Бюджетный процесс города Новосибирска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ местного бюджета с разных позиций, а также изучение бюджетного процесса в городе Новосибирске.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
 рассмотреть на начальной стадии изучения бюджетный процесс и устройство в Российской Федерации;
 изучить различные аспекты при определении понятия местного бюджета;
 охарактеризовать функции бюджета муниципального образования;
 проанализировать структуру местного бюджета, то есть изучить доходную и расходную часть бюджета муниципального образования;
 рассмотреть основные характеристики бюджета города Новосибирска;
 раскрыть сущность бюджетного устройства города Новосибирска;
 изучить плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ……………5
1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ……………………..….5
1.2 Понятие местного бюджета…………………………………………………..9
1.3 Функции бюджета муниципального образования………………………....12
Глава II. Структура местного бюджета………………………………………...14
2.1 Доходная часть местных бюджетов……………………………………..….14
2.2 Расходная часть местных бюджетов………………………………………..18
Глава III. Бюджетный процесс города Новосибирска………………………...21
3.1 Бюджетное устройство в городе Новосибирске………………………...…21
3.2 Плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год………………...…..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………...………………38

Вложенные файлы: 1 файл

готово.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава I. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ……………5

1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ……………………..….5

1.2 Понятие местного бюджета…………………………………………………..9

1.3 Функции бюджета муниципального образования………………………....12

Глава II. Структура местного бюджета………………………………………...14

2.1 Доходная часть местных бюджетов……………………………………..….14

2.2 Расходная часть местных бюджетов………………………………………..18

Глава III. Бюджетный процесс города Новосибирска………………………...21

3.1 Бюджетное устройство в городе Новосибирске………………………...…21

3.2 Плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год………………...…..32

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованных источников…………………………...………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и ее основного звена – бюджетной системы.

    В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. Кроме того, утверждена концепция реформирования межбюджетных отношений на 1999-2001 гг., был принят Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления».

    Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

   К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов. Так как местный бюджет является основополагающей ступенью для решения столь важных вопросов, отнесенных местным органам власти, изучаемая тема является актуальной в данный период.

   Целью данной работы является комплексный анализ местного бюджета с разных позиций, а также изучение бюджетного процесса в городе Новосибирске.

   В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

      рассмотреть на начальной стадии изучения бюджетный процесс и устройство в Российской Федерации;

      изучить различные аспекты при определении понятия местного бюджета;

      охарактеризовать функции бюджета муниципального образования;

      проанализировать структуру местного бюджета, то есть изучить доходную и расходную часть бюджета муниципального образования;

      рассмотреть основные характеристики бюджета города Новосибирска;

      раскрыть сущность бюджетного устройства города Новосибирска;

      изучить плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год.

   Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с бюджетом муниципального образования в Российской Федерации.

   Предметом исследования является местный бюджет.

   В данной работе я использовала следующие научные методы: сравнительно-правовой, исторический и системный методы исследования.

    В науки данная тема достаточно разработана. Существует множество  учебной и научной литературы. Тем неимение тема местный бюджет продолжает вызывать интерес у многих ученных. Этой темой интересуются и студенты, участвующие в научных конференциях, так как многие вопросы все же остаются до конца не изученными.

   При изучении темы были использованы учебники известных в науке авторов (О.Е. Кутафин, А.Н. Кокотов, А.М. Годин и др.), труды ученных в форме монографий (Т.Б. Иванова, Т.Г. Скурихина и др.), изучены статьи из популярных журналов («Муниципальная экономика», «Регион: экономика и социология» и др.), разобраны интересные материалы конференций, рассмотрены важнейшие нормативно-правовые акты и материалы судебной практики. Использование данных источников способствовало наиболее полному и точному изучению темы.

 

  

Глава I. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ

1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ

   Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение как основанной на экономических отношениях, государственном устройстве и юридических нормах совокупности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальных образований. Следует заметить, что БК РФ 1998 г. (ст. 6 и 10) расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов в собственном смысле слова и внебюджетные государственные социальные фонды (ст. 13). При этом какие-либо муниципальные (местные) внебюджетные фонды не упоминаются. Такое объединение является условным и требует уточнения. С бюджетом названные фонды сближает утверждение представительными (законодательными) органами власти, которые утверждают и отчеты об исполнении бюджетов этих фондов. Однако внебюджетные фонды существенно отличаются от государственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным рассматриваются особо целевым содержанием, правовым режимом.[1]

   Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государства и муниципальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его формировании и использовании.

   Следовательно, бюджетное устройство - это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.

   Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

   Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

   В бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов;

в) местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Федерации.

   Среди них следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым правовым режимом - бюджеты закрытых административно-территориальных образований.[2]

   Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

   С 1991 г. при сохранившихся в основном видах бюджетов бюджетное устройство в РФ претерпело существенные изменения. Содержание организационно-правовых принципов взаимосвязи между бюджетами еще в рамках Союза ССР стало иным после принятия бывшими союзными республиками, в том числе и РСФСР, Деклараций о суверенитете. Бюджеты союзных республик обособились от союзного (федерального) бюджета и перестали представлять вместе с ним единый государственный бюджет, утверждаемый высшим органом государственной власти страны - Верховным Советом СССР. Обособление бюджетов произошло и в России, что нашло свое закрепление в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В результате перестал утверждаться государственный бюджет Российской Федерации как ее основной финансовый план формирования и использования единого денежного фонда, в котором сосредоточивались средства всех бюджетов, т.е. произошло обособление бюджетов всех уровней.

   Законодательно закреплены (сначала в ранее принятых законах, а затем в БК РФ (ст. 28, 29, 31), в качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.[3]

   Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов и расходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов, участия бюджетов разных уровней в финансировании совместных программ, оказания финансовой поддержки бюджетам нижестоящих уровней. В результате складываются межбюджетные отношения, осуществляемые органами государственной власти и местного самоуправления разных уровней (гл. 16 БК РФ).

   Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база; использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.

   Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе бюджетной и налоговой политики в стране.

   БК РФ 1998 г. (ст. 29) указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы – единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета.

   Самостоятельность бюджетов (ст. 31 БК РФ) обеспечивается правом самостоятельного утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.

   Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности российского государства в целом.[4]

 

 

1.2 Понятие местных бюджетов

     Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Для выполнения функций, возложенных на местные представи­тельные и исполнительные органы, они наделяются определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами.

   Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан­ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

  Бюджет – необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов местного самоуправления.[5]

   В материальном аспекте местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, то есть в характеристике бюджета как экономического механизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов самоуправления.

   В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов государства.

   Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

  В Бюджетном кодексе РФ (ст. 1) установлена основная правовая форма этого акта применительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные) — в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чем проявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности. К названной основной форме дополняются финансово-плановые акты органов исполнительной власти, конкретизирующие бюджет (например, сводная бюджетная роспись).

Информация о работе Бюджетный процесс города Новосибирска