Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа
Целью данной работы является комплексный анализ местного бюджета с разных позиций, а также изучение бюджетного процесса в городе Новосибирске.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
рассмотреть на начальной стадии изучения бюджетный процесс и устройство в Российской Федерации;
изучить различные аспекты при определении понятия местного бюджета;
охарактеризовать функции бюджета муниципального образования;
проанализировать структуру местного бюджета, то есть изучить доходную и расходную часть бюджета муниципального образования;
рассмотреть основные характеристики бюджета города Новосибирска;
раскрыть сущность бюджетного устройства города Новосибирска;
изучить плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ……………5
1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ……………………..….5
1.2 Понятие местного бюджета…………………………………………………..9
1.3 Функции бюджета муниципального образования………………………....12
Глава II. Структура местного бюджета………………………………………...14
2.1 Доходная часть местных бюджетов……………………………………..….14
2.2 Расходная часть местных бюджетов………………………………………..18
Глава III. Бюджетный процесс города Новосибирска………………………...21
3.1 Бюджетное устройство в городе Новосибирске………………………...…21
3.2 Плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год………………...…..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………...………………38
В Бюджетном кодексе (ст. 87) устанавливается перечень расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов:
содержание органов местного самоуправления;
формирование муниципальной собственности и управление ею;
организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
организация утилизации и переработки бытовых отходов;
организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
обеспечение противопожарной безопасности;
охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
обслуживание и погашение муниципального долга;
целевое дотирование населения;
проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.[14]
Расходы бюджетов, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.[15]
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет), предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления, полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенции из других бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации, для осуществления отдельных государственных полномочий.
Глава III. Бюджетный процесс города Новосибирска
3.1 Бюджетное устройство в городе Новосибирске
Бюджетный процесс в г. Новосибирске регламентируется Положением “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Новосибирске”, являющемся приложением к решению городского Совета № 131 от 26.03.98.
В соответствии со статьей 16 Положения бюджетный процесс в городе подразделяется на следующие этапы:
разработка прогноза социально-экономического развития города;
разработка рабочей документации к проекту бюджета города;
рассмотрение проекта бюджета города в первом чтении;
рассмотрение проекта бюджета города во втором чтении;
утверждение бюджета города;
исполнение и внесение изменений в бюджет города;
организация контроля бюджетного процесса;
рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета города.
Статья 17 определяет общие принципы и сроки составления и представления проекта бюджета города. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета города принимает мэр не позднее, чем за 4 месяца до начала соответствующего финансового года.[16]
На основании этого решения мэрия в течение полутора месяцев разрабатывает прогноз социально-экономического развития города, сводный баланс финансовых ресурсов, определяет основные направления бюджетной политики, уточняет перечень целевых общегородских программ, подлежащих бюджетному финансированию. Далее управление финансов и налоговой политики мэрии осуществляет необходимые расчеты и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов и расходы на целевые общегородские программы. Городской Совет за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года по представлению мэра определяет приоритетность целевых программ социально-экономического развития города.[17]
Статья 19 определяет перечень документов к проекту бюджета города для рассмотрения его в первом чтении. Мэр представляет городскому Совету бюджетное послание на следующий финансовый год в срок до 1 ноября предыдущего финансового года со следующими документами и материалами:
1. предварительными итогами социально-экономического развития г. Новосибирска за текущий финансовый год;
2. прогнозом социально-экономического развития г. Новосибирска на предстоящий финансовый год;
3. основными направлениями бюджетной и налоговой политики г. Новосибирска на предстоящий финансовый год;
4. сводным балансом финансовых ресурсов г. Новосибирска на предстоящий финансовый год;
5. сведениями о доходах г. Новосибирска;
6. перечнем целевых социально-экономических программ г.Новосибирска с указанием основных мероприятий, обоснованиями и расчетами по ним;
7. основными характеристиками межбюджетных отношений бюджета города с областным бюджетом Новосибирской области и федеральным бюджетом Российской Федерации: нормативы отчислений по регулирующим доходным источникам, суммы дотаций и субвенций из федерального бюджета и областного бюджета;
8. перечнем федеральных и областных программ, финансируемых на территории г. Новосибирска в предстоящем финансовом году, с указанием источников и объемов финансирования, обоснованиями и расчетами по разделам, группам и подгруппам классификации доходов, по разделам, главам и статьям бюджетной классификации расходов бюджета города;
9. перечнем городских внебюджетных фондов и проектами решений городского Совета о бюджетах городских внебюджетных фондов на предстоящий финансовый год;
10. информацией о дебиторской и кредиторской задолженности муниципалитета на момент внесения бюджета в городской Совет;
11. проектом решения городского Совета “О бюджете города” на предстоящий финансовый год, подготовленным в соответствии с Положением “О бюджетной классификации города Новосибирска” и приложениями к нему:
приложение № 1 “Проект бюджета города”;
приложение № 2 “Нормативы отчислений по регулирующим источникам доходов”;
приложение № 3 “Нормативы отчислений по закрепленным за районами города Новосибирска источникам доходов”;
приложение № 4 “Перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных статей бюджета”;
приложение № 5 “Перечень дотаций и субвенций из федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области бюджету города”;
приложение № 6 “Перечень федеральных, областных, городских целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета города”;
приложение № 7 “Перечень инвестиционных программ на очередной финансовый год (бюджет развития) с расшифровкой по направлениям финансирования, объектам ”;
приложение № 8 “Структура кредиторской задолженности бюджета города с расшифровкой по отраслям городского хозяйства”.
приложение № 9 “Программа мер по финансированию дефицита бюджета города”, включающая объем привлечения заемных средств, объем выпуска городских ценных бумаг на предстоящий финансовый год.
12. оценкой ожидаемого исполнения бюджета города в текущем финансовом году;
13. перечнем межрегиональных и международных договоров г. Новосибирска, вступивших в силу и предусматривающих финансирование из бюджета города;
14. предложениями по изменению и отмене нормативно-правовых актов муниципалитета, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченных реальными источниками финансирования в следующем финансовом году.[18]
Бюджетное послание мэра и рабочая документация после поступления в городской Совет направляются для предварительного рассмотрения в постоянные депутатские комиссии городского Совета. В течение 20 дней все постоянные комиссии городского Совета рассматривают бюджетное послание и представляют в постоянную депутатскую комиссию по бюджету, финансовой и налоговой политике свои письменные заключения, поправки, замечания и предложения к проекту бюджета.
Постоянная депутатская комиссия по бюджету, финансовой и налоговой политике рассматривает проект бюджета и рабочую документацию к нему по укрупненным разделам с участием руководителей департаментов, структурных подразделений мэрии, специалистов планово-экономического управления, управления финансов и налоговой политики мэрии, государственной налоговой инспекции по г. Новосибирску.
Эта комиссия обобщает заключения постоянных депутатских комиссий, поправки, замечания и предложения депутатов, результаты собственного рассмотрения проекта бюджета, мнения экспертов и специалистов и готовит проект сводного заключения, который обсуждается на ее заседании с участием председателей других комиссий и всех заинтересованных депутатов городского Совета. Заключение комиссии представляется на рассмотрение сессии городского Совета не позднее 30 дней с момента внесения бюджетного послания мэра в городской Совет.[19]
По итогам обсуждения проекта бюджета города городской Совет может принять решение о принятии его в целом, за основу или об его отклонении. При принятии проекта бюджета за основу городской Совет рассматривает и утверждает основные характеристики бюджета города, к которым относятся:
нормативы отчислений по регулирующим источникам доходов;
нормативы отчислений по закрепленным за районами города Новосибирска источникам доходов;
перечень дотаций и субвенций из федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области бюджету города;
общая сумма доходов бюджета города;
размеры дефицита бюджета города в абсолютном выражении и процентах к расходам;
общая сумма расходов бюджета города.
Городской Совет поручает постоянной депутатской комиссии по бюджету, финансовой и налоговой политике совместно с мэрией подготовить проект ко второму чтению, устанавливает предельный срок внесения письменных предложений и замечаний, определяет дату рассмотрения бюджета во втором чтении, а также конкретные замечания и поправки к проекту.[20]
При отклонении проекта бюджета в первом чтении городской Совет принимает одно из следующих решений:
о создании согласительной комиссии, которая, исходя из рекомендаций, изложенных в Сводном заключении, в течение 15 дней разрабатывает согласованный вариант уточненных показателей проекта бюджета города, после чего мэр вносит проект бюджета на рассмотрение городского Совета во втором чтении;
о возвращении данного проекта бюджета мэрии. В течение последующих 15 дней мэр представляет новый проект бюджета города с учетом рекомендаций, изложенных в Сводном заключении, для его рассмотрения в первом чтении. Новый вариант проекта бюджета направляется городскому Совету и рассматривается им в описанном выше порядке. Возвращение проекта бюджета осуществляется один раз. В случае его повторного отклонения городской Совет принимает решение о создании согласительной комиссии. До принятия проекта бюджета в первом чтении мэрия может вносить в него любые изменения по результатам обсуждения, информируя о них городской Совет.[21]
После внесения мэром проекта бюджета города на второе чтение, в течение 15 дней он рассматривается в постоянных депутатских комиссиях по статьям и разделам, по социальным программам бюджета, определяется перечень защищенных статей и верхний предел ассигнований по защищенным статьям бюджета в процентах к его расходной части и выносится на рассмотрение сессии городского Совета.
Постатейное обсуждение состоит из доклада постоянной депутатской комиссии по бюджету, финансовой и налоговой политике о работе с замечаниями, поправками, обоснованием по их включению в проект или отклонения, выступлений депутатов и мэра или его первого заместителя. Обсуждение доходной и расходной частей бюджета проводится отдельно по видам доходов, а также по разделам, главам и укрупненным статьям расходов в соответствии с бюджетной классификацией.
При рассмотрении бюджета во втором чтении городской Совет рассматривает и утверждает следующие характеристики бюджета:
доходы бюджета города в соответствии с бюджетной классификацией;