и музыкальной литературы показал, что развитие музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста является одной из важных задач в современной педагогической практике в классе баяна.
2.Опытно-экспериментальная работа велась в соответствии с разработанным комплексом педагогических условий, включающим в себя: специально подобранный репертуар, построенный по принципу от простого к сложному; различные методики диагностики; педагогические методы – наблюдение, беседа, просчитывание исполняемой музыки, схематическое изображение метроритмического рисунка; формы работы – сольная и ансамблевая игра на инструменте, слушание музыки; приёмы работы – простукивание метроритмического рисунка, прерывание-возобновление музыкального движения, направленные на развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников.
3.Для развития выявленных компонентов музыкально-ритмических способностей, таких как метроритмическое чувство, музыкально-ритмическая память и эмоциональная отзывчивость на разножанровые музыкально-ритмические формулы, были необходимы комфортные педагогические условия, отвечающие не только поставленным задачам, но и потребностям младшего школьника. Чтобы обеспечить успешное освоение музыкального материала и достижение лучших результатов в классе баяна, потребовалось организовать интересные, яркие и разноплановые уроки.
4.В результате применения
разработанного комплекса
Таким образом, опытно-экспериментальная работа по теме «Развитие ритмических способностей детей младшего школьного возраста в классе баяна» подтвердила выдвинутую гипотезу и показала, что осуществление в классе баяна комплексного подхода к музыкально-педагогическому процессу, заключающемуся в развитии музыкально-ритмических способностей через использование различных форм, методов и приёмов работы, приводит к эффективному развитию ритмических способностей детей младшего школьного возраста. Это бесспорно свидетельствует об эффективности разработанных и применённых в процессе обучения юных баянистов педагогических условий и подтверждает выдвинутую в работе гипотезу.
Литература
1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования. М.: Музыка, 2003. – 368 с.
2. Абезгауз И.С. Об одной ритмической фигуре. М.: Советская музыка, 1970. - № 2
3. Апраксина О.А. Из истории музыкального образования. М.: Просвещение, 1997.- 207 с.
4. Афонина Н.Ю. Ритм. Метр. Темп. Временная организация в музыке. Спб.: Союз художников, 2001.
5. Афонина Н.Ю. Проблемы ритмического анализа. // Ритм и форма. / Ред. Афонина Н., Иванова Л.. Спб.: Союз художников, 2002.
6. Березовский Б.Л. К методике
выявления музыкальных
7. Берлянчик М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя. // Психология и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск,1986 г. - Вып. 4.
8. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1985г. - 80 с.
9. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968.
11. Ветлугина Н.А. Возрастная и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. Сб. статей / Ред. – сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка1980. – 256 с.
12. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л.: Учпедгиз, 1935. - 72 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. Предисл. А.Н. Леонтьева / Коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 57 с.
14. Дж. Гилфорд Психология общих способностей. М.: Изд. Психологический тест, 2009. – 89 с.
15. Э. Жак-Далькроз Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. М.: Классика, 2001.
16. Запорожец А.В Развитие рассуждений у младшего школьного возраста. М.: АПН РСФСР, 1960. – 430 с.
17. Имханицкий М.И. История исполнительства на народных инструментах. М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2001.
18. Коффка К. Психология ощущения и восприятия. Хрестоматия по психологии. Ред. Ю. Гиппенрейтер, В. Любимова, М. Михалевской М.: изд. Черо, 1999.
19. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. Очерки психологии детей, М.: 1950.
20. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 2004., 144 с.
21. Э. Мейман Введение в современную эстетику. Перевод И. Слониной, В. Слонина, Ю. Айхенвальза Изд. ЛКИ, 2007.
22. Новосёлова С.Л. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Букинистическое изд., 2005.
23. Паньков О.С. О работе баяниста над ритмом. М.: Музыка, 1986.
24. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Академический проект, Трикста, 2008 . - 400 с.
25. Пиличкаускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. М.: 1992.
26. Подьяков Н.Н. Закономерности психологического развития ребёнка, Краснодар, 1997.
27. Ручьевская Е.А. Движение и ритм // Ритм и форма / Ред. Афонина Н., Иванова Л.. Спб.: Союз художников. 2002.
28. Семёнов В.А. Современная школа игры на баяне. М.: Музыка, 2003. – 216с.
29. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика,1988. – 176 с.
30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1974. – 334 с.
31. Холопов Ю.Н. Метрическая структура периода и песенных форм Проблемы музыкального ритма. М.: Музыка,1986 .
32. Холопова В.М. Музыкальный ритм. М.: Музыка,1980.
33. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: Изд. Академии Педагогических Наук РСФСР, 1950. – 116 Сс.
34. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие, М.: Просвещение, 2001.
35. Школяр Л.В., Критская Е.Д., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального воспитания детей.
36. Эльконин Д.Б. Психическое развитие школьников. Ред. Божович Л.И., Благонадежина Л.В.. М.: Психология, 1956. – 135 с.
Нотная литература
37. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Изд.: Катанский В.Н., 2004. – 112 .
38. Паньков О.С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для баяна (аккордеона) [Ноты], для учащихся 2-4 кл. ДМШ: Учебно-методическое пособие. Изд.: Феникс 2007. – 75 с.
39. Семёнов В.А. Современная школа игры на баяне [Ноты]. М.: Музыка,2007. – 47 с.
40. Хромушин О. Учебник
джазовой импровизации для